дело № 2-450/2020 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 марта 2020 года г. Елизово, Камчатский край
Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Конышевой Я.А.,
при секретаре судебного заседания Устимовой М.А.,
с участием представителя ответчика и третьего лица –Самариной Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хрипковой Валентины Семеновны к Разумовой Оксане Витальевне о прекращении права собственности,
у с т а н о в и л:
Истец обратился с иском в суд к Разумовой О.В. о прекращении права собственности на дачный дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> и исключить запись № от 28 декабря 2018 года в ЕГРН.
В обоснование иска истец ссылается на то, что 23 октября 2019 года Елизовским районным судом было вынесено решение по иску Хрипковой В.С. к Разумовой О.В., Хрипкову В.И. которым спорный дачный дом признан совместной собственностью супругов Хрипкова В.И. и Хрипковой В.И., вместе с тем судьба права Разумовой О.В. на дачный дом в указанном решении не разрешена. Впоследствии на основании указанного решения суда истец обратилась в Росреестр Камчатского края для регистрации права собственности на спорный жилой дом, вместе с тем государственная регистрация была приостановлена, поскольку имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными; в решении суда от 23 октября 2019 года не содержится сведений о прекращении права собственности Разумовой О.В. Поскольку права собственности Разумовой на указанный дачный дом не прекращено, а истец не может зарегистрировать право в совместную собственность супругов, право истца нарушено и она вынуждена обратиться в суд за его защитой.
Истица в судебном заседании не участвовала, о времени и месте рассмотрения иска извещена надлежащим образом.
Представитель истца в судебном заседании не участвовала, просила рассмотреть дело в её отсутствии, на исковых требованиях настаивала. В дополнениях на исковое заявление указала, что решением суда от 23 октября 2019 года право собственности на жилой дом признано за Хрипковой, а соответственно на основании данного решения суда Разумова утратила право собственности на дачный дом в силу п.1 ст. 235 ГК РФ в связи с чем, право Разумовой прекратилось.
Ответчик Разумова О.В., третье лицо Хрипков В.И. в судебном заседании не участвовали, о времени и месте рассмотрения дела извещены, просили дело рассмотреть в их отсутствии.
Представитель ответчика и третьего лица Самарина Н.Г., в судебном заседании пояснила, что оснований для удовлетворения исковых требований нет, поскольку истцом не указаны основания прекращения права собственности Разумовой О.В. на жилой дом, а принудительное изъятие у собственника имущества не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом. Из заявленных требований невозможно установить, чем конкретно нарушены права истца и в чем это нарушение выражается.
Третье лицо-Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю о времени и месте рассмотрения дела извещены, в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя третьего лица и ответчика, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов (п. 1 ст. 4 ГПК РФ).
При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
Ненадлежащий способ судебной защиты является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Статья 11 ГК РФ предусматривает, что в судебном порядке осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав.
В силу ст. 304 ГК Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Из анализа указанных положений закона, при учете разъяснений, изложенных в абз. 2 п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума ВАС Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что юридически значимыми обстоятельствами по спору являются: факт принадлежности спорного имущества истцу на праве собственности или ином законном основании, факт наличия нарушений со стороны ответчика законных прав и интересов истца в отношении данного имущества.
Для удовлетворения иска необходима совокупность указанных фактов. Отсутствие или недоказанность одного из них влечет отказ в удовлетворении иска.
В судебном заседании установлено, что на основании выписки ЕГРН спорный жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Разумовой О.В. (л.д. 15-17).
Решением Елизовского районного суда Камчатского края от 23 октября 2019 года № 2-921/2019 года в удовлетворении исковых требований Хрипковой В.С. в признании отсутствующим права собственности Разумовой О.В. недвижимого имуществ на дачный дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> отказано в связи с избранием истцом ненадлежащего способа защиты. Этим же решением спорный жилой дом признан совместной собственностью супругов Хрипковой В.С. и Хрипкова В.И. (л.д.18-23). Указанное решение суда вступило в законную силу 29 ноября 2019 года.
Обратившись в Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии за оформлением права собственности на жилой дом истцу было выдано уведомление о приостановлении государственной регистрации права, поскольку имеются противоречия между заявленными права и уже зарегистрированными; в решении суда от 23 октября 2019 года не содержится сведений о прекращении права собственности Разумовой О.В. ( л.д.24-25).
Согласно ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственная регистрация прав включает в себя, в частности, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", основаниями для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 5 июля 2001 года N 154-0 указал, что государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Как следует из искового заявления, истец просит прекратить право собственности Разумовой О.В. на дачный дом, поскольку решением суда за ней и третьим лицом признано право совместной собственности супругов на данный жилой дом.
Вместе с тем, каких-либо доказательств тому, что правоустанавливающие документы, которые послужили основанием для регистрации права собственности ответчика признаны недействительными истцом не представлено, поскольку из положений ст. ст. 2, 14 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" следует, что свидетельство о государственной регистрации права лишь удостоверяет право, при этом не порождает, не изменяет и не отменяет право собственности, то есть к правоустанавливающим документам не относится.
Частью 1 статьи 253 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что участники совместной собственности, если иное не предусмотрено соглашением между ними, сообща владеют и пользуются общим имуществом.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности, осуществляется по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того, кем из участников совершается сделка по распоряжению имуществом.
В силу части 4 статьи 256 Гражданского кодекса Российской Федерации правила определения долей супругов в общем имуществе при его разделе и порядок такого раздела устанавливаются семейным законодательством.
Решением Елизовского районного суда Камчатского края от 23 октября 2019 года определено, что жилой дом является совместной собственностью супругов, вместе с тем доли супругов в имуществе не определены, право собственности в определенной доли за каждым супругом на указанный жилой дом не признавалось.
В соответствии с ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 4, ч. ст. 56 ГПК РФ следует, что именно истец должен представить доказательства того, что его права или законные интересы нарушены и что используемый им способ защиты влечет пресечение нарушения и восстановление права.
В соответствии с ч. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237) (п. 1 ч. 2 ст. 235 ГК РФ).
Между тем, истцом не представлено достоверных доказательств и правоустанавливающих документов, указывающих на нарушение ее прав и позволяющих прекратить право собственности Разумовой О.В. на спорный дачный дом, доказательств тому, что правоустанавливающие документы, на основании которых было зарегистрировано право собственности ответчика были признаны недействительными, суду представлены не были, в связи с чем оснований для удовлетворения иска Хрипковой В.С. не имеется.
В силу ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд разрешает дело исключительно в пределах заявленных требований (по предмету и основанию).
Учитывая вышеизложенное, оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ 28 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░ ░░░░-░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░ 31 ░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31 ░░░░░ 2020 ░░░░.