Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-642/2018 ~ М-637/2018 от 17.09.2018

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

        15 ноября 2018 года                                                           п. Одоев Тульской области

         Одоевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Романовой И.А.,

при секретаре Архиповой Е.И.,

с участием представителя истца Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Жарской Е.Л.,

представителя третьего лица ГУ ТО «Тулаавтодор» по доверенности Махинчук Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-642/2018 по иску Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к Трусову Евгению Викторовичу, Трусовой Валентине Васильевне, администрации МО Дубенский район Тульской области о признании недействительными результатов межевания земельного участка,

установил:

истец Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обратилось в суд с исковым заявлением к ответчикам Трусову Е.В., Трусовой В.В. о признании недействительными результатов межевания земельного участка, указывая, что в соответствии с п. 1, п.п. 33 п. 4 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, Министерство является органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности Тульской области.

    Распоряжением правительства РФ от 16.10.2000 г. №1463-р в государственную собственность Тульской области передано находящееся в федеральной собственности государственное предприятие проектно – ремонтно строительного объединения автомобильных дорог «Тулаавтодор», по адресу: <адрес>.

    На основании распоряжения Министерства от 27.10.2000 г. «О передаче в государственную собственность Тульской области находящегося в федеральной собственности государственного предприятия проектно – ремонтно – строительного объединения автомобильных дорог «Тулаавтодор», 29.10.2012 г. между Министерством и государственным учреждением Тульской области «Тулаавтодор» заключен договор №1-12 о закреплении государственного имущества Тульской области на праве оперативного управления за ГУ ТО «Тулаавтодор» и порядке его использования.

    В перечень закрепленного имущества вошли:

- нежилое здание с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>

- нежилое здание с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>

    Согласно выпискам из ЕГРН, указанные нежилые здания расположены на земельных участках с кадастровыми номерами: , которые образовались из земельного участка с кадастровым номером

Земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: примерно в <данные изъяты> м по направлению на юго – запад от ориентира жилой дом, расположенный за пределами, адрес ориентира: <адрес>, разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования, в 2016 году разделен на земельные участки с кадастровыми номерами

На земельном участке с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: примерно в <данные изъяты> м по направлению на юго – запад от ориентира жилой дом, расположенный за пределами, по адресу ориентира: <адрес>, разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования, расположен объект капитального строительства с кадастровым номером , являющийся сооружением дорожного транспорта (автодорога), правообладатель – МО Дубенский район.

    На земельном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: участок находится примерное в <данные изъяты> м по направлению на юго – запад от ориентира жилой дом, расположенный за пределами, адрес ориентира: <адрес>, разрешенным использованием: для сельскохозяйственного использования, расположены объекты капитального строительства с кадастровыми номерами:

    На земельном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: участок находится примерно в <данные изъяты> м по направлению на юго – запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами, по адресу ориентира: <адрес>, разрешенным использованием: для сельскохозяйственного использования, расположены объекты капитального строительства с кадастровыми номерами:

    На земельном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: участок находится примерно в <данные изъяты> м по направлению на юго – запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами, адрес ориентира: <адрес>, разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования, расположен объект капитального строительства с кадастровым номером

    Земельный участок с кадастровым номером , из которого впоследствии образовались вышеуказанные земельные участки принадлежал на праве собственности Трусову Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, доля в праве <данные изъяты> и Трусовой В.В. (доля в праве <данные изъяты>.

    Участок учтен в сведениях ГКН с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования.

    Участок образован согласно материалам межевания, путем выдела доли из земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с ФЗ от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

    По мнению истца кадастровые работы по постановке земельного участка с кадастровым номером на учет и как следствие образование из него земельных участков с кадастровыми номерами: выполнены с нарушением положений действующего законодательства и не могут быть признаны достоверными и действительными, поскольку данные земельные участки не могли быть сформированы под объектами недвижимости, принадлежащими на праве собственности Тульской области, так как в силу закона земля под данными объектами принадлежит Тульской области, учитывая принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, закрепленный п.п. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ.

    Таким образом, противоречащие изложенным нормам права действия, связанные с межеванием земельного участка с кадастровым номером и образованных из него земельных участков с кадастровыми номерами , нарушают регламентированные положения п. 2 ст. 214 ГК РФ, п. 2 ст. 10, п.2 ст. 11 ЗК РФ, ч.2 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», п. 1 п.п. 33 п.4 Положения о министерстве, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 13.10.2016 №452, законные интересы Министерства, которое является уполномоченным органом Правительства Тульской области по осуществлению указанных полномочий. То есть действия ответчиков по межеванию спорного земельного участка препятствуют Министерству в реализации полномочий по распоряжению земельными участками и объектами недвижимости, находящимися в собственности Тульской области.

    На основании изложенного просит суд: признать недействительными результаты кадастровых работ (межевания) земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: Российская Федерация, участок находится примерно в <данные изъяты> м по направлению на юго – запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами, адрес ориентира: <адрес>, и образованных из него земельных участков: с кадастровыми номерами: , площадью <данные изъяты> кв.м, , площадью <данные изъяты> кв.м, , площадью <данные изъяты> кв.м, площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: Российская Федерация, участки находятся примерно в <данные изъяты> м по направлению на юго – запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами, адрес ориентира: <адрес>а;

    Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о координатах характерных точек (поворотных точек) границ земельных участков с кадастровыми номерами: , площадью <данные изъяты> кв.м, , площадью <данные изъяты> кв.м., , площадью <данные изъяты> кв.м, площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: Российская Федерация, участки находятся примерно в <данные изъяты> м по направлению на юго – запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами по адресу: <адрес>

    В судебном заседании представитель истца Министерства имущественных и земельных отношений тульской области по доверенности Жарская Е.Л. заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

    Представитель третьего лица ГУ ТО «Тулаавтодор» по доверенности Махинчук Н.А. полагала заявленные требования обоснованными, против их удовлетворения не возражала.

    Ответчики Трусов Е.В., Трусова В.В. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались судом надлежащим образом, определением суда от 15.11.2018 г. постановлено о рассмотрении дела в порядке заочного производства.

Определением суда от 08.11.2018 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена администрация МО Дубенский район Тульской области.

Представители третьих лиц Управления Росреестра по Тульской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тульской области, администрации МО Дубенский район Тульской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены.

    Выслушав представителя истца, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.

    Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ на основании договора о закреплении государственного имущества Тульской области на праве оперативного управления за ГУ Тульской области «Тулаавтодор» и порядке его использования от 29.10.2012 г. ГУ «Тулаавтодор» на праве оперативного управления принадлежит следующее имущество:

- нежилое здание с кадастровым номером по адресу<адрес>

- нежилое здание с кадастровым номером по адресу: <адрес>

Указанные сведения подтверждены выписками из ЕГРН.

Согласно выпискам из ЕГРН, указанные нежилые здания расположены на земельных участках с кадастровыми номерами: , которые образовались из земельного участка с кадастровым номером

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ право собственности сооружения дорожного транспорта (дорога) с кадастровым номером зарегистрировано за МО Дубенский район.

ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ФИО1 подготовлен межевой план в связи с образованием 4 земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером , по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир: жилой дом. Участок находится примерно в <данные изъяты> м от ориентира по направлению на юго – запад, почтовый адрес ориентира: <адрес>.

Из заключения кадастрового инженера следует, что на территории Тульской области для земель сельскохозяйственного назначения установлен максимальный и минимальный размеры земельных участков (закон Тульской области от 07.06.2004 г. №452-ЗТО «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Тульской области», опубликован в газете «Тульские известия» от ДД.ММ.ГГГГ ). Это 1000 кв.м и 15000000 кв.м. Раздел обусловлен формированием отдельных самостоятельных земельных участков, расположенных под объектами капитального строительства с кадастровыми номерами: принадлежащих на праве оперативного управления ГУ ТО «Тулаавтодор» в собственности Тульской области. Исходный же участок находится в долевой собственности физических лиц: <данные изъяты> доля у Трусова Е.В. и <данные изъяты> доли у Трусовой В.В. Образуемые земельные участки впоследствии также должны быть переданы Тульской области Доступ к образуемым земельным участкам осуществляется посредством земель общего пользования. Границы образованных участков спроектированы таким образом, что они соответствуют фактическому расположению зданий на земельном участке, а также учитывают существующую подъездную дорогу в входным группам зданий. На всех образуемых участках, согласно сведениям ГКН, расположено сооружение с кадастровым номером – автоподъезд к <адрес>. Однако, исходя из составленной топографической основы раздела земельного участка, которая включена в состав приложения, данный автоподъезд проходит вдоль границы исходного участка, и не пересекает его границы. По всей видимости, произошла кадастровая ошибка в определении метстоположения границы вышеуказанного сооружения.

Гражданский кодекс РФ определяет, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (п. 1 ст. 9), и они должны действовать добросовестно (п. 3 ст.1), никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1). Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 1).

Часть 1 ст. 64 ЗК РФ определяет, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Согласно абзаца 3 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (часть 1).

Согласно ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков.

Земельный кодекс Российской Федерации определяет, что земельный участок, как объект права собственности и иных прав на землю, является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (п. 3 ст. 6). Не допускается образование земельных участков, не позволяющих использования расположенных на них объектов недвижимости (п.4 ст. 11.9). Образование участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами (п. 6 ст. 11.9). Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (ст. 70).

Так как земельные участки относятся к объектам недвижимости, они должны соответствовать требованиям Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в силу которого каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в ЕГРН, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории РФ кадастровый номер, который присваивается органом регистрации прав (ч. 1 ст. 5). Одним из документов, необходимых для осуществления кадастрового учета земельного участка, является межевой план (пп.7 ч. 2 ст. 14), форма и состав которого определены ст. 22 данного закона. Межевой план содержит, как текстовую, так и графическую части. В графической части указываются сведения кадастрового плана территории, местоположение границ участка, доступ к нему от земель общего пользования (ч.6), местоположение границ участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ (ч.8), площадь определяется площадью геометрической фигуры, образованной проекцией границ участка на горизонтальную плоскость (ч.9). При уточнении границ участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (п.10).

Порядок установления и учета границ участков регулирует Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (ранее «О государственном кадастре недвижимости»), который определяет, что кадастровой деятельностью являются выполнение кадастровым инженером работ в отношении недвижимого имущества по подготовке документов, содержащих сведения, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета такого имущества (ч.4 ст. 1). Кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка (ч. 4.2. ст. 1). Результат согласования местоположения границ оформляется в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (ч. 1 ст. 40).

В силу указанных положений законодательства для определения земельного участка в качестве индивидуально определенной вещи, как объекта недвижимости, его необходимо индивидуализировать на местности, описать границы, установить его конфигурацию и площадь путем проведения землеустроительных (кадастровых) работ, т.е межевания, результатом которых является межевой план, содержащий сведения о границах участка, которые вносятся в данные кадастрового учета.

Требования к межевому плану определены Приказом Министерства экономического развития РФ от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке».

Пункт 70 устанавливает, что местоположение границ земельного участка определяется с учетом проекта межевания территории, в соответствии с положениями законодательства о градостроительной деятельности, с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

Таким образом, судом установлено и подтверждено материалами дела, что на момент проведения землеустроительных работ по определению границ земельных участков, принадлежащих ответчикам Трусову Е.В., Трусовой В.В., не было учтено наличие объектов капитального строительства, принадлежащих истцу Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области, располагающихся на земельном участке.

Установленное обстоятельство привело к нарушению прав истца, как собственника капитальных строений, поскольку ограничивает его право владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом.

В силу ст. 304 ГК Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

В соответствии с требованиями ст.60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка (пп.2 п.1). Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пп. 4 п.2).

В соответствии с положениями ст.76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками (п.2). Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (п. 3).

Статья 62 ЗК РФ определяет, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств) (п.2).

Кроме того, суд учитывает при вынесении решения принцип единства земельного участка и находящегося на нем объекта недвижимости, сформулированного в пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ.

В связи с изложенным исковые требования суд считает подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 233 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к Трусову Евгению Викторовичу, Трусовой Валентине Васильевне, администрации МО Дубенский район Тульской области о признании недействительными результатов межевания земельного участка удовлетворить.

Признать недействительными результаты кадастровых работ (межевания) земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: Российская Федерация, участок находится примерно в <данные изъяты> м по направлению на юго – запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами, адрес ориентира: <адрес>, и образованных из него земельных участков: с кадастровыми номерами: площадью <данные изъяты> кв.м, , площадью <данные изъяты> кв.м, , площадью <данные изъяты> кв.м, площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: Российская Федерация, участки находятся примерно в <данные изъяты> м по направлению на юго – запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами, адрес ориентира: <адрес>

    Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о координатах характерных точек (поворотных точек) границ земельных участков с кадастровыми номерами: , площадью <данные изъяты> кв.м, , площадью <данные изъяты> кв.м., площадью <данные изъяты> кв.м, площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: Российская Федерация, участки находятся примерно в <данные изъяты> м по направлению на юго – запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами по адресу: <адрес>

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий

2-642/2018 ~ М-637/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области
Ответчики
Трусов Евгений Викторович
Трусова Валентина Васильевна
Другие
Администрация МО Дубенский район
Управление Росреестра по Тульской области
Государственное учреждение Тульской области "Тулаавтодор"
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тульской области
Суд
Одоевский межрайонный суд Тульской области
Судья
Романова Ирина Александровна
Дело на странице суда
odoevsky--tula.sudrf.ru
17.09.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.09.2018Передача материалов судье
19.09.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.09.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.10.2018Подготовка дела (собеседование)
11.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.10.2018Судебное заседание
08.11.2018Судебное заседание
15.11.2018Судебное заседание
16.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.11.2018Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
20.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2018Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
27.12.2018Дело оформлено
14.01.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее