Судья КНН Дело №а-313/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 января 2019 г. г. Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,
судей Георгиновой Н.А., Сорокина С.В.,
при секретаре Смирнове Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Васиной Е.А. к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Орловской области, администрации Орловского района Орловской области, Управлению градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области, администрации Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области, Управлению экологической безопасности и природопользования Орловской области, Межрегиональному территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, Управлению муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла, муниципальному унитарному производственному предприятию водопроводно-канализационного хозяйства «Орелводоканал» об установлении зон с особыми условиями использования территорий,
по апелляционной жалобе Управления градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области на решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 20 ноября 2018 г., которым постановлено:
«Исковые требования Васиной Е.А. к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Орловской области, Управлению градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области об установлении зон с особыми условиями использования территорий удовлетворить.
Обязать Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области произвести действия по установлению охранной зоны газопровода высокого давления в н.п. Добрый (Бутылки) Орловского района Орловской области, кадастровый номер №, проходящего через земельный участок, принадлежащий Васиной Е.А., кадастровый номер №, расположенный по адресу: Орловская область, Орловский район, Сабуровское с/п, п. Добрый, <адрес>.
Обязать Управление градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области произвести действия по установлению зоны санитарной охраны трассы водопровода Ду 1000 мм, санитарно-защитной зоны напорной канализационной сети Ду 150 мм (2 нитки), проходящих через земельный участок, принадлежащий Васиной Е.А., кадастровый номер №, расположенный по адресу: Орловская область, Орловский район, Сабуровское с/п, п. Добрый, <адрес>
В удовлетворении исковых требований к администрации Орловского района Орловской области, администрации Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области, Управлению экологической безопасности и природопользования Орловской области, Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях, Управлению муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла, МПП ВКХ «Орелводоканал» отказать».
Заслушав доклад судьи областного суда Сорокина С.В., выслушав объяснения представителя административного ответчика Управления градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области Бондаревой Ж.В., поддержавшей апелляционную жалобу, представителя административного ответчика администрации Орловского района Орловской области Серегина Д.В. полагавшего решение законным, возражения административного истца Васиной Е.А. и ее представителя Дьяченко В.В., просивших решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
Васина Е.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Орловской области, администрации Орловского района Орловской области об установлении зон с особыми условиями использования территорий.
В обоснование заявленных требований указывала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Орловская область, Орловский район, п. Добрый.
По данному участку проходят трассы газопровода, водопровода и канализационной сети, охранные зоны к которым не установлены.
Отсутствие охранной зоны газопровода, зоны санитарной охраны трассы водопровода и санитарно-защитной зоны канализационной сети нарушают ее права как собственника земельного участка, поскольку при ведении какой-либо деятельности на земельном участке, собственник земельного участка обязан учитывать наличие таких зон и особым образом использовать такую территорию.
Кроме этого, наличие или отсутствие зон с особыми условиями использования территорий, что должно быть отражено в государственном кадастровом учете, влияет на кадастровую и рыночную стоимость земельного участка.
С учетом уточнения требований просила обязать административных ответчиков установить охранные зоны газопровода, водопровода и канализационной сети.
К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Управление градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области, администрация Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области, Управление экологической безопасности и природопользования Орловской области, Межрегиональное территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее – Росимущество) в Тульской, Рязанской и Орловской областях, Управление муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла, муниципальное унитарное производственное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства «Орелводоканал» (далее – МПП ВКХ «Орелводоканал»), в качестве заинтересованных лиц – акционерное общество «Газпром газораспределение Орел» (далее – АО«Газпром газораспределение Орел») и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (далее – Управление Росреестра по Орловской области).
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Управления градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области просит решение в части обязания Управления градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области произвести действия по установлению зоны санитарной охраны трассы водопровода и санитарно-защитной зоны напорной канализационной сети отменить, принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Ссылаясь на нормативные правовые акты, регулирующие спорные отношения, приводит довод о том, что указанные акты не содержат прямого указания на обязанность органа государственной исполнительной власти по принятию акта об установлении, изменении или прекращении существования зон с особыми условиями использования территорий.
Обращает внимание, что Управление градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области не является уполномоченным органом по установлению зон с особыми условиями использования территорий, при этом отражение границ таких зон в материалах Правил землепользования и застройки не является решением об их установлении.
Указывает, что в случае установления зон с особыми условиями использования территорий, в регистрирующий орган направляются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ таких зон, перечень координат характерных точек границ зон, в системе координат, установленной для ведения единого государственного реестра недвижимости, однако Управление градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области не наделено полномочиями по представлению в регистрирующий орган таких документов.
Полагает, что поскольку перед установлением зон санитарной охраны водопроводов, должно быть получено заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, то не привлечение к участию в административном деле органа санитарно-эпидемиологического надзора является существенным нарушением, влекущим отмену обжалуемого решения.
Представители административных ответчиков администрации Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области, Управления экологической безопасности и природопользования Орловской области, Межрегионального территориального Управления Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях, Управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла, МПП ВКХ «Орелводоканал», заинтересованных лиц АО «Газпром газораспределение Орел» и Управления Росреестра по Орловской области, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили.
При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Судебная коллегия, рассмотрев административное дело в полном объеме, в соответствии с положениями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены состоявшегося по делу решения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 218, пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях: защита жизни и здоровья граждан; безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства; обеспечение сохранности объектов культурного наследия; охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира; обеспечение обороны страны и безопасности государства.
В целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно подпункту 6 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации может быть установлена охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 3 марта 1999 г. №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» охранная зона газопровода - зона с особыми условиями использования территории, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
Согласно пунктам 2, 7 и 14 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20ноября 2000 г. № 878 настоящие Правила действуют на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей, либо проектирующих объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, либо осуществляющих в границах указанных земельных участков любую хозяйственную деятельность.
Для газораспределительных сетей устанавливаются охранные зоны.
На земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации, налагаются ограничения (обременения).
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 39 Федерального закона от 30марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно пункту 1.4 Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. № 10 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Санитарно-защитные зоны от канализационных сооружений до границ зданий жилой застройки, участков общественных зданий и предприятий пищевой промышленности с учетом их перспективного расширения следует принимать в соответствии с СанПиН 2.1.6.1032 и СанПиН 2.2.1/2.1.1.984, а случаи отступления от них должны согласовываться с органами санитарно-эпидемиологического надзора (пункт 4.20 Свода правил «Канализация, наружные сети и сооружения» СНиП 2.04.03-85, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 635/11).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции Васиной Е.А. принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Орловская область, Орловский район, п. Добрый, общей площадью 97 559 кв.м. Категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения и обслуживания зданий и сооружений.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, по состоянию на 24 октября 2018 г. ограничения прав и обременения объекта недвижимости – указанного земельного участка, не установлены.
Вместе с тем, согласно сведениям АО «Газпром газораспределение Орел», выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 18сентября 2018 г. и договору аренды № 73 от 1 ноября 2012 г., по данному участку, проходит распределительный подземный стальной газопровод высокого давления d-159 мм, поставленный на кадастровый учет как бесхозяйный объект недвижимости и переданный в аренду Департаментом государственного имущества и земельных отношений Орловской области АО«Газпром газораспределение Орел».
Кроме этого, по земельному участку Васиной Е.А., согласно сведениям МПП ВКХ «Орелводоканал», проходят трасса действующего водопровода ДУ1000 мм и участок действующей напорной канализационной сети ДУ150мм (2 нитки).
Суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства и проанализировав вышеприведенные нормы, пришел к правильным выводам о том, что отсутствие охранной зоны газопровода высокого давления, отсутствие зоны санитарной охраны трассы водопровода и санитарно-защитной зоны напорной канализации противоречит нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения и нарушает права и законные интересы Васиной Е.А. как собственника земельного участка.
Разрешая вопрос об устранении препятствий к осуществлению прав административного истца, и возлагая на Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области и Управление градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области обязанность совершить определенные действия, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1, подпунктом 1 пункта 2 и пунктом 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Может быть установлено ограничение использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно пунктам 17, 18 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20ноября 2000 г. № 878 утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки, указанных в пунктах 14, 15 и 16, производятся на основании заявления об утверждении границ охранной зоны газораспределительных сетей и сведений о границах охранной зоны газораспределительных сетей, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков - для проектируемых газораспределительных сетей и без согласования с указанными лицами - для существующих газораспределительных сетей.
Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении границы охранной зоны и наложении ограничений (обременений) на входящие в нее земельные участки является основанием для проведения кадастровых работ по формированию частей земельных участков, входящих в охранную зону, их государственному кадастровому учету с присвоением учетных кадастровых номеров в Едином государственном реестре земель и государственной регистрации обременений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу пунктов 1, 5.11 и 5.20 Положения о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 22декабря 2014 г. № 398 Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции в сфере государственного имущества, земельных отношений; осуществляет в частности мероприятия по регистрации права собственности Орловской области на объекты недвижимого имущества, в том числе на земельные участки; осуществляет мероприятия по постановке земельных участков, отнесенных к собственности Орловской области, на государственный кадастровый учет и внесению дополнительных сведений в государственный кадастр недвижимости на земельные участки.
С учетом приведенных норм, а также того, что использование газораспределительной сети должно обеспечивать безопасную и надежную эксплуатацию газопровода, а Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области осуществляет правомочия собственника газопровода, суд первой инстанции правомерно возложил на указанного административного ответчика обязанность произвести действия по установлению охранной зоны газопровода высокого давления.
Согласно пунктам 1 и 4 Положения об Управлении градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 26 декабря 2014 г. №421. Управление градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим правоприменительные функции и функции нормативного правового регулирования в сфере градостроительства, архитектуры и землеустройства, а также контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
Управление в частности осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов Орловской области по подготовке схем территориального планирования муниципальных районов, а также по внесению в них изменений; подготовке генеральных планов сельских поселений, а также по внесению в них изменений; подготовке правил землепользования и застройки сельских поселений, а также по подготовке в них изменений; подготовке и утверждению документации по планировке территории (проектов планировки территории, проектов межевания территории, градостроительных планов земельных участков) на основании документов территориального планирования муниципального района, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов местного значения.
Поскольку в соответствии с положениями статей 30, 33 и 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы зон с особыми условиями использования территорий отображаются в материалах правил землепользования и застройки, суд первой инстанции правомерно возложил на Управление градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области обязанность произвести действия по установлению зоны санитарной охраны трассы водопровода и санитарно-защитной зоны напорной канализационной сети.
Судебная коллегия считает, что, разрешая административное дело, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и постановил законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения решения, поскольку основаны на неверном толковании правовых норм.
Выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 20 ноября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья КНН Дело №а-313/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 января 2019 г. г. Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,
судей Георгиновой Н.А., Сорокина С.В.,
при секретаре Смирнове Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Васиной Е.А. к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Орловской области, администрации Орловского района Орловской области, Управлению градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области, администрации Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области, Управлению экологической безопасности и природопользования Орловской области, Межрегиональному территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, Управлению муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла, муниципальному унитарному производственному предприятию водопроводно-канализационного хозяйства «Орелводоканал» об установлении зон с особыми условиями использования территорий,
по апелляционной жалобе Управления градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области на решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 20 ноября 2018 г., которым постановлено:
«Исковые требования Васиной Е.А. к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Орловской области, Управлению градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области об установлении зон с особыми условиями использования территорий удовлетворить.
Обязать Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области произвести действия по установлению охранной зоны газопровода высокого давления в н.п. Добрый (Бутылки) Орловского района Орловской области, кадастровый номер №, проходящего через земельный участок, принадлежащий Васиной Е.А., кадастровый номер №, расположенный по адресу: Орловская область, Орловский район, Сабуровское с/п, п. Добрый, <адрес>.
Обязать Управление градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области произвести действия по установлению зоны санитарной охраны трассы водопровода Ду 1000 мм, санитарно-защитной зоны напорной канализационной сети Ду 150 мм (2 нитки), проходящих через земельный участок, принадлежащий Васиной Е.А., кадастровый номер №, расположенный по адресу: Орловская область, Орловский район, Сабуровское с/п, п. Добрый, <адрес>
В удовлетворении исковых требований к администрации Орловского района Орловской области, администрации Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области, Управлению экологической безопасности и природопользования Орловской области, Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях, Управлению муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла, МПП ВКХ «Орелводоканал» отказать».
Заслушав доклад судьи областного суда Сорокина С.В., выслушав объяснения представителя административного ответчика Управления градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области Бондаревой Ж.В., поддержавшей апелляционную жалобу, представителя административного ответчика администрации Орловского района Орловской области Серегина Д.В. полагавшего решение законным, возражения административного истца Васиной Е.А. и ее представителя Дьяченко В.В., просивших решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
Васина Е.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Орловской области, администрации Орловского района Орловской области об установлении зон с особыми условиями использования территорий.
В обоснование заявленных требований указывала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Орловская область, Орловский район, п. Добрый.
По данному участку проходят трассы газопровода, водопровода и канализационной сети, охранные зоны к которым не установлены.
Отсутствие охранной зоны газопровода, зоны санитарной охраны трассы водопровода и санитарно-защитной зоны канализационной сети нарушают ее права как собственника земельного участка, поскольку при ведении какой-либо деятельности на земельном участке, собственник земельного участка обязан учитывать наличие таких зон и особым образом использовать такую территорию.
Кроме этого, наличие или отсутствие зон с особыми условиями использования территорий, что должно быть отражено в государственном кадастровом учете, влияет на кадастровую и рыночную стоимость земельного участка.
С учетом уточнения требований просила обязать административных ответчиков установить охранные зоны газопровода, водопровода и канализационной сети.
К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Управление градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области, администрация Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области, Управление экологической безопасности и природопользования Орловской области, Межрегиональное территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее – Росимущество) в Тульской, Рязанской и Орловской областях, Управление муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла, муниципальное унитарное производственное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства «Орелводоканал» (далее – МПП ВКХ «Орелводоканал»), в качестве заинтересованных лиц – акционерное общество «Газпром газораспределение Орел» (далее – АО«Газпром газораспределение Орел») и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (далее – Управление Росреестра по Орловской области).
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Управления градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области просит решение в части обязания Управления градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области произвести действия по установлению зоны санитарной охраны трассы водопровода и санитарно-защитной зоны напорной канализационной сети отменить, принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Ссылаясь на нормативные правовые акты, регулирующие спорные отношения, приводит довод о том, что указанные акты не содержат прямого указания на обязанность органа государственной исполнительной власти по принятию акта об установлении, изменении или прекращении существования зон с особыми условиями использования территорий.
Обращает внимание, что Управление градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области не является уполномоченным органом по установлению зон с особыми условиями использования территорий, при этом отражение границ таких зон в материалах Правил землепользования и застройки не является решением об их установлении.
Указывает, что в случае установления зон с особыми условиями использования территорий, в регистрирующий орган направляются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ таких зон, перечень координат характерных точек границ зон, в системе координат, установленной для ведения единого государственного реестра недвижимости, однако Управление градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области не наделено полномочиями по представлению в регистрирующий орган таких документов.
Полагает, что поскольку перед установлением зон санитарной охраны водопроводов, должно быть получено заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, то не привлечение к участию в административном деле органа санитарно-эпидемиологического надзора является существенным нарушением, влекущим отмену обжалуемого решения.
Представители административных ответчиков администрации Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области, Управления экологической безопасности и природопользования Орловской области, Межрегионального территориального Управления Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях, Управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла, МПП ВКХ «Орелводоканал», заинтересованных лиц АО «Газпром газораспределение Орел» и Управления Росреестра по Орловской области, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили.
При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Судебная коллегия, рассмотрев административное дело в полном объеме, в соответствии с положениями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены состоявшегося по делу решения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 218, пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях: защита жизни и здоровья граждан; безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства; обеспечение сохранности объектов культурного наследия; охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира; обеспечение обороны страны и безопасности государства.
В целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно подпункту 6 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации может быть установлена охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 3 марта 1999 г. №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» охранная зона газопровода - зона с особыми условиями использования территории, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
Согласно пунктам 2, 7 и 14 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20ноября 2000 г. № 878 настоящие Правила действуют на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей, либо проектирующих объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, либо осуществляющих в границах указанных земельных участков любую хозяйственную деятельность.
Для газораспределительных сетей устанавливаются охранные зоны.
На земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации, налагаются ограничения (обременения).
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 39 Федерального закона от 30марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно пункту 1.4 Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. № 10 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Санитарно-защитные зоны от канализационных сооружений до границ зданий жилой застройки, участков общественных зданий и предприятий пищевой промышленности с учетом их перспективного расширения следует принимать в соответствии с СанПиН 2.1.6.1032 и СанПиН 2.2.1/2.1.1.984, а случаи отступления от них должны согласовываться с органами санитарно-эпидемиологического надзора (пункт 4.20 Свода правил «Канализация, наружные сети и сооружения» СНиП 2.04.03-85, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 635/11).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции Васиной Е.А. принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Орловская область, Орловский район, п. Добрый, общей площадью 97 559 кв.м. Категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения и обслуживания зданий и сооружений.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, по состоянию на 24 октября 2018 г. ограничения прав и обременения объекта недвижимости – указанного земельного участка, не установлены.
Вместе с тем, согласно сведениям АО «Газпром газораспределение Орел», выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 18сентября 2018 г. и договору аренды № 73 от 1 ноября 2012 г., по данному участку, проходит распределительный подземный стальной газопровод высокого давления d-159 мм, поставленный на кадастровый учет как бесхозяйный объект недвижимости и переданный в аренду Департаментом государственного имущества и земельных отношений Орловской области АО«Газпром газораспределение Орел».
Кроме этого, по земельному участку Васиной Е.А., согласно сведениям МПП ВКХ «Орелводоканал», проходят трасса действующего водопровода ДУ1000 мм и участок действующей напорной канализационной сети ДУ150мм (2 нитки).
Суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства и проанализировав вышеприведенные нормы, пришел к правильным выводам о том, что отсутствие охранной зоны газопровода высокого давления, отсутствие зоны санитарной охраны трассы водопровода и санитарно-защитной зоны напорной канализации противоречит нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения и нарушает права и законные интересы Васиной Е.А. как собственника земельного участка.
Разрешая вопрос об устранении препятствий к осуществлению прав административного истца, и возлагая на Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области и Управление градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области обязанность совершить определенные действия, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1, подпунктом 1 пункта 2 и пунктом 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Может быть установлено ограничение использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно пунктам 17, 18 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20ноября 2000 г. № 878 утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки, указанных в пунктах 14, 15 и 16, производятся на основании заявления об утверждении границ охранной зоны газораспределительных сетей и сведений о границах охранной зоны газораспределительных сетей, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков - для проектируемых газораспределительных сетей и без согласования с указанными лицами - для существующих газораспределительных сетей.
Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении границы охранной зоны и наложении ограничений (обременений) на входящие в нее земельные участки является основанием для проведения кадастровых работ по формированию частей земельных участков, входящих в охранную зону, их государственному кадастровому учету с присвоением учетных кадастровых номеров в Едином государственном реестре земель и государственной регистрации обременений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу пунктов 1, 5.11 и 5.20 Положения о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 22декабря 2014 г. № 398 Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции в сфере государственного имущества, земельных отношений; осуществляет в частности мероприятия по регистрации права собственности Орловской области на объекты недвижимого имущества, в том числе на земельные участки; осуществляет мероприятия по постановке земельных участков, отнесенных к собственности Орловской области, на государственный кадастровый учет и внесению дополнительных сведений в государственный кадастр недвижимости на земельные участки.
С учетом приведенных норм, а также того, что использование газораспределительной сети должно обеспечивать безопасную и надежную эксплуатацию газопровода, а Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области осуществляет правомочия собственника газопровода, суд первой инстанции правомерно возложил на указанного административного ответчика обязанность произвести действия по установлению охранной зоны газопровода высокого давления.
Согласно пунктам 1 и 4 Положения об Управлении градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 26 декабря 2014 г. №421. Управление градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим правоприменительные функции и функции нормативного правового регулирования в сфере градостроительства, архитектуры и землеустройства, а также контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
Управление в частности осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов Орловской области по подготовке схем территориального планирования муниципальных районов, а также по внесению в них изменений; подготовке генеральных планов сельских поселений, а также по внесению в них изменений; подготовке правил землепользования и застройки сельских поселений, а также по подготовке в них изменений; подготовке и утверждению документации по планировке территории (проектов планировки территории, проектов межевания территории, градостроительных планов земельных участков) на основании документов территориального планирования муниципального района, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов местного значения.
Поскольку в соответствии с положениями статей 30, 33 и 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы зон с особыми условиями использования территорий отображаются в материалах правил землепользования и застройки, суд первой инстанции правомерно возложил на Управление градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области обязанность произвести действия по установлению зоны санитарной охраны трассы водопровода и санитарно-защитной зоны напорной канализационной сети.
Судебная коллегия считает, что, разрешая административное дело, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и постановил законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения решения, поскольку основаны на неверном толковании правовых норм.
Выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 20 ноября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи