Дело № 22312/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 мая 2014 года город Пермь
Свердловский районный суд города Перми, в составе:
Председательствующего судьи Никитиной Т.А.
При секретаре Мекаевой И.Д.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брагиной Е. С. к Администрации города Перми о возложении обязанности внести изменения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий как члена семьи ветерана ВОВ,
У с т а н о в и л :
Истица Брагина Е.С. обратилась в суд, указывая, что она является вдовой участника и инвалида ВОВ ФИО3, который умер в возрасте <данные изъяты> - ДД.ММ.ГГГГ.
Истица обратилась в администрацию Свердловского района с заявлением о постановке её на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, однако истице в этом было отказано на основании ст. 53 ЖК РФ.
Как указывает истица в исковом заявлении, после смерти мужа она замуж не выходила. В настоящее время была вынуждена прописать ФИО4 в связи с тем, что ее (истицы) состояние здоровья не позволяет ей обслуживать себя самой. Данный уход осуществляет ФИО4.
Истица считает, что ей незаконно отказано в постановке в очередь на получение субсидии для улучшения жилищных условий.
На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований /л.д.30/, истица просит суд обязать администрацию города Перми включить её - вдову участника и инвалида Великой Отечественной Войны Брагину Е. С. в список граждан (ветеранов участников ВОВ и членов их семей), претендующих на получение социальной поддержки на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета и направить ее учетное дело в Министерство социального развития Пермского края для включения в сводный список граждан, формируемый в соответствии с п.3.3 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий утверждённого Постановлением Правительства Пермского края от 02.03. 2007 год № 21- П.
Обязать Министерство социального развития Пермского края включить вдову участника и инвалида Великой Отечественной войны - Брагину Е. С. в сводный список граждан, формируемый в соответствии с п.3.3. Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и членов их семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 года № 21 – П и предоставить ей социальную поддержку в форме субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения путем выдачи жилищного сертификата или единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, размер которого определяется исходя из общей площади жилья - 36 квадратных метров на гражданина, средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Пермскому краю, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на момент принятия распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидии (единовременных денежных выплат) на приобретение, строительство жилых помещений устанавливаемой приказом Министерства регионального развития Российской Федерации.
В судебном заседании истица на заявленных исковых требованиях настаивает.
Представитель истца Черенцев К.М. (по устному ходатайству) заявленные исковые требования поддерживает.
Представитель Управления жилищных отношений администрации города Перми Полуянова О.Г. (по доверенности) в судебном заседании заявленные исковые требования считает не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Представитель Территориального управления министерства социального развития Пермского края по городу Перми в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель администрации Свердловского района города Перми в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, изучив материалы дела, заслушав стороны, допросив свидетелей, приходит к следующему:
Как установлено материалами дела Брагина Е.М. имеет статус ветерана Великой Отечественной войны и имеет права и льготы, установленные ст.20 Федерального закона «О ветеранах»/л.д. 11/, из содержания справки выданной комитетом социальной защиты населения установлено, что Брагина Е.С. является вдовой умершего воина и в соответствии со статьей 21 Федерального закона « О ветеранах» от 12.01.1995 г № 5 – ФЗ имеет право на льготы Отечественной войны /л.д.12/. Супруг истицы /л.д.16/ ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ /л.д.15/.
Из справки МСЭ № установлено, что истица <данные изъяты>/л.д.14/.
Общая площадь квартиры, в которой истица проживает, и которая принадлежит ей на праве собственности (договор безвозмездной передачи квартиры в совместную собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ) определяемая в соответствии с положениям пункта 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации как сумма площади всех частей жилого помещения, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас, согласно техническому паспорту составляет 30,2 кв. метров/л.д.42/
Согласно справки -ОРГАНИЗАЦИЯ1- ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрированная по <адрес> состоит на учете в Управлении Пенсионного фонда в качестве лица осуществляющего уход за лицом, достигшим возраста <данные изъяты> Брагиной Е.С. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, справка выдана ДД.ММ.ГГГГ /л.д.10/.
Распоряжением начальника управления жилищных отношений Администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ Брагиной Е.С. отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения и включении в список ветеранов ВОВ, нуждающихся в жилых помещениях, так как представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещений, ввиду того, что не истек срок, предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации/л.д.8/.
Указом Президента Российской Федерации N 714 от 7 мая 2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (пункт 1).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе, членов семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно положению статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
С учетом изложенного при рассмотрении данного гражданского дела необходимо установить, какие конкретно действия, направленные на ухудшение жилищных условий, совершила заявительница, являются ли они умышленными и недобросовестными, дав правовую оценку фактическим обстоятельствам дела, включая факт регистрации в квартире ФИО1, ФИО2
Согласно позиции изложенной управлением жилищных отношений администрации города Перми следует, что Брагина Е.С. совершила намеренные действия, в результате которых она может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, а именно Брагина Е.С. вселила в квартиру № <адрес> ФИО1 и ФИО2 в связи с чем, обеспеченность общей площади жилого помещения на каждого члена семьи стала составлять -S-., что менее учетной нормы площади жилого помещения в г. Перми/л.д.39/, факт вселения в квартиру истицы ФИО1 совместной с ФИО2 не опровергается истицей и подтвержден свидетельством о регистрации по месту жительства/л.д.69/, копией паспорта ФИО1/л.д.46/. Как следует из пояснений истицы ФИО1 была вселена в квартиру как лицо осуществляющее уход за ней (Брагиной Е.С.).
Установив изложенные обстоятельства и оценив все представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что Брагина Е.С. вселив в свое жилое помещение ФИО1, ФИО2 и зарегистрировав указанных лиц в жилом помещении совершила действия, направленные на умышленное ухудшение своих жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Довод истицы о том, что вселение ФИО1 было вынужденным, поскольку ее состояние здоровья не позволяет ей обслуживать себя самой, а ей необходимо круглосуточное обслуживание не подтвержден допустимыми доказательствами по делу, напротив, из представленной в материалы дела справки, выданной истице только ДД.ММ.ГГГГ -ОРГАНИЗАЦИЯ2- установлено, что истица нуждается в частичной посторонней помощи, доказательств необходимости круглосуточного обслуживания не представлено. Суд также учитывает, что истица самостоятельно посещала судебные заседания 25.02.2014 года, 02.04.2014 года и 12.05.2014 года, давала пояснения, отвечала на поставленные вопросы, передвигалась самостоятельно, из справки МСЭ представленной истицей установлено, что необходимых форм реабилитации истице не установлено.
Действительно материалами дела установлено, что ФИО2 является <данные изъяты>,/л.д.66/ однако, суд считает, что необходимость ее проживания и регистрации в данной квартире истицей не доказана, кроме этого, суд учитывает, что именно с регистрацией и вселение в квартиру третьего человека ФИО2 обеспеченность общей площади жилого помещения на каждого члена семьи стала составлять -S-., что менее учетной нормы.
Кроме этого, суд учитывает, что исходя из представленных медицинских документов установлено, что при обращении за медицинской помощью местом жительства ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ указывается иной адрес проживания, а именно <адрес>/л.д.65/, она посещает -ОРГАНИЗАЦИЯ3- с ДД.ММ.ГГГГ, находящийся по <адрес>, то есть в районе, где проживала ФИО1 до момента вселения в квартиру истицы.
Из показаний допрошенной в судебном заседании свидетеля ФИО1, установлено, что она не работает, <данные изъяты>, помощь истице заключается в том, что она готовит еду, моет пол, кроме нее один раз в неделю приходит ФИО5, а также ФИО6 которые приносят продукты, оказывают помощь. Также свидетель пояснила, что Брагина Е.С. сама помогает ей (свидетелю ФИО1)
Таким образом, поскольку истица вселив в свое жилое помещение ФИО1, ФИО2 распорядилась своей собственностью менее чем за 5 лет до обращения с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, тогда как данная мера не является, по мнению суда, необходимой или вынужденной, не было вызвано исключительными, особыми обстоятельствами, их регистрация в жилом доме фактически привела к ухудшению жилищных условий, суд считает, что исковые требования истицы о включении в список на получение социальной поддержки на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета и направления ее учетного дела в Министерство социального развития Пермского края для включения в сводный список граждан, а также возложении на Министерство социального развития Пермского края обязанности включить вдову участника и инвалида Великой Отечественной Войны Брагину Е. С. в сводный список граждан, формируемый в соответствии с п.3.3. Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и членов их семей, не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Отказать Брагиной Е. С. в удовлетворении исковых требований о возложении на администрацию города Перми обязанности включить вдову участника и инвалида Великой Отечественной войны - Брагину Е. С. в список граждан (ветеранов участников ВОВ и членов их семей), претендующих на получение социальной поддержки на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета и направить ее учетное дело в Министерство социального развития Пермского края для включения в сводный список граждан, формируемый в соответствии с п.3.3 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий утверждённого Постановлением Правительства Пермского края от 02.03. 2007 год № 21- П.
Отказать Брагиной Е. С. в удовлетворении исковых требовании о возложении на Министерство социального развития Пермского края включить вдову участника и инвалида Великой Отечественной Войны Брагину Е. С. в сводный список граждан, формируемый в соответствии с п.3.3. Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и членов их семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 года № 21 – П и предоставить ей социальную поддержку в форме субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения путем выдачи жилищного сертификата или единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, размер которого определяется исходя из общей площади жилья - 36 квадратных метров на гражданина, средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Пермскому краю, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на момент принятия распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидии (единовременных денежных выплат) на приобретение, строительство жилых помещений устанавливаемой приказом Министерство регионального развития Российской Федерации.
Решение в течение 30-ти дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд, через Свердловский районный суд города Перми.
Судья Т.А. Никитина