УИД 63RS0038-01-2022-003530-81
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 октября 2022 года город Самара
Кировский районный суд г.Самары в составе:
председательствующего судьи Мячиной Л.Н.,
с участием представителя административного истца Исенгуловой Н.Б., представителей административных ответчиков Кудряшовой Н.Н., Гавриловой Е.Ю.,
при секретаре судебного заседания Ломакиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2935/2022 по административному исковому заявлению прокурора Кировского района г. Самары в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара, Администрации городского округа Самара о признании незаконным бездействия по устранению выявленных нарушений требований законодательства о государственной собственности, гражданской обороне, возложении обязанности по разработке паспорта защитного сооружения, обеспечения наличия обозначения убежища, разработке предусмотренной законодательством документации на защитное сооружение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кировского района г. Самары обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара, ТУ Росимущества в Самарской области о возложении на ТУ Росимущества в Самарской области обязанности принять организационные меры по устранению нарушений требований законодательства о государственной собственности, о гражданской обороне в отношении защитного сооружения гражданской обороны (на объекте защиты №, расположенном по адресу: <адрес>), путем финансирования расходов Администрации Кировского внутригородского района г.о. Самара на указанные мероприятия, а именно: разработать паспорт защитного сооружения гражданской обороны; обеспечить наличие обозначения убежища; разработать предусмотренную законодательством документацию на защитное сооружение. Возложить на Администрацию Кировского внутригородского района г.о. Самара обязанность в срок на свыше восьми месяцев с момента поступления финансирования от ТУ Росимущества в Самарской области устранить выявленные нарушения требований законодательства о государственной собственности, о гражданской обороне в отношении защитного сооружения гражданской обороны (убежище №), а именно: разработать паспорт защитного сооружения гражданской обороны; обеспечить наличие обозначения убежища; разработать предусмотренную законодательством документацию на защитное сооружение.
В обоснование требований указано, что прокуратурой района во исполнение указаний прокурора Самарской области от *** № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса», приказа Генерального прокурора Российской Федерации от *** № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса» проверено исполнение Администрацией Кировского внутригородского района г.о. Самара требований законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса при использовании объектов гражданской обороны на территории Кировского района г. Самары. Установлено, что на территории района по адресу: <адрес>, расположено защитное сооружение гражданской обороны (ЗС ГО) — убежище №, тип ВУ, класс А-II, вместимость 0,1 тыс чел. В соответствии с п.1.1. договора безвозмездного пользования нежилым помещением от *** № защитное сооружение гражданской обороны передано в безвозмездное пользование администрации района по акту приема-передачи для использования под пункт управления администрации в состоянии, пригодном для выполнения мероприятий гражданской обороны. Приказом МЧС России от *** № утверждены и введены в действие Правила эксплуатации защитных сооружений обороны. Согласно Правил эксплуатации защитных сооружений обороны требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО — убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны. Статус ЗС ГО как объекта ЗС ГО в ЗС ГО должна быть следующая документация. В соответствии с п.3.6. Правил эксплуатации ЗС ГО в ЗС ГО должна быть следующая документация: 1) паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; 2) журнал оценки технического состояния ЗС ГО; 3) сигналы оповещения гражданской обороны; 4) план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых; 5) план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; 6) планы внешних и внутренних сетей с указанием отключающих устройств; 7) список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; 8) эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО; 9) эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО; 10) эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; 11) инструкция по использованию средств индивидуально защиты; 12) инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; 13) инструкция по обслуживанию ДЭС; 14) инструкция о мерах пожарной безопасности; 15) правила поведения укрываемых в ЗС ГО; 16) журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); 17) журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; 18) журнал учета работы ДЭС; 19) журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; 20) схема эвакуации укрываемых из очага поражения; 21) список телефонов. Документация по пунктам 3-15 вывешивается на рабочих местах. Документы, предусмотренные подпунктами 12, 13, 18-20, для укрытий не отрабатываются, а документы, предусмотренные подпунктами 6, 8-10, 16, отрабатываются при наличии данных систем в проектной документации. Согласно п.6.2.1. Правил эксплуатации ЗС ГО обозначению подлежат все ЗС ГО. Обозначение осуществляется путем нанесения установленного знака на видном месте при всех входах в ЗС ГО. Знак обозначения представляет собой прямоугольник размером не менее 50х60 см, внутри которого указывается: инвентарный номер сооружения; принадлежность сооружения (наименование организации, цеха, органа управления жилищным хозяйством, адрес и т.д.); места хранения ключей (телефоны, адреса, должность и фамилия ответственных лиц). Поле знака должно быть белого цвета. Надписи — черного цвета, Высота букв 3-5 см, ширина — 0,5-1,0 см (Приложение №). Установлено, что в нарушение указанных требований законодательства на объекте защиты №, расположенном по адресу: г. <адрес>, находящемся на балансе администрации района, не выполняются требования Правил эксплуатации ЗС ГО. В нарушение п.1.2. отсутствует паспорт защитного сооружения гражданской обороны. В нарушение п.6.2.1. Правил эксплуатации ЗС ГО отсутствует наличие обозначения убежища. В нарушение п.3.5. Правил эксплуатации ЗС ГО отсутствует предусмотренная законодательством документация на защитное сооружение. Для устранения вышеуказанных нарушений Главе Кировского внутригородского района г.о. Самара внесено представление от *** №, меры для устранения выявленных нарушений не приняты. Недостаточная защищенность объекта гражданской обороны может привести к негативным последствиям для населения района в случае возникновения чрезвычайной ситуации, опасной для жизни и здоровья граждан, при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, и причинить значительный материальный ущерб.
В ходе рассмотрения дела ТУ Росимущества в Самарской области исключено из числа ответчиков и привлечено в качестве третьего лица, в качестве соответчиков привлечены Администрация городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, в качестве третьего лица привлечено ПАО «Ростелеком».
*** вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Согласно административному иску, Прокурор Кировского района г. Самары просит суд признать незаконным бездействие Администрации Кировского внутригородского района г.о. Самара, Администрации городского округа Самара по устранению выявленных нарушений требований законодательства о государственной собственности, о гражданской обороне в отношении защитного сооружения гражданской обороны (убежище №), расположенное по адресу: <адрес>). Возложить на Администрацию Кировского внутригородского района г.о. Самара, Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имущества г.о. Самара обязать устранить выявленные нарушения требований законодательства о государственной собственности, о гражданской обороне в отношении защитного сооружения гражданской обороны (убежище №), расположенное по адресу: <адрес>), а именно: разработать паспорт защитного сооружения гражданской обороны; обеспечить наличие обозначения убежища; разработать предусмотренную законодательством документацию на защитное сооружение.
Представитель административного истца Исенгулова Н.Б. в судебном заседании административный иск поддержала по изложенным в нем основаниям, просила иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара Сумина Н.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, дала пояснения аналогичные изложенным в письменном отзыве; полагала, что Администрация Кировского внутригородского района г.о. Самара является ненадлежащим ответчиком по настоящему иску, поскольку договор безвозмездного пользования защитным сооружением по адресу: <адрес>, заключался Администрацией Кировского внутригородского района г.о. Самара с ТУ Росимущества в Самарской области. Защитное сооружение является муниципальной собственностью городского округа Самара. Администрацией Кировского внутригородского района г.о. Самара неоднократно в адрес руководителя Департамента управления имуществом г.о. Самара направлялись обращения по вопросу выполнения работ по приведению защитного сооружения в соответствие с Правилами ЗС ГО, с последующим инициированием обращения подведомственного Администрации района учреждения на предмет заключения договора безвозмездного временного пользования. До настоящего времени защитное сооружение гражданской обороны по адресу: <адрес>, не передано. В удовлетворении требований просила отказать.
Представитель административных ответчиков Администрации городского округа Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара по доверенности Гаврилова Е.Ю., в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив суду, что ТУ Росимущества в Самарской области в муниципальную собственность передано ЗС ГО по адресу: <адрес>, однако договор по передаче в безвозмездное пользование указанного защитного сооружения, заключенный между ТУ Росимущества в Самарской области и Администрацией Кировского внутригородского района г.о. Самара является действующим, поскольку в соответствии со ст.700 ГК РФ ссудодатель вправе произвести отчуждение вещи или передать ее в возмездное пользование третьему лицу. При этом к новому собственнику или пользователю переходят права по ранее заключенному договору безвозмездного пользования, а его права в отношении вещи обременяются правами ссудополучателя. В удовлетворении иска просила отказать.
Представитель заинтересованного лица Территориального управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Самарской области в суд не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представлен отзыв на иск, в котором указали, что согласно распоряжению Территориального управления от *** № «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность г.о. Самара» в муниципальную собственность г.о. Самара передается имущество, указанное в Приложении к настоящему распоряжению. Согласно п.4 приложения к распоряжению территориального управления от *** №, подлежит передаче убежище №, инвентарный №, адрес местонахождения: <адрес> управления от *** № подписан акт приема-передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность г.о. Самара. В связи с чем, защитное сооружение гражданской обороны № находится в собственности г.о. Самара, а Территориальное управление не является органом исполнительной власти уполномоченным распоряжаться и осуществлять какие-либо действия в отношении муниципального имущества. Просили рассмотреть дело без участия представителя.
Представитель заинтересованного лица Отдела надзорной деятельности г.о. Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области в суд не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, отзыв на иск не представлен.
Представитель заинтересованного лица ПАО «Ростелеком» в суд не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, предоставлен отзыв на иск, в котором указали, что ЗС ГО, указанное в иске – встроенное подвальное помещение четырехэтажного объекта связи ПАО «Ростелеком». В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от *** № «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями», ЗС ГО было отнесено к государственной собственности и не вошло в Реестр приватизированного имущества ПАО «Ростелеком». Из служебной переписки стало известно, что в соответствии с договором от *** №, заключенным между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области и Администрацией Кировского внутригородского района городского округа Самара, актом приема-передачи от *** Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области передало Администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара в безвозмездное пользование защитное сооружение гражданской обороны №, расположенное по адресу: <адрес>.
Исходя из положений ст.150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, заблаговременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено из материалов дела, что *** Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области в лице временно исполняющего обязанности руководителя управления Грицюк О.В. (Ссудодатель) и Администрация Кировского внутригородского района городского округа Самара, Глава Администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара Рудаков И.А. (Ссудополучатель) заключили договор № безвозмездного пользования нежилым помещением, предметом которого в соответствии с п.1.1. является: «По настоящему договору Ссудодатель передает в безвозмездное пользование Ссудополучателю по акту приема-передачи нежилое помещение (защитное сооружение гражданской обороны) общей площадью 89,6 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, именуемое в дальнейшем ЗС ГО, для использования под пункт управления Администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара в состоянии, пригодном для выполнения мероприятий гражданской обороны (л.д. 12-14).
Согласно акту приема-передачи в безвозмездное пользование защитного сооружения гражданской обороны №, являющемуся Приложением к договору № от *** и неотъемлемой частью договора безвозмездного пользования, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области сдало, а Администрация Кировского внутригородского района городского округа Самара приняла в безвозмездное пользование защитное сооружение гражданской обороны №, общей площадью 89,6 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, Акт подписан передающей стороной *** (л.д. 11).
В настоящее время объект недвижимости – нежилое помещение – убежище № (кадастровый №), площадью 89,6 кв, расположенный по адресу: <адрес> (подвал ком. №), является муниципальной собственностью городского округа Самара. Сведения о нем учтены в реестре муниципального имущества городского округа Самара на основании Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области № от ***, за реестровым номером №. Право муниципального образования городского округа Самара зарегистрировано ***.
Из представленных суду документов установлено, что на основании требования прокуратуры Кировского района г. Самары от *** № помощником прокурора Кировского района города Самары совместно со старшим инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области, *** проведена проверка исполнения требований законодательства в области гражданской обороны в защитных сооружениях, расположенных на территории Кировского района г.о. Самара. В ходе указанной проверки выявлены следующие нарушения требований гражданской обороны на объекте защиты, расположенном по адресу: <адрес>, инвентарный №: на объекте защиты не выполняются требования Правил, утвержденных Приказом МЧС России от *** № «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны». Нарушение: Приказ МЧС России от *** № «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» п.1.2; отсутствует паспорт защитного сооружения гражданской обороны. Нарушение: Приказ МЧС России от *** № «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» п.1.2; отсутствует наличие обозначения убежища. Нарушение: Приказ МЧС России от *** № «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» п.6.2.1; отсутствует документация на защитное сооружение, предусмотренная п.3.6. Правил. Нарушение: п.3.6 Приказ МЧС РФ от *** № (л.д. 8-10).
По итогам проверки *** составлен акт проверки, в котором изложены выявленные нарушения (л.д. 20-21).
Для устранения выявленных нарушений Главе Кировского внутригородского района городского округа Самара внесено представление (л.д. 22-24).
Согласно п. п. 1, 5 ст.214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Согласно ч.11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: абзаце шестом и седьмом, предусматривающих, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; абзацах девятнадцатом, двадцать третьем и двадцать седьмом, согласно которым решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации; органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в данной части решений в соответствии с передаточным актом; в случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.
Согласно ст.700 ГК РФ ссудодатель вправе произвести отчуждение вещи или передать ее в возмездное пользование третьему лицу. При этом к новому собственнику или пользователю переходят права по ранее заключенному договору безвозмездного пользования, а его права в отношении вещи обременяются правами ссудополучателя.
В связи с указанными положениями законодательства, Администрация Кировского внутригородского района г.о. Самара обязана осуществлять мероприятия по надлежащему содержанию и готовности ЗС ГО для выполнения мероприятий гражданской обороны.
Доводы о невозможности применения ст.700 ГК РФ, поскольку изменился предмет договора, основаны на неверном толковании законодательства.
Согласно п. п. 2, 8 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 №1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно - обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Из положений п.1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 №583, следует, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (противорадиационного укрытия), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитных сооружения гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации.
Согласно п.6.2.1. Правил эксплуатации защитных сооружений, обозначению подлежат все ЗС ГО. Обозначение осуществляется путем нанесения установленного знака на видном месте при всех входах в ЗС ГО. Знак обозначения представляет собой прямоугольник размером не менее 50 x 60 см, внутри которого указывается: инвентарный номер сооружения; принадлежность сооружения (наименование организации, цеха, органа управления жилищным хозяйством, адрес и т.д.); места хранения ключей (телефоны, адреса, должность и фамилия ответственных лиц). Поле знака должно быть белого цвета. Надписи - черного цвета. Высота букв 3 - 5 см, ширина - 0,5 - 1,0 см.
П.3.6. Правил эксплуатации защитных сооружений установлено, что в ЗС ГО должна быть следующая документация: паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журнал оценки технического состояния ЗС ГО; Сигналы оповещения гражданской обороны; план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых; план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО; эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; инструкция по обслуживанию ДЭС; инструкция о мерах пожарной безопасности; правила поведения укрываемых в ЗС ГО; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; журнал учета работы ДЭС; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схема эвакуации укрываемых из очага поражения; список телефонов.
Обстоятельства того, что в спорном объекте гражданской обороны отсутствуют перечисленные в п.1.2., 6.2.1., 3.6 Правил эксплуатации ЗС ГО документы и обозначения, никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривались.
Согласно ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на ее территории законов.
В соответствии с п.1 ст.24 Закона №2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как указано в ч.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от *** по делу № при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (п.2 ст.21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в п.1 ст.21 Закона № органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.8 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Таким образом, на основании ч.3 ст.64 КАС РФ, поскольку ответчиком по настоящему делу не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих устранение выявленных актом проверки от *** нарушений, суд считает доказанным, что по настоящий момент они имеют место, на что указано в данном акте.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает обоснованным доводы административного искового заявления, что защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям, предъявляемым Правилами эксплуатации ЗС ГО, и в настоящий момент не может в полной мере использоваться по назначению, чем нарушается право неограниченного круга лиц.
С учетом изложенного, суд считает требования иска законными и обоснованными, подтвержденными доказательствами, а потому подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.176-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кировского района г. Самары в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара, Администрации городского округа Самара о признании незаконным бездействия по устранению выявленных нарушений требований законодательства о государственной собственности, гражданской обороне, возложении обязанности по разработке паспорта защитного сооружения, обеспечения наличия обозначения убежища, разработке предусмотренной законодательством документации на защитное сооружение удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара по устранению выявленных нарушений требований законодательства о государственной собственности, о гражданской обороне в отношении защитного сооружения гражданской обороны - убежище №, расположенное по адресу: <адрес>.
Возложить на Администрацию Кировского внутригородского района городского округа Самара обязанность устранить выявленные нарушения требований законодательства о государственной собственности, о гражданской обороне в отношении защитного сооружения гражданской обороны - убежище №, расположенное по адресу: <адрес>, а именно: разработать паспорт защитного сооружения гражданской обороны, обеспечить наличие обозначения убежища, обеспечить наличие в защитном сооружении гражданской обороны необходимой документации, предусмотренной пунктом 3.6. Приказа МЧС Российской Федерации от 15.12.2002 №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», а именно: паспорта защитного сооружения гражданской обороны с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журнала оценки технического состояния защитного сооружения гражданской обороны; сигналов оповещения гражданской обороны; плана перевода защитного сооружения гражданской обороны на режим приема укрываемых; плана защитного сооружения гражданской обороны с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планов внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; списка личного состава группы (звена) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационной схемы систем вентиляции защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационной схемы водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационной схемы электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны; инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; инструкции по эксплуатации фильтровентеляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; инструкции по обслуживанию дизельных электростанций; инструкции по пожарной безопасности; правил поведения укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны; журнала регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище; журнала учета обращений укрываемых за медицинской помощью; журнала учета работы дизельных электростанций; журнала регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схемы эвакуации укрываемых из очага поражения; списка телефонов.
В остальной части в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самары в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 07.11.2022 г.
Судья - Л.Н. Мячина