Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-44612/2019 от 05.11.2019

Судья – Лаптева М.Н. Дело 33 – 44612/19 (2-6257/19)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 03 декабря 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Одинцова В.В.

судей Поповой С.К., Тимофеева В.В.

по докладу судьи краевого суда Поповой С.К.

при секретаре - помощнике судьи Кравченко А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Фетисовой Е.В. на решение Ленинского районного суда г.Краснодара Краснодарского края от 29 июля 2019 года по делу по иску Фетисовой Е.В. к администрации МО г.Краснодар, Министерству труда и социального развития КК об обязании предоставить жилое помещение лицу из числа детей-сирот.

Заслушав доклад судьи Поповой С.К. об обстоятельствах дела, содержании решения суда первой инстанции, доводах жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Фетисова Е.В. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения лицу из числа детей-сирот.

В обоснование исковых требований указывала, что обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом Министерства труда и социального развития Краснодарского края от 07.12.2015 № 2689-жс истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

В соответствии со ст.ст. 51, 57 ЖК РФ и Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее также - Федеральный закон № 159-ФЗ) дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа имеют право на получение благоустроенного жилого помещения по достижении 18-летнего возраста. Получение жилого помещения сиротами в ином возрасте законодательством связано с подачей соответствующего заявления, которое истец не подавала и жилое помещение в 18-летнем возрасте не получила.

Истец указывает, что согласно изменениям в Федеральный закон № 159-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2013, обязательный заявительный характер предоставления жилых помещений детям-сиротам, имевший место ранее, уже не предполагается.

Пункт 3.1 письма Министерства образования и науки РФ от 08.10.2012 № ИР-864/07 «О направлении рекомендаций» гласит, что с 01.01.2013 одновременно начинают действовать новые нормы как ЖК РФ, так и Федерального закона № 159-ФЗ в редакции Федерального закона № 15-ФЗ, которыми следует руководствоваться при решении вопроса об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательством РФ не предусматривалось для лиц указанной категории такого условия обеспечения их жилыми помещениями, как постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Напротив, согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ в редакции, действующей до 1 января 2013 года, указанным гражданам жилые помещения предоставлялись из фонда социального использования по договорам социального найма вне очереди. Вопрос о порядке реализации права гражданина на предоставление жилого помещения вне очереди разъяснялся Верховным Судом РФ таким образом, что предусмотренное ЖК РФ внеочередное предоставление жилого помещения не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Право граждан на получение жилого помещения вне очереди не было поставлено ЖК РФ в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право подлежало реализации вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условии, и времени принятия их на учет. По своей сути формирование субъектом РФ списка детей-сирот означает констатацию уполномоченным на то органом государственной власти наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Согласно п. 2 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жило помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Таким образом, ответчики не реализовали в надлежащее время и в надлежащем порядке обязательства, возложенные на них нормативными правовыми актами как федерального, так и регионального уровня, и не обеспечили надлежащей реализации прав и законных интересов истца.

Просила суд обязать Министерство труда и социального развития Краснодарского края принять решение о предоставлении Фетисовой Елене Валерьевне, <...> года рождения, жилого помещения на территории г. Краснодара по договору найма специализированного жилого помещения, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в котором оно предоставляется, не обремененное правами третьих лиц и не находящееся под арестом;

обязать администрацию муниципального образования город Краснодар предоставить Фетисовой Елене Валерьевне, <...> года рождения, жилое помещение на территории г. Краснодара по договору найма специализированного жилого помещения, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в котором оно предоставляется, не обремененное правами третьих лиц и не находящееся под арестом.

Обжалуемым решением Ленинского районного суда г.Краснодара Краснодарского края от 29 июля 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано. Суд взыскал с ответчика в пользу истца задолженность по кредитному договору в размере 194939, 25 рублей, а также сумму госпошлины оплаченной при подаче иска в размере 5098, 78 рублей.

В апелляционной жалобе < Ф.И.О. >5 просит отменить указанное решение суда, ссылаясь на то, что решение вынесено с нарушением норм материального права.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате и времени судебного заседания, не явились, причины неявки суду не сообщили.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, как постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями законодательства.

Разрешая спор, суд первой инстанции верно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права, правильный анализ которых изложен в решении суда.

Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Законом Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» предусмотрено, что жилые помещения предоставляются лицам, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Как следует из материалов дела, в связи со смертью матери Данилова (Фетисова, Тупик) Е.В. в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей» отнесена к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 20).

Мать Даниловой (Фетисовой, Тупик) Е.В., < Ф.И.О. >6 умерла <...>, что подтверждается свидетельством о смерти <...> <...> (л.д. 22).

<...> Даниловой Е.В. заключен брак с < Ф.И.О. >8, после заключения брака ей была присвоена фамилия Тупик (л.д. 14).

<...> вышеуказанный брак расторгнут, после расторжения брака истцу осталась присвоенной фамилия Тупик (л.д. 12).

В соответствии со свидетельство о заключении брака <...> <...> от <...> < Ф.И.О. >8 вступила в брак с < Ф.И.О. >9, после заключения брака ей присвоена фамилия Фетисова (л.д. 21).

Установлено, что приказом Министерства труда и социального развития Краснодарского края от 07.12.2015 № 2689-жс Фетисова < Ф.И.О. >13, <...> года рождения, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д. 18-19).

Государственной программой Краснодарского края «Дети Кубани», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.10.2015 № 964, предусмотрено ежегодное предоставление субвенций бюджетам муниципальных образований Краснодарского края на обеспечение жилыми помещениями граждан указанной категории.

Согласно пояснениям представителя ответчика, администрация МО г. Краснодар не отказывает истцу в предоставлении жилого помещения, истец будет обеспечена жильем по мере выделения МО г. Краснодар денежных средств на приобретение жилых помещений и после проведения конкурсных мероприятий согласно установленному законодательством порядку.

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В силу ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Предоставление жилых помещений осуществляется в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, включение в который осуществляется в зависимости от времени и даты принятия уполномоченным органом местного самоуправления о включении указанных лиц в список.

Указанный список формируется согласно Постановлению Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства».

Обосновывая свои требования об обязании предоставить жилое помещение, истец ссылалась на то, что ею не было реализовано право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения.

Судом первой инстанции учтено, что законодательством, регулирующим отношения по обеспечению дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предусмотрен внеочередной порядок предоставления жилых помещений.

Учитывая, что правовые основания предоставления любого вида социальной помощи (по кругу лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры) устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе, исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей, судом первой инстанции был сделан обоснованный вывод о том, что Фетисова Е.В. имеет право на предоставление жилого помещения в порядке установленной очереди по муниципальному образованию город Краснодар.

Судом первой инстанции было верно указано, что ответчик - администрация МО г. Краснодар не отказывает истцу в предоставлении жилого помещения, а лишь связывает отсрочку его приобретения с ежегодно предоставляемыми муниципальному образованию субвенциями, то есть в данном случае ответчиком права истца не нарушены, следовательно, исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку не приведут к восстановлению нарушенного права истца.

В соответствии с вышеизложенным судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда, т.к. доводы жалобы ответчика судебная коллегия находит необоснованными, они не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений норм материального, либо процессуального права, влекущих отмену решения, при рассмотрении настоящего дела не допущено.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным. Доводы, указанные в апелляционной жалобе, подтверждения не нашли.

Руководствуясь ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда г.Краснодара Краснодарского края от 29 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Фетисовой Е.В. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-44612/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Фетисова Елена Валерьевна
Ответчики
Администрация МО г. Краснодар
Министерство труда и социального развития КК
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Попова Светлана Корнельевна
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
05.11.2019Передача дела судье
03.12.2019Судебное заседание
17.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.12.2019Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее