Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-38/2022 (2-462/2021;) ~ М-510/2021 от 09.12.2021

Дело № 2-38/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 февраля 2022 года                             пгт. Пограничный

Пограничный районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Кирсановой Н.В.,

при секретаре Кандаловой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Афоничева Юрия Олеговича к Министерству обороны РФ, ФГАУ «Росжилкомплекс» о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

У с т а н о в и л :

Афоничев Ю.О. обратился    с иском к Министерству обороны РФ    о признании права собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес> Пограничного муниципального округа Приморского края.

В обоснование иска указал, что на основании ордера № 290 от 31.07.1996 года Афоничев Ю.О. был вселен в указанную квартиру. В 2005 году был заключен договор найма жилого помещения между начальником Пограничной КЭЧ и истцом. В настоящее время в спорной квартире зарегистрирован только он один. Из сведений Росреестра установлено, что спорная квартира не имеет правообладателя. Истец был вселен в квартиру на законных основаниях на условиях социального найма, следовательно, имеет право на приватизацию. Военный городок , в котором расположена квартира, на основании распоряжения Правительства РФ от 15.09.2009 № 1330-р исключен из перечня закрытых военных городков. Согласно перечня приложения к приказу заместителя Министра обороны РФ от 22.12.2012 № 3863 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования «Пограничное городское поселение» жилой дом, расположенный по адресу <адрес> подлежит передаче в Пограничное городское поселение Приморского края. Однако, до настоящего времени передача не осуществлялась. Кроме того, Афоничев Ю.О. как бывший военнослужащий, имеющий соответствующую выслугу лет, свое право на получение жилья в собственность не реализовал, в предоставлении в собственность указанной квартиры Министерством обороны РФ ему было отказано.

Истец Афоничев Ю.О. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще – повесткой.

Представитель истца Воронько Ю.Г. (по доверенности) в судебном заседании на требованиях настояла, суду пояснила, что в 1996 году, Афоничеву Ю.О. как военнослужащему Пограничной КЭЧ была предоставлена квартира, расположенная по адресу <адрес>. В квартиру был вселен он, его супруга и дочь. В 2004 году Афоничев Ю.О. был уволен из Вооруженных Сил РФ в связи с несоблюдением условий контракта. На момент увольнения жильем обеспечен не был, срок его выслуги в Вооруженных силах в календарном исчислении составляет 20 лет, в льготном – 27 лет 11 месяцев. В 2005 году между Афоничевым Ю.О. и начальником Пограничной КЭЧ был заключен договор найма жилого помещения. Квартира, в которой проживает истец не является служебной, вселен он на законных основаниях, у истца возникли права и обязанности нанимателя квартиры на условиях социального найма, следовательно Афоничев Ю.О. имеет право приобрести занимаемое жилое помещение в собственность в порядке приватизации.

Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в суд представил письменные возражения, которые приобщены к материалам дела, в возражении указал, что с исковыми требованиями не согласен, истцу было предоставлено служебное жилое помещение как военнослужащему на период военной службы в Вооруженных силах по контракту. Афоничев Ю.О. был уволен с военной службы в связи с неисполнением условий контракта. Нуждающимся в жилом помещении он не признавался. Статус жилого помещения - служебное, исключение его из специализированного жилого помещения должно производится в силу положений ч. 12 ст. 92 ЖК РФ на основании решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом. Решение о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось. Служебные жилые помещения не подлежат приватизации.

В судебное заседание представитель третьего лица ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений МО РФ» не явился, направил возражения на исковое заявление, в котором просил отказать истцу в удовлетворении требований, указав, что приказом Директора департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 15.10.2021 № 3296 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ спорное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс».

В качестве соответчика, к участию в деле привлечено ФГАУ «Росжилкомплекс».

Представитель     ФГАУ «Росжилкомплекс» в судебное заседание не явился, направил возражения по иску, в которых указал, что спорное жилое помещение, относится к специализированному жилищному фонду Министерства обороны РФ. Распоряжением Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом № 277-р от 30.05.2007 квартира отнесена к служебным жилым помещениям. До 2009 года данное жилое помещение находилось на территории закрытого военного городка (Распоряжение Правительства РФ от 15.09.2009 № 1330-р), являлось служебным. После исключения военного городка из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил РФ, решение об исключении квартиры из числа служебных собственником (Министерством обороны РФ) не принималось. Распоряжением № 482-р Министерства имущественных отношений РФ от 05.02.20004 № 482-р жилой дом, инв. № 124, расположенный по адресу: <адрес>, был закреплён за Пограничной КЭЧ Министерства обороны РФ. После реорганизации, проведённой во исполнение приказа Министра обороны РФ № 1871 от 17.12.2010 правопреемником Пограничной КЭЧ и балансодержателем указанного дома являлось ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений». Приказом Департамента военного имущества Министерства обороны РФ № 3296 от 15.10.2021 <адрес> в <адрес> края закреплен на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс», принят Учреждением по акту № б/н от 18.10.2021.

Мероприятия по государственной регистрации права оперативного управления за Учреждением согласно п.1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации продолжаются, не завершены. ФГАУ «Росжилкомплекс» является самостоятельным юридическим лицом, организацией созданной на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 4 апреля 2020 № 175 «О создании федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации». В соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации от 29.12.2020 № 742 ФГАУ «Росжилкомплекс» является специализированной организацией Министерства обороны в сфере социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также иных категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации в части реализации их жилищных прав, в том числе при предоставлении жилых помещений и проживании в жилищном фонде, создания условий их жизни и деятельности, соответствующих характеру службы и ее роли в обществе.

В соответствии с п. 46 Устава ФГАУ «Росжилкомплекс» в отношении жилых помещений является управомоченным лицом Министерства обороны и осуществляет права и обязанности Министерства обороны в отношении жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны.

Данные обязанности Учреждение осуществляет в отношении жилых помещений, находящихся в оперативном управлении.

Из представленных истцом документов следует, что <адрес> по адресу <адрес> предоставлялась Афоничеву Ю.О. Пограничной КЭЧ, в связи с прохождением военной службы, по договору от 2005 года, однако основания для заключения Пограничной КЭЧ с истцом договора на условиях социального найма, отсутствовали.

Жилые помещения жилого фонда Министерства обороны РФ являются специализированным жилыми помещениями и не предназначены для постоянного проживания граждан, а потому могут быть использованы лишь для временного проживания.

Согласно п. 2 Постановления Совета Министров СССР от 06.05.1983 № 405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения» ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитии, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдавались квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.

Порядок обеспечения жилой площадью в Вооружённых силах до 2000 года был установлен в соответствии с Положением, утверждённым приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 № 285 (утратил силу в соответствии с приказом МО РФ от 26.06.2000 № 334, далее – Положение).

Согласно п. 28 названного Положения ордера на заселение жилой площади в закрытых военных городках выдавались КЭЧ района (гарнизона).

Аналогичные положения содержались в приказе Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000г. № 80, действовавшего до 2010 г.

Исходя из анализа упомянутых выше норм права, признаком служебного жилого помещения (до 1 марта 2005 года) являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причём независимо от того к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение. Отсутствие на ордере (корешке, талоне) отметки «служебное», не свидетельствует о его принадлежности к постоянному жилому фонду. В отношении истца решение уполномоченного жилищного органа Министерства обороны РФ об обеспечении их жилым помещением по договору социального найма, не принималось.

В соответствии с п.12 Федерального закона «Об обороне», имущество Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов, является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008н. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящегося у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно п.п. «м» п.2 названного Постановления Министерство обороны РФ в целя управления имущества Вооруженных сил РФ и подведомственных МО РФ организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.

В соответствии пунктами 68, 71 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённым Указом Президента Российской Федерации № 1082 от 16.08.2004, Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооружённых Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны организаций.

Решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебных уполномоченным органом не принималось.

Министерство обороны РФ является органом исполнительной власти, осуществляющим функции в рамках предоставленных ему полномочий по расквартированию и обустройству войск, управлению и распоряжению жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны РФ, в соответствии с его назначением. Таким образом, собственник вправе наделять жилое помещение статусом «служебная» по своему усмотрению.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» жилые помещения предоставляются военнослужащим – гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.

Аналогичные требования к выслуге лет военнослужащих для подтверждения права на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма или в собственность содержатся и в Законе РФ от 22 января 1993 г. № 4338-I «О статусе военнослужащих» (утратил силу с вступлением в силу Федерального закона РФ от 27 мая 1998 №76-ФЗ).

Согласно информационных ресурсов ФГАУ «Росжилкомплекс» Афоничев Ю.О. нуждающимся в получении жилого помещения не признавался, на соответствующем учете не состоял, с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении в уполномоченный жилищный орган Министерства обороны РФ не обращался.

Документы, подтверждающие основания получения жилого помещения по договору социального найма от Министерства обороны РФ истцом суду не предоставлены.

Решение уполномоченного органа об обеспечении спорным жилым помещением истца, как лица, состоящего на учёте нуждающихся, отсутствует.

Факт постоянного проживания истца в указанном жилом помещении и факт отсутствия у них иного жилья не порождает отношений по договору социального найма и не свидетельствует о возникновение у истца права на приватизацию квартиры.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилого фонда Российской Федерации» от 04.07.1991 № 1541-1 не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.

Таким образом, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> является специализированным жилым помещением Министерства обороны Российской Федерации и приватизации не подлежит.

Просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований.

    Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, письменные доводы представителей ответчиков, суд приходит к следующему выводу.

    В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Положениями ст. 4 этого же Закона оговорены обстоятельства, при которых приватизация жилого помещения не возможна (аварийное состояние жилья, нахождение жилья в закрытом военном городке, служебный характер жилья и др.).

Исходя из указанных правовых норм приватизация жилого помещения допускается в том случае, если гражданин пользуется данным жилым помещением по договору социального найма, и в отношении этого помещения у истцов отсутствуют препятствия к его приватизации.

    Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, на основании ордера № 290 от 31.07.1996 года Афоничев Ю.О. был вселен в квартиру, расположенную по адресу: <адрес> Пограничного муниципального округа Приморского края.

          В качестве членов семьи нанимателя вселились супруга Афоничева Л.Н. и дочь Афоничева Ю.Ю.

В 2005 году был заключен договор найма жилого помещения между начальником Пограничной КЭЧ и истцом.

    В настоящее время в спорной квартире зарегистрирован и проживает один истец Афоничев Ю.О.

    Из справки отдела имущественных отношений и землепользования администрации Пограничного муниципального района Приморского края следует, что истец участия в приватизации жилых помещений    не принимал.

Согласно справке администрации Пограничного муниципального округа вышеуказанное жилое помещение объектом муниципальной собственности не является, в реестре имущества не значится.

    Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю известно, что право собственности на недвижимое имущество, расположенное на территории Приморского края за Афоничевым Ю.О. не зарегистрировано.

    Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю следует, что право собственности на спорный объект недвижимости ни за кем не зарегистрировано.

Обращаясь в суд, истец указал, что занимаемое жилое помещение не является служебным, поскольку не отнесено в установленном законом порядке к служебному жилому фонду, и соответственно истец проживает в данном помещении по договору социального найма.

В судебном заседании установлено, что спорная квартира принадлежит военному ведомству, была предоставлена Афоничеву Ю.О. Министерством обороны на период службы в Вооруженных силах РФ в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» на весь срок военной службы.

Учитывая, что обозначенное жилое помещение предоставлялось Министерством обороны РФ, и было расположенное в закрытом военном городке, оно являлось служебным, исключение военного городка из числа закрытых военных городков не влечет за собой снятия с жилых помещений статуса "служебных".

Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент вселения истца в спорную квартиру, служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту или вблизи работы.

Между тем, решение о предоставлении жилого помещения, о котором возник спор, Афоничеву Ю.О. на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось. Указанная квартира предоставлена истцу    на основании списка распределения войсковой части 22205 (52619), то есть на основании решения органа военного управления, что свидетельствует на служебный характер жилья (ст. 101 ЖК РСФСР, ст. 93 ЖК РФ).

Согласно ст. 5 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с названной нормой ЖК РСФСР жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного Совета народных депутатов.

В соответствии с положениями 47 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения правоотношений единственным основанием для вселения в жилое помещение являлся ордер на жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренных законодательством Союза ССР.

Пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1986 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР» судам разъяснялось, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда считаются служебными со времени вынесении решения местной администрации о включении их в число служебных.

Согласно перечня недвижимого имущества, закрепляемого на праве оперативного управления за ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ спорное жилое помещение <адрес> <адрес> закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс».

Каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма законодательство не содержит.

При указанных обстоятельствах, учитывая запрет приватизации служебных жилых помещений, в удовлетворении иска следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Афоничева Юрия Олеговича к Министерству обороны РФ, ФГАУ «Росжилкомплекс» о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации - отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Пограничный районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 14 февраля 2022.

    Судья                          Н.В. Кирсанова

2-38/2022 (2-462/2021;) ~ М-510/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Афоничев Юрий Олегович
Ответчики
ФГКУ" Дальневосточное территориальное управление имущественного отношений"
Министерство обороны РФ
ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны РФ
Другие
Воронько Юлия Геннадьевна
Суд
Пограничный районный суд Приморского края
Судья
Кирсанова Н.В.
Дело на странице суда
pogranichny--prm.sudrf.ru
09.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.12.2021Передача материалов судье
13.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.12.2021Подготовка дела (собеседование)
27.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.01.2022Судебное заседание
10.02.2022Подготовка дела (собеседование)
10.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.02.2022Судебное заседание
14.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.06.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее