РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Советск 20 июня 2014 года
Советский городской суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Голованова Д.А., при секретаре Вылегжаниной В.А., с участием представителя ответчика МО МВД России «Советский» Толкалиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бондаренко Д.В. к межмуниципальному отделу МВД России «Советский», Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Бондаренко Д.Ю. обратился в суд с настоящим иском, указав, что в конце мая 2006 года было вынесено постановление о замене ранее назначенного ему наказания в виде исправительных работ на лишение свободы, он был помещен в ИВС при ОВД г.Советска, где содержался 10 суток. Условия содержания в изоляторе не соответствовали требованиям закона: в камере отсутствовали индивидуальное спальное место, санузел и душ, не проводилась прогулка, не выдавалось постельное белье, стены камер оштукатурены под «шубу», освещение было недостаточным из-за стеклоблоков, питание - один раз в день. Указанные нарушения причинили ему физические и нравственные страдания, в связи с чем просил взыскать с ответчиков в его пользу денежную компенсацию в размере 20 000 рублей за причиненный моральный вред.
В судебное заседание истец, содержащийся в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, не вызывался, о дне слушания извещен надлежащим образом, в том числе, ему разъяснено право вести свои дела в суде через представителей. Своего представителя для участия в деле не направил.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела. Ходатайство об отложении рассмотрения дела, а также своих возражений по исковым требованиям не представил.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело без участия истца, представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации.
Представитель ответчика межмуниципального отдела МВД России «Советский» Толкалина Е.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании пояснила, что истцом не представлено доказательств факта причинения физического и морального вреда. Кроме этого, пояснила, что душ в ИВС имелся, наличие душа в каждой камере действующим законодательством предусмотрено не было, возможность помывки подозреваемым и обвиняемым была предоставлена, питание осуществлялось три раза в день. Наличие иных указанных в иске нарушений требований законодательства, регламентирующих порядок и условия содержания под стражей не оспаривала. Просила отказать в части исковых требований, при этом полагала, что сумма заявленного иска подлежит существенному снижению.
Выслушав пояснения представителя ответчика межмуниципального отдела МВД России «Советский» Толкалиной Е.В., изучив материалы дела в совокупности с представленными доказательствами, и дав им оценку в соответствии с требованиями ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд приходит к следующим выводам.
Условия содержания в изоляторах временного содержания (ИВС) обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений должны соответствовать «Конвенции о защите прав человека и основных свобод», заключенной в г.Риме 04.11.1950, Конституции Российской Федерации, требованиям Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 № 103-ФЗ (далее - Закон), Правилам внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД Российской Федерации от 22.11.2005 №950.
Согласно ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950, участником которой является Российская Федерация, никто не должен подвергаться бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию. В силу ст.14 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10.12.1984, участником которой также является Российская Федерация, каждое государство - участник обеспечивает в своей правовой системе возмещение и подкрепляемое правовой санкцией право на справедливую и адекватную компенсацию.
В силу ст.21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством, ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В соответствии со ст. 9 Закона, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений и в них могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности (местной милиции) и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете Министерства внутренних дел Российской Федерации. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Подозреваемые и обвиняемые, в силу ст. 17 Закона, имеют право, помимо прочего: получать бесплатное материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях; пользоваться прогулкой продолжительностью не менее одного часа.
Статьей 23 Закона предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, предоставляется индивидуальное спальное место, выдаются постельные принадлежности.
В силу требований п.п. 42 - 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД Российской Федерации от 22.11.2005 №950, подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации, бесплатно обеспечиваются для индивидуального пользования постельным бельем (двумя простынями, наволочкой), камеры ИВС оборудуются, в том числе: индивидуальными нарами или кроватями; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа.
В судебном заседании установлено, что вступившим в законную силу решением Советского городского суда по делу № от ДД.ММ.ГГГГ по иску прокурора г.Советска Калининградской области к Управлению внутренних дел Калининградской области, третьему лицу на стороне ответчика - Отделу внутренних дел по Советскому городскому округу, условия содержания в ИВС при ОВД г.Советска признаны не соответствующими ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В ходе рассмотрения указанного дела было установлено, что в ИВС при ОВД г.Советска для содержания лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в 2003 году использовались четыре камеры площадью 7,8 кв.м, 8,1 кв.м, 8,3 кв.м, и 8,3 кв.м. В ИВС, помимо камер, имелся туалет (санузел), совмещенный с местом для приема душа, общей площадью 3,4 кв.м, камера административных задержанных, площадью 14,1 кв.м (камера №5), кладовая, площадью 7,4 кв.м, а также коридор и одна комната, используемая в качестве следственного кабинета. Стены в камерах выполнены под «шубу», а не гладко выкрашены. ИВС при ОВД г. Советска не имел должного набора помещений, предусмотренных инструкцией по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД РФ СП-12-95, Правилами: комнаты подогрева пищи и мытья столовой посуды; прогулочного дворика; кладовых для чистого и грязного белья, постельных принадлежностей; кабинета медработника. Бытовые условия в изоляторе временного содержания не отвечали требованиям гигиены и санитарии. Так, в камерах ИВС при ОВД г. Советска отсутствовали постельное белье, водопровод и канализация. Лицам, содержащимся в ИВС, не предоставлялись индивидуальные спальные места, все спали на одном общем деревянном настиле. Подозреваемым и обвиняемым выдавались матрацы, одеяла, которые после убытия содержащихся под стражей, не подвергались дезинфекционной обработке. В камерах не оборудованы радиоточки, не созданы необходимые условия для хранения личных вещей, туалетных принадлежностей. Пол в коридоре ИВС находился в аварийном состоянии, местами прогнил, проваливался, линолеум порван, в дырах. Санузел содержался в неудовлетворительном санитарно-гигиеническом состоянии. В ИВС отсутствовал санпропускник с камерой дезинфекции, в связи с чем, не проводилась обработка доставленных лиц. По причине отсутствия дворика для прогулки нарушалось право лиц, содержащихся в ИВС, на пользование ежедневной прогулкой не менее одного часа. При организации питания нарушались требования санитарных правил СП 2.3.6.1079-01 «Организация общественного питания». Подозреваемым и обвиняемым выдавали хлеб, сахар один раз в сутки, который хранился в камерах на полу. Вторые блюда доставлялись в емкости без крышки, сосиски, хлеб в полиэтиленовых пакетах в картонной коробке. Нарушался режим мытья столовой посуды. Отсутствовал в штатном расписании медицинский работник. Экстренная медицинская помощь лицам, содержащимся в ИВС, оказывалась бригадами скорой медицинской помощи г. Советска. Не соблюдалась норма санитарной площади в камерах на одного задержанного.
Из ответа МО МВД России «Советский» от ДД.ММ.ГГГГ и Книги учета лиц, содержащихся в ИВС за 2006 год, следует что истец содержался в изоляторе временного содержания при ОВД г.Советска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Судом приняты исчерпывающие меры по сбору доказательств, подтверждающих пребывание в ИВС при ОВД г.Советска в указанный в иске период.
В соответствии с ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Каких-либо других доказательств, подтверждающих обстоятельства, изложенные в иске, Бондаренко Д.Ю. суду не представлено.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, в связи с пребыванием истца в ИВС при ОВД г.Советска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, у суда не возникает сомнений в том, что ему содержанием в указанном изоляторе в условиях, не соответствующих требованиям указанных выше нормативно-правовых актов, в части отсутствия в камерах ИВС индивидуального спального места, гладкоокрашенных стен, санитарного узла, трехразового питания, достаточного освещения, постельного белья, прогулок на свежем воздухе, был причинен моральный вред, который подлежит компенсации государством.
Ответчиками каких-либо доказательств, опровергающих доводы истца о том, что в период его содержания в ИВС при ОВД г.Советска, условия содержания не соответствовали требованиям закона, представлено не было.
Согласно ч. 1 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
Поскольку ответчиками не представлено никаких доказательств о том, что место содержания истца под стражей соответствовало указанным выше требованиям, суд, с учетом принятого ДД.ММ.ГГГГ Советским городским судом Калининградской области решения по делу №, приходит к выводу, что содержащиеся в исковом заявлении доводы истца о нарушении условий его содержания соответствуют действительности.
В то же время, изложенные в иске доводы Бондаренко Д.Ю. о причинении ему морального вреда вследствие отсутствия в камере душа не нашли своего подтверждения в судебном заседании, поскольку действующим законодательством наличие указанного сантехнического оборудования в камерах ИВС не предусмотрено.
В соответствии со ст.ст.151, 1099, 1100 и 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя - причинителя вреда, в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда, и иные заслуживающие внимания обстоятельства, а также степень вины и характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред с учетом требований разумности и справедливости.
Согласно ст.1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст.1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п.3 ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
С учетом требований ст.1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, надлежащим ответчиком по настоящему делу является Министерство финансов Российской Федерации.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд находит, что исковые требования Бондаренко Д.Ю. о компенсации морального вреда за ненадлежащие условия содержания в ИВС при ОВД г.Советска подлежат частичному удовлетворению.
При этом суд принимает во внимание давность содержания Бондаренко Д.Ю. в ИВС при ОВД г.Советска (2006 год), характер и продолжительность периода нарушения прав истца, степень вины ответчика, объективные обстоятельства, влиявшие на финансирование деятельности ИВС при ОВД г.Советска, отсутствие существенных негативных последствий в результате нарушения прав истца, правомерность его помещения в ИВС, требования разумности и справедливости, а также индивидуальные особенности истца.
Исходя из указанных обстоятельств дела, суд считает, что компенсация причиненного Бондаренко Д.Ю. морального вреда, подлежащей взысканию с Министерства финансов Российской Федерации за счет Казны Российской Федерации, должна быть определена в 1 000 рублей, что будет соответствовать требованиям разумности и справедливости. В остальной части исковые требования Бондаренко Д.Ю. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Бондаренко Д.В. удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет Казны Российской Федерации в пользу Бондаренко Д.В. в счет возмещения морального вреда, причиненного в результате ненадлежащих условий содержания в изоляторе временного содержания при ОВД г.Советска, в размере 1 000 (одной тысячи) рублей, в удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Советский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда составлено 24.06.2014.
Судья Д.А. Голованов