Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1585/2018 ~ М-1280/2018 от 20.06.2018

Дело № 2- 1585/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Михайловск                                13 сентября 2018 года

    Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Гедыгушева М.И.,

с участием:

представителя истца – старшего помощника прокурора Шпаковского района Ставропольского края Тищенко А.О.,

представителя ответчика – администрации МО Пелагиадского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края по доверенности Солгаловой Е.В.,

представителя ответчика комитета имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края по доверенности Сошниковой И.В.,

при секретаре Григорян А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шпаковского районного суда гражданское дело по иску заместителя прокурора Шпаковского района в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ к администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края, комитету имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края, администрации МО Пелагиадского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края об обязании провести кадастровые работы в отношении земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Шпаковского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Шпаковский районный суд Ставропольского края с исковым заявлением, а в последствии с уточненным исковым заявлением к администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края, комитету имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края, администрации МО Пелагиадского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края об обязании провести кадастровые работы в отношении земельных участков.

В обоснование заявленных уточненных исковых требований истец указал, что Прокуратурой района по поручению прокуратуры Ставропольского края проведена проверка исполнения земельного законодательства органами местного самоуправления в части проведения кадастрового учета в отношении земельных участков, на которых расположены места захоронений.

В соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 13-Ф3 «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципального района.

Как следует из материалов проверки на территории муниципального образовании Пелагиадского сельсовета, расположены 2 места захоронения не поставленных на государственный кадастровый учет. Примерно в 600 м. южнее здания администрации Пелагиадского сельсовета, расположенного по <адрес>

Не проведение межевания занятого под кладбище земельного участка, а также не приведение территории в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета, приведет к обезличиванию территорий данного кладбища, отсутствию его на кадастровом учете, а при осуществлении захоронений умерших - возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.

На основании изложенного, истец просит суд, обязать администрацию Пелагидского сельсовета Шпаковского района в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу провести в отношении земельных участков, занятых кладбищами кадастровые работы, оформить земельные участки в муниципальную собственность.

Обязать администрацию Шпаковского муниципального района и комитет имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального района предоставить администрации МО Пелагидского сельсовета Шпаковского района земельные участки под кладбища, расположенные: 1) примерно в 600 м. южнее здания администрации Пелагиадского сельсовета, расположенного по <адрес>.

В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Шпаковского района Ставропольского края Тищенко А.О., уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд удовлетворить их по доводам аналогичным указанным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика – администрации МО Пелагиадского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края по доверенности Солгалова Е.В., не возражала против удовлетворения уточненных исковых требований.

В судебном заседании представитель ответчика - комитета имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края по доверенности Сошникова И.В. не возражала против удовлетворения уточненных исковых требований.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующим выводам.

В силу подпункта 22 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся, в частности, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно ст. 18 Федерального закона N 8-ФЗ от 12 января 1996 года "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ от 12.01.1996) общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 ст. 16 настоящего Федерального закона.

На основании п. п. 4 и 5 ст. 16 Федерального закона N 8-ФЗ от 12 января 1996 года предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления.

Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, являющиеся вопросами местного значения отнесены к полномочиям администрации МО Пелагиадского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края.

Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности к услугам по организации похорон и связанным с ними услугам (код 93.03) отнесены услуги: по захоронению и кремации (код ); кладбищ по захоронению, включая услуги по покупке или аренде места для захоронения (код ); по содержанию кладбищ и прочих мест захоронения (код ); по уходу за могилами, прочими местами захоронения, включая услуги по озеленению кладбищ (код ).

Согласно п. п. 3 и 4 ст. 17 Федерального закона N 8-ФЗ от 12 января 1996 года для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

Санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" (СанПиН 2.1.2882-11), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ N 84 от 28 июня 2011 года, устанавливают гигиенические требования к содержанию кладбищ.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 7-ФЗ от 10 января 2001 года "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

В судебном заседании установлено, что на территории МО Пелагиадского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края расположено два места захоронения, а именно: примерно в 600 м. южнее здания администрации Пелагиадского сельсовета, расположенного по <адрес>, что также подтверждается ответом главы МО Пелагиадского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края (л.д.6).

Органом местного самоуправления в судебном заседании не оспаривалось, что указанные места захоронений в реестр муниципального имущества не включены, свидетельств о государственной регистрации права на земельные участки, занятые захоронениями у администрации МО Пелагиадского сельсовета не имеется.

Таким образом, суд с учетом положений ст.ст. 56, 67 ГПК РФ, приходит к выводу, что неприведение территории кладбища в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета и его регистрации в установленном законом порядке, приведет к обезличиванию территорий данного кладбища, отсутствию его на кадастровом учете, отсутствию права собственности администрации МО Пелагиадского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края на территорию кладбища, а при осуществлении захоронений умерших - возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. При этом, отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения. В связи с чем, заявленное требование заместителя прокурора – обязать администрацию Пелагидского сельсовета Шпаковского района провести в отношении земельных участков, занятых кладбищами кадастровые работы, оформить земельные участки в муниципальную собственность, а также обязать администрацию Шпаковского муниципального района и комитет имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального района предоставить администрации МО Пелагидского сельсовета Шпаковского района земельные участки под кладбища, расположенные: 1) примерно в 600 м. южнее здания администрации Пелагиадского сельсовета, расположенного по <адрес>, подлежит удовлетворению.

При этом, определяя срок для устранения вышеуказанного нарушения прав неопределенного круга лиц, суд учитывает тот факт, что выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих расходных обязательств может осуществляться с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в решение о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в такое решение, при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходных обязательств.

С учетом изложенного суд полагает, необходимым установить срок для устранения указанного нарушения прав неопределенного круга лиц в 1 год с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку учитывая характер рассматриваемого дела, а также действия, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав неопределенного круга лиц, именно срок – 1 год, является разумным и достаточным для исполнения решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Уточненные исковые требования заместителя прокурора Шпаковского района в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ к администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края, комитету имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края, администрации МО Пелагиадского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края об обязании провести кадастровые работы в отношении земельных участков, удовлетворить частично.

Обязать администрацию Пелагидского сельсовета Шпаковского района в течение 1 года после вступления решения суда в законную силу провести в отношении земельных участков, занятых кладбищами кадастровые работы, оформить земельные участки в муниципальную собственность.

Обязать администрацию Шпаковского муниципального района и комитет имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального района предоставить администрации МО Пелагидского сельсовета Шпаковского района земельные участки под кладбища, расположенные: 1) примерно в 600 м. южнее здания администрации Пелагиадского сельсовета, расположенного по <адрес>.

В удовлетворении остальной части уточненных исковых требований заместителя прокурора Шпаковского района Ставропольского края к администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края, комитету имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края, администрации МО Пелагиадского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения через Шпаковский районный суд Ставропольского края.

Судья:                                  М.И. Гедыгушев

2-1585/2018 ~ М-1280/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Шпаковского района
Ответчики
администрация муниципального образования Пелагиадского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края
Администрация Шпаковского муниципального района
Другие
Комитет имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края
Суд
Шпаковский районный суд Ставропольского края
Судья
Гедыгушев М.И.
Дело на странице суда
shpakovsky--stv.sudrf.ru
20.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.06.2018Передача материалов судье
22.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.07.2018Подготовка дела (собеседование)
06.07.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.07.2018Судебное заседание
20.07.2018Судебное заседание
17.08.2018Судебное заседание
30.08.2018Судебное заседание
31.08.2018Судебное заседание
13.09.2018Судебное заседание
13.09.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.12.2019Дело оформлено
31.12.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее