П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
01 марта 2021 года город Самара
Судья Красноглинского районного суда г. Самары Бурая Е.П., при секретаре Зацепиловой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, в отношении Тирюткина А. О., <дата> года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес> проживающего по адресу: <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
В отношении Тирюткина А.О. ст. УУП ОП №8 УМВД России по г. Самаре составлен протокол 20 № об административном правонарушении от <дата>, согласно которому <дата> в период времени с 12 часов 00 минут до 15 часов 00 минут Тирюткин А.О. являясь участником публичного мероприятия в форме митинга <адрес>, уведомления о проведении которого не было подано в порядке, установленном ст. 7 ФЗ от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в орган местного самоуправления, не выполнила законные требования сотрудников полиции, предусмотренные п. 1, 7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» и требования сотрудников Администрации г. Самары о прекращении противоправных действий и отказа от участия в несанкционированном публичном мероприятии, чем нарушила установленный п. 1 ч. 3 ст. 6 ФЗ от 19.06.2004 № 54 порядок проведения публичного мероприятия, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
В судебном заседании Тирюткин А.О. вину в совершении административного правонарушения не признал, в судебном заседании пояснил, что в его действиях не имеется состава административного правонарушения, в митинге он не участвовал, дело об административном правонарушении было составлено с грубыми нарушениями. Права ему разъяснены не были, не были разрешены его ходатайства об отводе и обеспечении его защитником. В протоколе доставления лица имеются дописки иным должностным лицом, которые не были удостоверены в его присутствии. Протокол об административном правонарушении и исследованная видеозапись являются недопустимыми доказательствами, в связи с чем, просил их исключить из числа допустимых доказательств.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, УУП ОП № 8 УМВД России по г. Самаре фио 2, в судебном заседании протокол об административном правонарушении поддержал, показав, что в действиях Тирюткина А.О. имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ, поскольку время и место проведения митинга уполномоченным органом не согласовано, Тирюткин А.О. принимал участие в данном митинге, что было установлено им на основании имеющихся в деле рапортах. Он составлял протокол об административном правонарушении неоднократно разъяснял Тирюткину А.О. его права, но все равно написал, что они ему не разъяснялись. Ходатайство о защитнике и отвод были им заявлены в момент уже подписания протокола, поэтому никакое процессуальное решение он по данным ходатайствам не принимал. Никакие исправления в протокол доставления лица, он не вносил. При составлении протокола об административном правонарушении, он шаблоном не пользовался, а перед глазами лежала выдержка из кодекса, что не запрещено.
Выслушав участников процесса, свидетелей, оценивая имеющиеся материалы, суд считает, что факт совершения Тирюткиным А.О. административного правонарушения установлен и доказан, подтверждается исследованными при рассмотрении дела об административном правонарушении материалами дела.
В соответствии с ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Порядок реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ).
В ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
Согласно ч.3 ст.2 Федерального закона от 19.06.2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» митингом является массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка сообщается органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления посредством уведомления о проведении публичного мероприятия.
Согласно указанной выше норме закона под митингом понимается массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, шествием является массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом №54-ФЗ предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона №54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1. и 2 ст. 5).
Частью 5 названной выше нормы предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Частью 1 ст. 6 Федерального закона №54-ФЗ установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Статьей 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ предусмотрена обязанность организатора публичного мероприятия уведомить орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления о проведении публичного мероприятия в случаях и в сроки, установленные указанной статьей. Таким образом, данный Закон не допускает проведение публичного мероприятия без соответствующего уведомления органов исполнительной власти (за исключением одиночного пикета).
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.
Частью 2 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" установлено, что участники публичного мероприятия имеют право: 1) участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия; 2) использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации; 3) принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации.
В соответствии с ч.3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:
1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);
2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Положениями статей 2, 12 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ "О полиции" установлено, что на полицию возлагаются, в том числе, обязанности по обеспечению совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасности граждан и общественного порядка; пресечение административных правонарушений и осуществление производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством к подведомственности полиции.
Положениями п.п. 1, 7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) установлено, что требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений; требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов.
В случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" влечет административную ответственность по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из представленного в суд протокола об административном правонарушении и приложенных к нему материалов следует, что Тирюткиным А.О. не были выполнены требования, установленные п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от <дата> № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Факт совершения административного правонарушения при указанных выше обстоятельствах и вина Тирюткина А.О. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, установлены и доказаны, подтверждаются исследованными при рассмотрении дела доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении 20№ от <дата>, в котором изложены события административного правонарушения;
- рапортом УУП ОМВД по К-<адрес>у, зарегистрированном КУСП № от <дата>, согласно которому <дата> нес службу по обеспечению охраны общественного порядка в <адрес> при проведении публичного мероприятия в форме митинга и шествия на площади им. Славы и прилегающей территории с 12.00 по 15.00 совместно с сотрудниками полка ПСП У МВД России по <адрес> был(а) задержан(а) гражданин Тирюткин А.О., который участвовал в несанкционированном публичном мероприятии в нарушение 54ФЗ от <дата>, а также постановления губернатора <адрес> от <дата> №.
- докладной запиской заместителя начальника ОООП УМВД России по <адрес> от <дата> из которой следует, что в Управление МВД России по г. Самаре уведомлений о проведении на площади Славы публичных мероприятий не поступало;
- извещением исполняющего обязанности заместителя главы г.о. Самары – руководителя Аппарата Администрации территории г.о. Самара о том, что в Администрацию г.о. Самара не поступали уведомления о проведении публичных мероприятий в форме шествий, демонстраций, митингов <дата> на территории г. о. Самара;
- рапортом ст. оперуполномоченного ОП №8 У МВД России по г.Самаре от <дата>, из которого следует, что <дата> прлицейскими, при помощи устройства усилителя речи, неоднократно, громко и четко, в адрес граждан, проходящих колонной и скандирующих политические лозунги, были вынесены предупреждения о недопустимости проведения несогласованного в установленном порядке мероприятия, что дальнейшие действия образуют состав административного правонарушения, было высказано требование прекратить противоправное действие и разойтись, до собравшихся донесено, что проведение массовых мероприятий и участие в них ограничены в соответствии с Постановлением <адрес> от <дата> №;
- содержанием видеозаписи на DVD-носителе, из которой усматривается, что большая группа граждан, участвует в проведении несогласованного с Администрацией г.о. Самара публичного мероприятия <дата> посвященному выражению несогласия с действующей политикой России и требованием освободить Навального, на требования прекратить участие в митинге н реагируют.
Свидетель фио 1 в суде показал, что он с площади Слава доставлял задержанных лиц, которые принимали участие в несанкционированном митинге. Тирюткин А.О. был в числе задержанных, он присутствовал на митинге. Митинг начанался у Губернской Думы и передвигался в сторону <адрес>. Тирюткина А.О. задерживала мобильная группа в районе сквера <адрес>. В другом месте его задержать не могли., так как маршрут патрулирования был строго определен. При задержании Тирюткина А.О. он не присутствовал. Последний был доставлен а автобус мобильной группой, а в последующем был доставлен в ОП № 8 УМВД России по г. Самаре. Он составлял протокол доставления. После составления протокола, было обнаружено, что он забыл указать дату и время доставления и статью правонарушения, в связи с чем, он дописал указанные сведения. Это было связано с тем, что было много задержанных, все торопились.
Таким образом, из представленных доказательств следует, что Тирюткин А.О., зная из сообщений по громко-усиливающей аппаратуре о том, что проведение публичного мероприятия не согласовано в установленном законом порядке, вместо его прекращения, продолжил участие в несогласованном в установленном порядке мероприятии граждан в целях привлечение внимания к общественно-политическим проблемам.
Какие-либо нарушения конституционных прав на свободу собраний при таких обстоятельствах отсутствуют.
К доводам Тирюткина А.О. о том, что он не принимал участие в митинге, а встречался со знакомым объективно ничем не подтверждены, в связи с чем, суд относится к ним критически.
Протокол составлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, событие административного правонарушения должным образом описано, дата совершения правонарушения соответствует дате обнаружения противоправного деяния сотрудниками полиции, в связи с чем, у суда не имеется оснований для исключения протокола из числа доказательств.
Доводы Тирюткина А.О. о том, что ему не были разъяснены процессуальные права опровергаются не только показаниями должностного лица, который составил протокол, но тем, что при даче объяснений он воспользовался предоставленными ему правами КоАП РФ, заявил отвод и просил предоставить ему защитника. Указание Тирюткиным А.О. в протоколе, что права ему не разъяснены, суд расценивает как желание избежать ответственности.
Так же не является нарушением не предоставление Тирюткину А.О. защитника, поскольку КоАП РФ не предусмотрена обязанность должностного лица по назначению защитника, сам Тирюткин А.О. не указывал, что он у него имеется защитник, на участии которого он настаивает. Кроме того, Тирюткин А.О. пояснил, что сам является директором юридической компании, в связи с чем, наделен знаниями в области юриспруденции.
Не свидетельствует о нарушении прав Тирюткина А.О. и не разрешение отвода, поскольку он не мотивирован и был заявлен уже в момент подписания протокола, то есть по окончанию процессуального оформления протокола об административном правонарушении.
Указание в протоколе адреса совершения правонарушения «у <адрес>» не свидетельствует о том, что Тирюткин А.О. не принимал участие в митинге, поскольку из материалов дела следует, что митинг проходил в <адрес>, расположенном между <адрес> и <адрес> показания должностного лица фио 2 следует, что Тирюткин А.О. был задержан в сквере, но адрес совершения правонарушения был им привязан к близлежащему дому по <адрес>.
Доводы Тирюткина А.О. о том, что при составлении протокола об административном правонарушении должностное лицо пользовалось шаблоном голословны, объективно ничем не подтверждены, опровергаются показаниям должностного лица фио 2, который показал. Что он пользовался выдержками из закона.
Имеющиеся в протоколе о доставлении лица дописки времени доставления и даты, номера телефона Тирюткина А.О., не является существенным нарушением, влекущим прекращения административного дела за отсутствием состава правонарушения. Кроме того свидетель фио 1 показал, что исправления были внесены им в тот же день.
Оснований для исключения из числа доказательств видеозаписи у суда не имеется, поскольку она подтверждает проведение митинга <дата>., а так же оповещение граждан, участвующих в митинге о необходимости прекращения не санкционирования митинга. Отсутствие на указанном видео самого Тирюткина А.О. не влечен признание данного доказательства недопустимым.
Оценивая данные доказательства по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, суд приходит к выводу, что процессуальные документы составлены уполномоченным на то должностным лицом органов полиции, непосредственно выявившим нарушение в рамках выполнения им своих должностных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, нарушений которого при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными, допустимыми и в своей совокупности, достаточными для вывода о наличии в действиях Тирюткина А.О. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, и не доверять им оснований не имеется.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 1 и 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Санкция ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ предусматривает административное наказание административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
С учетом характера административного правонарушения - посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, связанного с нарушением закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, личности виновного, который впервые совершил административное правонарушение, а также с учетом отсутствия в действиях Тирюткина А.О. обстоятельств смягчающих и отягчающих наказания, суд полагает справедливым назначить наказание в виде штрафа размере, предусмотренном санкцией ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, будет отвечать принципам достижения предупредительной цели административного производства, а также справедливости и соразмерности наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 5 ст. 20.2, ст.ст. 29.9–29.11, 32.12 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Тирюткина А. О. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей в доход государства.
Реквизиты для оплаты штрафа:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г. Самары в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Резолютивная часть постановления оглашена 26.02.2021г.
Судья Е.П. Бурая