РЕШЕНИЕ
«07» декабря 2020 года г. Екатеринбург
Судья Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга Стоянов Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Исаева А.В. на постановление № 24/04/14.55-493/2020 заместителя начальника Юридического управления в сфере ГОЗ Федеральной антимонопольной службы России Шихалиева Р.М. от 29.06.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Исаева Александра Владимировича,
установил:
Постановлением должностного лица от 29.06.2020 директор ООО «ТЛК «Динакс» Исаев А.В. подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 30000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ.
Должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что между ФГУП «ГВСУ № 14» (заказчик) и ООО «ТЛК «Динакс» (поставщик) заключен договор от 03.03.2020 № 1920187377982554164000000/1162 на поставку водопропускных труб. Договор заключен в целях выполнения государственного оборонного заказа в рамках исполнения государственного контракта от 09.08.2019 № 1920187377982554164000000. Согласно условиям договора срок поставки товара установлен в течение 30 календарных дней с даты подписания договора, то есть до 02.04.2020, вместе с тем в согласованный сторонами срок товар в адрес заказчика не поставлен.
Исаев А.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит об отмене постановления о назначении административного наказания и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы заявитель пояснил, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, поскольку ФГУП «ГВСУ № 14» в установленный договором срок не перечислило предоплату в размере 30% от стоимости продукции, следовательно, поставщик освобождается от ответственности за нарушение срока поставки товара. Кроме того, в период с 30.03.2020 по 30.04.2020 в Российской Федерации приостановлена работа всех организаций и учреждений, за исключением организаций, входящих в отдельный перечень, к которым ООО «ТЛК «Динакс» не относится, при этом на территории Свердловской и Мурманской областей вследствие введения режима повышенной готовности было ограничено перемещение, следовательно, вследствие наличия обстоятельств непреодолимой силы товар не мог быть поставлен заказчику в обусловленный договором срок.
В судебном заседании Исаев А.В. поддержал жалобу по изложенным в ней основаниям, пояснив, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Города Москвы от 17.08.2020 отказано в удовлетворении иска ФГУП «ГВСУ № 14» о взыскании договорной неустойки, поскольку в силу введения режима повышенной готовности и нерабочих дней нарушение срока поставки товара вызвано обстоятельствами непреодолимой силы, за которые ООО «ТЛК «Динакс» не может нести ответственность. Просил отменить постановление должностного лица и прекратить производство по делу.
Должностное лицо и прокурор в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Заслушав пояснения заявителя, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, считаю постановление должностного лица подлежащим отмене по следующим основаниям.
Административным правонарушением по ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ признается нарушение должностным лицом головного исполнителя условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг, сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, либо нарушение должностным лицом исполнителя условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг, сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В судебном заседании установлено, что между ФГУП «ГВСУ № 14» (заказчик) и ООО «ТЛК «Динакс» (поставщик) заключен договор от 03.03.2020 № 1920187377982554164000000/1162 на поставку водопропускных труб. Договор заключен в целях выполнения государственного оборонного заказа в рамках исполнения государственного контракта от 09.08.2019 № 1920187377982554164000000. Согласно условиям договора срок поставки товара установлен в течение 30 календарных дней с даты подписания договора, то есть до 02.04.2020, вместе с тем в согласованный сторонами срок товар в адрес заказчика не поставлен.
Признавая директора ООО «ТЛК «Динакс» Исаева А.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ, должностное лицо пришел к выводу о наличии в материалах совокупности относимых, допустимых и достаточных доказательств, полученных в соответствии с законом, подтверждающих наличие события правонарушения.
Вместе с тем, с таким выводом должностного лица не нахожу оснований согласиться, поскольку при рассмотрении дела не проверено соблюдение порядка получения прокурором доказательств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
Частью 2 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон № 2202-1) предусмотрено, что проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки (ч. 3 ст. 21 Закона № 2202-1).
Так, из материалов дела следует, что сведения о невыполнении ООО «ТЛК «Динакс» условий договора получены прокурором 27.04.2020 и после 28.04.2020 на основании требований прокурора от 21.04.2020 и 28.04.2020.
В судебном заседании установлено, что проверка прокурором проводилась в отношении ФГУП «ГВСУ № 14» на основании решения о проведении проверки № 241 от 16.04.2020, основанием проведения проверки явилось обращение ФГУП «ГВСУ № 14» относительно нарушения ООО «ТЛК «Динакс» срока поставки товара.
Таким образом, проверка прокурором проводилась в отношении ФГУП «ГВСУ № 14» (заказчика), в ходе которой направлены требования в адрес ООО «ТЛК «Динакс» (поставщика), однако, решение о проведении проверки в отношении ООО «ТЛК «Динакс» прокурором в установленном законом порядке не принималось, также не принималось решение о расширении предмета проверки (ч. 3 ст. 21 Закона № 2202-1).
После получения документов от юридического лица 30.04.2020 прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отсутствие Исаева А.В., которое направлено для рассмотрения в УФАС России.
При таких обстоятельствах, доказательства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, получены прокурором 27.04.2020 и после 28.04.2020 на основании требований от 21.04.2020 и 28.04.2020 без принятия решения о проведении проверки.
В данном случае поступившее в адрес военного прокурора Североморского гарнизона заявление ФГУП «ГВСУ № 14» о возбуждении в отношении ООО «ТЛК «Динакс» дела об административном правонарушении являлось информацией о возможном факте нарушения закона, требующем принятия мер прокурором, при этом указанную информацию невозможно подтвердить или опровергнуть без проведения проверки или административного расследования, в связи с чем прокурору следовало истребовать сведения и документы у ООО «ТЛК «Динакс» исключительно после принятия решения о проведения проверки, либо после принятия решения о расширении предмета проверки, либо после принятия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ).
Кроме того, считаю необходимым отметить, что в ходе подготовки дела к рассмотрению должностным лицом УФАС России нарушены требования ст.ст. 29.1, 29.4 КоАП РФ, поскольку не проверены сведения о направлении Исаеву А.В. копии постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, составленного в его отсутствие, в соответствии с требованиями ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ.
Также при принятии решения учитывается, что решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.08.2020 по делу № А40-76623/20-27-566, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2020, в действиях ООО «ТЛК «Динакс» не установлено нарушений условий договора в связи с нарушением срока поставки товара при причине введённых на территории Свердловской и Мурманской областей режимов повышенной готовности, а также объявлением нерабочих дней в период с 30.03.2020 по 30.04.2020.
В связи с тем, что доказательства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, получены прокурором с нарушением требований закона по причине отсутствия решения о проведении проверки, иных доказательств, полученных в соответствии с требованиями закона, материалы дела не содержат, также вступившим в законную силу судебным актом установлено отсутствие оснований для привлечения ООО «ТЛК «Динакс» к договорной ответственности, следовательно, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.04.2020 не может быть признано законным.
При таких обстоятельствах постановление о назначении административного наказания подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ за недоказанностью обстоятельств, на основании которых принято постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление № 24/04/14.55-493/2020 заместителя начальника Юридического управления в сфере ГОЗ Федеральной антимонопольной службы России Шихалиева Р.М. от 29.06.2020 – отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Исаева Александра Владимировича – прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано (опротестовано) в Свердловский областной суд в течение десяти суток со дня получения или вручения его копии путем подачи жалобы через Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья Стоянов Р.В.