66RS0050-01-2020-001065-40
Дело №2-543/2020 Мотивированное решение составлено 25.12.2020.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Североуральск 18 декабря 2020 года
Североуральский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Сармановой Э.В.,
при секретаре судебного заседания Демченко М.В.,
с участием помощника прокурора г. Североуральска ФИО3-М.,
представителя ответчика Администрации Североуральского городского округа Котовой Е.В., действующей на основании доверенности №5-Д от 10.01.2020,
представителя ответчика МКУ «Служба заказчика» Белобородова Е.А., действующего на основании распоряжения №14 от 03.03.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Североуральска, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Североуральского городского округа, муниципальному казенному учреждению «Служба заказчика» о возложении обязанности обеспечить на территории Североуральского городского округа уличное освещение в вечернее и ночное время в соответствии с требованиями законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Североуральска, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Североуральский городской суд с исковым заявлением к Администрации Североуральского городского округа о возложении обязанности обеспечить на территории Североуральского городского округа уличное освещение в вечернее и ночное время в соответствии с требованиями законодательства, в обоснование заявленных требований указав, что по результатам проверки установлено, что ответчиком принято постановление от 13.12.2019 № 1329, которым утвержден график включения и выключения уличного освещения Североуральского городского округа в 2020 году. При этом освещение улиц отсутствовало в период с 01.05.2020 по 14.08.2020. С 15.08.2020 уличное освещение возобновлено. Считает, что утвержденный график включения и выключения уличного освещения не обеспечивает соблюдение на территории Североуральского городского округа требований безопасности дорожного движения, защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества. 11.06.2020 выявлен факт отключения уличного освещения в ночное время суток, в т.ч. и на пешеходных переходах, чем допущено нарушение требований п. 4.6.1.13 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», которыми предусмотрено, что наружные осветительные установки включают в вечерние сумерки при естественной освещенности менее 20 лк, а отключают – в утренние сумерки при естественной освещенности более 10 лк. Были произведены замеры естественной освещенности: на ул. Ленина 01,1 лк, ул.Комсомольская 00,5 лк, ул.Павла Баянова 01,0 лк. В целях устранения указанных нарушений в адрес ответчика внесено предписание, которое не исполнено. В связи с чем, прокурор г.Североуральска просил суд возложить на Администрацию Североуральского городского округа обязанность обеспечить на территории Североуральского городского округа уличное освещение в вечернее и ночное время суток в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
Определением суда от 20.10.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечено МКУ «Служба заказчика».
В судебном заседании помощник прокурора г. Североуральска ФИО3-М. исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Североуральского городского округа Котова Е.В. в судебном заседании иск не признала, дополнительно суду пояснила, что постановлением Администрации Североуральского городского округа от 13.12.2019 № 1329 утвержден График включения и выключения уличного освещения улиц Североуральского городского округа в 2020 году. В соответствии с указанным графиком производится включение и выключение уличного освещения. На сегодняшний день постановление является действующим, не законным не признано. Кроме того, на сегодняшний день у Администрации Североуральского городского округа отсутствует техническая и материальная возможность обеспечить на территории округа уличное освещение в вечернее и ночное время суток в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». Просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика МКУ «Служба заказчика» Белобородов Е.А. в судебном заседании иск не признал, суду пояснил, что график уличного освещения утвержден Главой Североуральского городского округа. Освещение горит до двух часов ночи, затем выключается, поскольку в это время пешеходы и автомобили практически отсутствуют. Если оставлять освещение на всю ночь, то расходы на электроэнергию возрастут на 35 процентов. На данный момент такие денежные средства не заложены в бюджет, в том числе и на следующий год. Если оставлять уличное освещение на всю ночь, то на электросетях будут происходить аварии. Таким образом, обеспечить улицы на всю ночь освещением невозможно. При этом, модернизацией сетей занимается Администрация округа, работа в этом направлении проводится. Как только 50-60 процентов старых электроламп будут заменены на новые энергосберегающие, тогда и можно будет вести речь об освещении улиц в ночное время в полном объеме.
Третье лицо ОМВД России по г.Североуральску, извещенное о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, своего представителя в суд не направило, об уважительных причинах неявки суду не сообщило.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 и п. 12 ст. HYPERLINK consultantplus://offline/ref=DF88534105741AE5427A2ACD9CCBF111356FE43E7141E7E4F597658785F3784B0FED459042035F0C8C5F8DE092856B0379E78FA6ECCD27ACU8jBK 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу положений, предусмотренных ч. 9 ст. 6, п. 8 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Частью 3 ст. 15 указанного Закона предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
К элементам обустройства автомобильных дорог относятся в том числе объекты, предназначенные для освещения (п. 5 ст. 3 указанного Федерального закона).
Согласно ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно подп. «к» п. 4 ч. 6 раздела IV Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402, в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят по элементам обустройства автомобильных дорог поддержание в чистоте и порядке линий электроосвещения (включая автономные системы освещения) дорог, мостов, путепроводов, тоннелей, транспортных развязок, паромных переправ и других дорожных сооружений; обслуживание систем контроля и управления линиями электроосвещения; замена вышедших из строя ламп и светильников, проводов, кабелей, автоматических выключателей, трансформаторов и других элементов электроосвещения, техническое обслуживание трансформаторов, плата за расход электроэнергии на освещение, системы вентиляции, светофорные объекты, информационные щиты и указатели, метеостанции, видеосистемы, счетчики учета интенсивности движения и иные подобные объекты; проведение испытаний линий электроосвещения.
В соответствии с пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам.
Согласно пункту 6.9.2 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» включение и выключение наружных осветительных установок осуществляют при естественной освещенности по ГОСТ Р 52766.
Пунктом 4.6.1.13 ГОСТ Р 52766-2007 предусмотрено, что наружные осветительные установки включают в вечерние сумерки при естественной освещенности менее 20 лк, а отключают - в утренние сумерки при естественной освещенности более 10 лк.
В судебном заседании установлено, что на основании обращения гражданина ФИО6 прокуратурой г.Североуральска проведена проверка по вопросу отсутствия уличного освещения в вечернее и ночное время на территории Североуральского городского округа.
В рамках указанной проверки в ходе проведения обследования эксплуатационного состояния автомобильных дорог, а также пешеходных переходов на участке: улицы Ленина от дома №1 по улице Ленина до пересечения с улицей Павла Баянова, улицы Комсомольской от улицы Ленина до пересечения с улицей Каржавина, улицы Павла Баянова от улицы Каржавина до пересечения с автодорогой Серов-Североуральск-Ивдель в городе Североуральске, 11.06.2020 старшим государственным инспектором ДН ОГИБДД ОМВД России по г.Североуральску ФИО7 составлен акт о выявлении факта отключения уличного освещения в ночное время суток, в том числе и на пешеходных переходах, в нарушение требований п. 6.9.2 и п. 6.9.3 ГОСТ Р 50597-2017, п. 4.6.1.13 и п. 4.6.1.16 ГОСТ Р 52766-2007, что создает угрозу безопасности дорожного движения.
Материалами дела также подтверждается и не оспаривается ответчиком, что должностным лицом ОГИБДД ОМВД России по г.Североуральску вынесено предписание ЮЛ № 28-07/20(1) от 28.07.2020 в адрес Североуральского городского округа в лице Главы ФИО8 об устранении вышеуказанных нарушений.
Из ответа №3480 от 29.07.2020 следует, что Администрацией Североуральского городского округа принято постановление от 13.12.2019 № 1329 «Об утверждении Графика включения и выключения уличного освещения улиц Североуральского городского округа в 2020 году».
Согласно указанному графику на период январь-апрель 2020 года, на август-декабрь 2020 года включение уличного освещения производится исходя из времени наступления сумерек, выключение в 02:00 час. ночи, включение в 05:30 час. утра.
Таким образом, суд приходит к выводу, что отсутствие уличного освещения в вечернее время (сумерки) и ночное время на территории Североуральского городского округа при отсутствии естественной освещенности не предусмотрено ГОСТ Р 52766-2007, ведет к нарушению интересов неопределенного круга лиц в части требований безопасности дорожного движения.
Поскольку предписание ответчиком не устранено, прокурором г. Североуральска вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения с требованием о принятии мер по устранению допущенных нарушений.
Однако из материалов дела следует и не оспаривается ответчиками, что до настоящего времени нарушения, указанные в предписании прокурора г.Североуральска, Администрацией Североуральского городского округа не устранены, учитывая очевидную необходимость обеспечения безопасности дорожного движения.
Доводы ответчиков, что в настоящее время у Администрации Североуральского городского округа отсутствует техническая и материальная возможность обеспечить на территории Североуральского городского округа уличное освещение в вечернее и ночное время в соответствии с требования ГОСТ Р 52766-2007, а также тот факт, что при непревывном ночном освещении затраты на электроэнергию значительно возрастут, при том, что денежные средства не заложены в бюджет, суд находит несостоятельными, поскольку законодательством прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления в обеспечении безопасности дорожного движения, а также соблюдение предусмотренного законом бюджетного процесса в подобных случаях.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 52766-2007 «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░