РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 ноября 2013 года город Ульяновск
Ульяновский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего – заместителя председателя суда Мунтяну Р.А., при секретаре судебного заседания Загайновой Е.А., с участием заявителя Кокорева Д.В., его представителей – адвоката Захарова А.П. и гражданина Новосада В.Ф., представителей заинтересованного лица – командира войсковой части №, Ревенко Ю.С. и <данные изъяты> Федотова О.А., рассмотрев материалы гражданского дела по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Кокорева Д.В. об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации, командующего войсками Центрального военного округа, командира войсковой части №, руководителя ФКУ “Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации” (далее – ФКУ “ЕРЦ МО РФ”), руководителя ФКУ “Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия” (далее – ФКУ “ОФО МО РФ”), связанных с увольнением заявителя с военной службы и исключением из списков личного состава части,
УСТАНОВИЛ:
Кокорев обратился в суд с вышеуказанным заявлением. Уточнив и дополнив в судебном заседании свои требования, он просил:
Признать незаконным пункт № параграфа № приказа Министра обороны Российской Федерации № от 20 февраля 2013 года о досрочном его увольнении по п.п. “а” п. 2 ст. 51 Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” и отменить указанный приказ в оспариваемой части;
Обязать Министра обороны РФ произвести его увольнение с военной службы на основании п.п. “б” п. 3 ст. 51 ФЗ РФ “О воинской обязанности и военной службе”, т.е. по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе;
Признать незаконным и не действующим с момента издания пункт № параграфа № приказа командующего войсками Центрального военного округа № от 26 марта 2013 года об исключении его из списков личного состава части и всех видов обеспечения с 20 апреля 2013 года;
Обязать командующего войсками Центрального военного округа отменить указанный приказ в оспариваемой части и обеспечить его денежным довольствием через ФКУ “ЕРЦ МО РФ” с 21 апреля 2013 года по дату исключения из списков части в соответствии с действующим законодательством;
Обязать командующего войсками Центрального военного округа издать приказ об исключении его из списков личного состава части с даты, рассчитанной с учетом предоставления основного отпуска согласно прослуженному в 2013 году времени и обеспечения вещевым имуществом за 2011 и 2012 годы;
Обязать командира войсковой части № командующему войсками Центрального военного округа проект приказа об исключении его из списков личного состава части с даты, рассчитанной с учетом предоставления основного отпуска согласно прослуженному в 2013 году времени и обеспечения вещевым имуществом за 2011 и 2012 годы.
Кроме того, Кокорев просил суд взыскать с ФКУ “ОФО МО РФ” понесенные им по делу судебные расходы, а именно расходы по оплате услуг представителя в сумме 10 000 рублей и уплаченную государственную пошлину в сумме 200 рублей.
В судебном заседании Кокорев поддержал свои требования в полном объеме и настаивал на их удовлетворении. В обоснование своей позиции заявитель и его представители указали, что, Кокорев имеет право на увольнение с военной службы по состоянию здоровья, поскольку заключением военно-врачебной комиссии (далее – ВВК) признан ограниченно годным к военной службе. По мнению заявителя, на момент его увольнения в Вооруженных Силах РФ имелись воинские должности, подлежащие замещению военнослужащими с такой же военно-учетной специальностью и уровнем подготовки, как и у него. Учитывая изложенное, Кокорев полагает, что его увольнение в связи с организационно-штатными мероприятиями является незаконным. Далее заявитель отметил, что после 20 апреля 2013 года ему прекращена выплата денежного довольствия, хотя с выпиской из приказа об исключении из списков личного состава части он ознакомлен лишь 20 августа 2013 года. По утверждению заявителя, до настоящего времени он не обеспечен положенным вещевым обеспечением, а основной отпуск за 2013 год ему предоставлен не в полном объеме. С учетом изложенного Кокорев считает, что оспариваемый им приказ об увольнении подлежит изменению в части основания увольнения, а приказ об исключении его из списков части подлежит безусловной отмене, а он, в свою очередь, восстановлению в списках части.
Заинтересованные лица - Министр обороны Российской Федерации, командующий войсками Центрального военного округа, руководитель ФКУ “ЕРЦ МО РФ”, руководитель ФКУ “ОФО МО РФ” и третье лицо – начальник Главного управления кадров Министерства обороны РФ, в судебное заседание не прибыли, хотя о месте и времени судебного заседания были надлежащим образом извещены. В своих возражениях представители Министра обороны РФ, командующего войсками Центрального военного округа, руководителя ФКУ “ЕРЦ МО РФ”, Прокофьев С.А. и Бирюкова О.В., соответственно, и руководитель ФКУ “ОФО МО РФ” Маклаков В.И. просили рассмотреть данное гражданское дело в их отсутствие. Прокофьев С.А. и Бирюкова О.В. также указали, что требования Кокорева не признают, поскольку каких-либо нарушений его прав при увольнении и исключении из списков личного состава части не допущено.
Представители заинтересованного лица – командира войсковой части №, Ревенко Ю.С. и <данные изъяты> Федотов О.А. требования заявителя также не признали, пояснив, что Кокорев исключен из списков части в соответствии с действующим законодательством.
Суд, заслушав объяснения заявителя, его представителей, представителей заинтересованного лица – командира войсковой части №, а также исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле, приходит к следующим выводам.
Согласно выписке из приказа Министра обороны Российской Федерации от 20 февраля 2013 года №, <данные изъяты> Кокорев, проходивший военную службу по контракту и состоявший в распоряжении командующего войсками Центрального военного округа, досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (по п.п. “а” п. 2 ст. 51 Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе). В соответствии с выпиской из приказа командующего войсками Центрального военного округа от 26 марта 2013 года № заявитель исключен из списков личного состава части с 20 апреля 2013 года. Общая продолжительность военной службы Кокорева составляет более 20 лет.
Согласно п.п. “а” п. 2 ст. 51 Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В соответствии с п.п. “а” п.4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 “Вопросы прохождения военной службы”, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона) и при отсутствии других оснований для увольнения:
при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
по истечении сроков нахождения в распоряжении командира (начальника), установленных пунктом 4 статьи 42 Федерального закона и настоящим Положением, при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность)…
В судебном заседании путем исследования личного дела заявителя достоверно установлено, что должность <данные изъяты> филиала Военной академии тыла и транспорта (г.Ульяновск), которую занимал Кокорев, сокращена в 2011 году в связи с проведением организационно-штатных мероприятий. При этом заявитель 24 сентября 2011 года был зачислен в распоряжение командующего войсками Центрального военного округа с содержанием при войсковой части № (в настоящее время – в/ч №).
В соответствии с п. 4 ст. 42 ФЗ РФ “О воинской обязанности и военной службе” военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий - не более шести месяцев.
Таким образом, очевидно, что на момент увольнения Кокорева с военной службы срок его нахождения в распоряжении истек.
Невозможность назначения Кокорева на равную воинскую должность, а также невозможность его размещения на каких-либо вакантных воинских должностях в соответствии с требованиями действующего законодательства, подтверждается в полном объеме сообщением начальника 1 управления Главного управления кадров ФИО12 Из данного сообщения усматривается, что в период с 1 октября 2011 года по 20 апреля 2013 года размещение Кокорева на воинских должностях было невозможно не только в войсковой части №, но и в других частях Вооруженных Сил РФ. Оснований не доверять указанному сообщению у суда не имеется. В свою очередь, доводы Кокорева о том, что до его увольнения в Вооруженных Силах РФ имелись вакантные должности, на которые он мог быть назначен с учетом имеющегося у него образования и опыта службы, ничем не подтверждены.
В соответствии с п. 11 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы при наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, нескольких оснований для увольнения с военной службы он увольняется по избранному им основанию.
Утверждение Кокорева о наличии у него на момент увольнения с военной службы альтернативного основания увольнения по состоянию здоровья - в связи с признанием ВВК ограниченно годным к военной службе, не соответствует действительности.
Так, из свидетельства о болезни № следует, что заключение ВВК о признании Кокорева ограниченно годным к военной службе вынесено 10 сентября 2013 года и утверждено вышестоящей ВВК 18 сентября 2013 года. т.е. по истечении семи месяцев после увольнения заявителя с военной службы.
Вместе с тем по смыслу п. 11 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы правом на выбор основания увольнения с военной службы военнослужащий может воспользоваться только до увольнения с военной службы.
С учетом изложенного требования Кокорева о возложении на Министра обороны РФ обязанности уволить его по состоянию здоровья удовлетворению не подлежат. Делая такой вывод, суд в т.ч. принимает во внимание, что каких-либо прав заявителя на прохождение ВВК перед увольнением командованием войсковой части № не нарушено. В материалах дела имеется рапорт Кокорева от 22 января 2013 года об отказе от прохождения ВВК в связи с предстоящим увольнением.
Иные права заявителя при принятии решения об увольнении его с военной службы ответчиками также не нарушены. С имеющимся в личном деле расчетом выслуги лет от 25 июня 2012 года Кокорев ознакомлен и согласен. В соответствии с п.п. “б” п. 264 Руководства о финансовом обеспечении и особенностях бюджетного учета в Вооруженных Силах РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ № 250 дсп от 7 мая 2008 года, данный расчет действителен в течение трех лет.
Кокорев обеспечен жилым помещением по нормам, установленным законодательством. Перед увольнением заявитель аттестован аттестационной комиссией (протокол № от 13 февраля 2013 года) согласно требованиям Порядка организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 29 февраля 2012 г. N 444.
В соответствии с п.12 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы увольнение военнослужащего с военной службы по основаниям, когда его согласие на увольнение не предусматривается, производится командованием без рапорта военнослужащего. Поскольку согласие на увольнение Кокорева в связи с организационно-штатными мероприятиями не требовалось, так как принятие указанного решения является прерогативой командования, то заявитель, вопреки мнению его представителей, правомерно уволен без истребования рапорта.
То обстоятельство, что в отношении Кокорева в 2013 году не был составлен лист беседы, не свидетельствует о незаконности приказа о его увольнении. Как указано выше, командованием части перед отправкой представления на увольнение заявителя были выяснены все вопросы, касающиеся наличия у него необходимой выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет, состояния его здоровья, обеспеченности жилым помещением по нормам, установленным федеральными законами.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения приказа Министра обороны Российской Федерации об увольнении Кокорева с военной службы, отсутствуют.
Что же касается приказа командующего войсками Центрального военного округа об исключении заявителя из списков личного состава части, то данный приказ, в связи с нарушением должностными лицами управления кадров Центрального военного округа и войсковой части № требований законодательства, подлежит изменению.
Из сообщения врио начальника управления кадров Центрального военного округа исх. № следует, что выписка из оспариваемого приказа командующего войсками Центрального военного округа № от 26 марта 2013 года отправлена почтой в войсковую часть № лишь 27 мая 2013 года. Данная выписка поступила в часть 20 июня 2013 года, о чем свидетельствует содержание штампа на ее обороте. В судебном заседании достоверно установлено, что с этой выпиской, как и с выпиской из приказа об увольнении, поступившей в часть 8 мая 2013 года, Кокорев ознакомлен лишь 20 августа 2013 года. При этом до указанной даты заявитель в полном объеме исполнял возложенные на него обязанности военной службы. Эти обстоятельства подтверждены в суде представителем командира войсковой части № <данные изъяты> Федотовым О.А.
Судом в результате анализа расчетных листков и отчета по счету карты установлено, что с 21 апреля по 20 августа 2013 года, несмотря на исполнение обязанностей военной службы, Кокорев не обеспечивался денежным довольствием. Из накладной № и пояснений сторон следует, что на момент исключения из списков части вещевым обеспечением заявитель не обеспечен по причине отсутствия нужных размеров обмундирования. Из материалов дела и пояснений сторон усматривается, что Кокорев использовал основной отпуск за 2013 год в количестве 20 суток и дополнительный отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 суток. Таким образом, по состоянию на 20 августа 2013 года заявителю согласно п.3 ст.29 Положения о порядке прохождения военной службы должен быть дополнительно предоставлен основной отпуск в количестве 10 суток.
В данной ситуации суд считает, что нарушенные права Кокорева будут восстановлены в полном объеме путем возложения на командующего войсками Центрального военного округа обязанности по внесению в приказ об исключении заявителя из списков личного состава части изменений, а именно указания об исключении последнего из списков части с 30 августа 2013 года (т.е. с учетом времени положенного основного отпуска за 2013 год).
В свою очередь, оснований для восстановления Кокорева в списках личного состава части, не имеется.
Вопреки мнению заявителя и его представителей, допущенные техническим работником войсковой части № опечатки, касающиеся наименований пунктов и параграфов в выписках из соответствующих приказов, на существо принятых решений об увольнении Кокорева с военной службы и исключении из списков личного состава части не влияют. В судебное заседание представителями командира войсковой части № представлены выписки из оспариваемых приказов, изготовленные надлежащим образом должностными лицами управления кадров Центрального военного округа. Каких-либо оснований не доверять содержанию указанных документов, у суда не имеется.
Поскольку судом принимается решение о частичном удовлетворении требований заявителя, то в соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ судебные расходы, понесенные им по данному гражданскому делу, а именно уплаченная государственная пошлина, расходы на оплату услуг представителя присуждаются ему пропорционально размеру удовлетворенных судом требований – в общей сумме 2 550 рублей. При этом суд, руководствуясь требованиями ст. 100 ГПК РФ, присуждает заявителю расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах, в размере 2 500 рублей. Разрешая требования заявителя о взыскании судебных расходов, суд учитывает, что их размер, а также факт уплаты денежных средств нашли подтверждение путем исследования в судебном заседании квитанций об уплате государственной пошлины и чеков-ордеров о перечислении Кокоревым денежных средств представителю Новосаду В.Ф.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, гарнизонный военный суд,
РЕШИЛ:
Заявление бывшего военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Кокорева Д.В. об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации, командующего войсками Центрального военного округа, командира войсковой части №, руководителя ФКУ “Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации”, руководителя ФКУ “Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия”, связанных с увольнением заявителя с военной службы и исключением из списков личного состава части, удовлетворить частично.
Признать незаконным п. № параграфа № приказа командующего войсками Центрального военного округа от 26 марта 2013 года № в части исключения Кокорева Д.В. из списков личного состава части с 20 апреля 2013 года.
Обязать командующего войсками Центрального военного округа внести в п. № параграфа № приказа от 26 марта 2013 года № об исключении заявителя из списков личного состава части изменения, указав об исключении Кокорева Д.В. из списков части с 30 августа 2013 года.
Обязать командующего войсками Центрального военного округа, руководителя ФКУ “Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации” и командира войсковой части № принять меры по обеспечению Кокорева Д.В. всеми видами положенного довольствия за период с 21 апреля по 30 августа 2013 года включительно.
Взыскать с Федерального казенного учреждения “Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия” в пользу Кокорева Д.В. судебные расходы в размере 2550 рублей.
В удовлетворении остальных заявленных требований Кокореву Д.В., отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд через Ульяновский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Заместитель председателя
Ульяновского гарнизонного
военного суда Р.А. Мунтяну