№ 2а-67/2017
Решение
Именем Российской Федерации
09 июня 2017 года город Самара
Самарский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - Козачка С.А., с участием представителей: административного истца - Захарова А.П., административных ответчиков Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и руководителя указанного учреждения - Юсова В.В., при секретаре Морозове М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> Абдулаева М.Д. о признании незаконным решения руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ о включении административного истца в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих с ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
Абдулаев проходит военную службу по контракту с ДД.ММ.ГГГГ, которую с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проходит в войсковой части № в воинском звании <данные изъяты>.
Согласно уведомлению Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Абдулаев был включен в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих с ДД.ММ.ГГГГ.
Считая, что ДД.ММ.ГГГГ по предыдущему месту службы в войсковой части № он обратился надлежащим образом к командованию данной части с рапортом о включении его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и должен быть включен в указанный реестр с момента регистрации данного рапорта со ДД.ММ.ГГГГ, Абдулаев обратился в Самарский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, и просит признать решение руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ о включении административного истца в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих с ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязать административного ответчика включить его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих со ДД.ММ.ГГГГ.
Исследовав представленные и имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав объяснения представителей сторон, показания свидетеля Х.Г.В., а также мнение представителя административных ответчиков Юсова В.В. о пропуске административным истцом срока для обращения в суд с административным исковым заявлением, суд считает, что требования Абдулаева удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, при этом пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда, а причины пропуска данного срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Положениями данной статьи также определено, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
До введения в действие 15 сентября 2015 года Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации аналогичные положения о трехмесячном сроке обращения с заявлением в суд были предусмотрены частью 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым ранее был регламентирован порядок производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно п. 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».
К участникам накопительно-ипотечной системы в силу п. 4 ч. 1 ст. 9 вышеуказанного Федерального закона относятся сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 г., изъявившие желание стать участниками такой системы.
В соответствии с подп. 4 п. 13 Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 года № 89, датой возникновения соответствующего основания для включения военнослужащих в реестр является для сержантов и старшин, солдат и матросов - дата регистрации в журнале учета служебных документов их обращения (в письменной форме) о включении в реестр.
Согласно пункту 17 этих же Правил срок внесения в реестр записи о включении военнослужащего в реестр не должен составлять более 3 месяцев с даты возникновения соответствующего основания.
Судом установлено, что для включения жилищным органом в ДД.ММ.ГГГГ Абдулаева в реестр участников накопительно-ипотечной системы со ДД.ММ.ГГГГ, он представил по последнему месту службы, ответственному должностному лицу по проведению работы по учету военнослужащих, участников накопительно-ипотечной системы и военнослужащих - кандидатов на участие в данной системе, копию рапорта от ДД.ММ.ГГГГ, который вместе с другими необходимыми документами был направлен по команде в <данные изъяты>» для проверки и дальнейшего представления в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ, в связи с возвращением <данные изъяты> предыдущих документов административного истца, командиром войсковой части № были направлен комплект документов по Абдулаеву о включении в реестр участников накопительно-ипотечной системы с ДД.ММ.ГГГГ, при этом последнему от Х.Г.В. было известно об отсутствии оснований для включения в реестр ранее вновь представленной даты.
Принимает суд во внимание и то обстоятельство, что постановление Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 года. № 89, утвердившего в том числе срок внесения в реестр записи о включении военнослужащего в реестр, официально опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 28 февраля 2005 года, № 9, ст. 720, а также в Российской газете 03 марта 2005 года, № 42, его текст размещен и в информационно-справочной системе «Консультант Плюс», следовательно, данный акт после его официального опубликования 03 марта 2005 года был доведен до сведения неопределенного круга лиц, и любое заинтересованное лицо имело возможность ознакомиться с ним.
Абдулаев обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании даты возникновения основания для включения в реестр с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ, сдав его в организацию почтовой связи 05 апреля 2017 года, то есть по истечении более 7 лет со дня обращения к командованию войсковой части № о первоначальном включении в реестр участников накопительно-ипотечной системы.
Из установленных в ходе судебного заседания обстоятельств следует, что Абдулаев об отсутствии сведений о внесении его в реестр по предыдущему месту службы обязан был знать в конце 2009 года начале 2010 года, более того об отсутствии данных сведений ему было известно по последнему месту службы в войсковой части № в ДД.ММ.ГГГГ, после представления копии рапорта от ДД.ММ.ГГГГ и направления вместе с другими документами в <данные изъяты>.
Каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи административного искового заявления в течение трех месяцев со дня, когда Абдулаеву стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, не приведено, а доводы его представителя о том, что права административного истца, которые он полагал нарушенными, следует исчислять лишь с момента получения уведомления о включении в реестр участников накопительно-ипотечной системы с ДД.ММ.ГГГГ в данном случае правового значения не имеют, так как административный истец обладая надлежащей информацией о предполагаемом нарушении с начала 2010 года, а в последующем и в июле 2015 года своих прав по указанному вопросу, в установленный законом срок за судебной защитой не обратился.
Указанные обстоятельства безусловно свидетельствуют о том, что административный истец, зная еще в июле 2015 года о ненаправлении в жилищный орган его рапорта от ДД.ММ.ГГГГ о включении в реестр участников накопительно-ипотечной системы и возвращением в последующем документов о включении в реестр со ДД.ММ.ГГГГ, обратился за судебной защитой только 05 апреля 2017 года, то есть по истечении трехмесячного срока, установленного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации без уважительной причины, что является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 175 - 180 и 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, военный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований Абдулаеву М.Д. о признании незаконным решения руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ о включении административного истца в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих с ДД.ММ.ГГГГ отказать, в связи пропуском срока обращения в суд без уважительной причины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Приволжский окружной военный суд через Самарский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.