дело №7-171 судья Маликов А.В.
Р Е Ш Е Н И Е
4 октября 2019 года г.Тула, пр.Ленина, д.45
Судья Тульского областного суда Башкиров А.А.,
при секретаре Карловой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Краснова А.А. на постановление судьи Ефремовского районного суда Тульской области от 16 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
22 июля 2019 года на основании определения ведущего специалиста-эксперта Ефремовского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области было возбуждено дело об административном правонарушении и по нему проводилось административное расследование.
30 августа 2019 года ведущим специалистом-экспертом Ефремовского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области в отношении индивидуального предпринимателя Краснова А.А. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ.
Постановлением судьи Ефремовского районного суда Тульской области от 16 сентября 2019 года индивидуальный предприниматель Краснов А.А. привлечен к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя Краснова А.А. по разведению молочного крупного рогатого скота, производству молока по адресу: <адрес>, на 60 суток.
В жалобе, поданной в Тульский областной суд, Краснов А.А. просит изменить постановление судьи Ефремовского районного суда Тульской области от 16 сентября 2019 года, назначив ему наказание, не связанное с приостановлением деятельности, так как назначенное наказание может повлечь необратимые последствия для производственного процесса.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения Краснова А.А. и его защитника адвоката Глаголева С.В., возражения потерпевшей ФИО1 и ее представителя адвоката ФИО2, возражения представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области по доверенности Гришиной Н.Н., обсудив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
Согласно ст.1 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; среда обитания человека - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека; факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений; вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений; благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека; безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.
В силу ст.2 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Исходя из положений ст.8 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст.11 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
При планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила. Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации (части 1 и 2 ст.12 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В соответствии с предоставленными полномочиями Главный государственный санитарный врач Российской Федерации постановлениемостановлением от 25 сентября 2007 года №74 утвердил новую редакцию Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Требования данных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека и предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункты 1.2 и 1.5).
СанПиН устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.) (п.1.4).
Согласно пункту 3 статьи 16 Федерального закона от 4 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В силу со статьей 42 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха (п.3).
В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года №52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме (п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
В соответствии с п.7.1.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 хозяйства с содержанием животных (свинарники, коровники, питомники, конюшни, зверофермы) до 50 голов, как объекты и производства агропромышленного комплекса и малого предпринимательства отнесены к классу V, вокруг которых установлена санитарно-защитная зона 50 метров.
Ответственность по ст.6.3 КоАП РФ наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, которое влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как установлено судьей районного суда и следует из материалов дела: 24 июля 2019 года в ходе проведения административного расследования, возбужденного на основании обращения ФИО1, в отношении индивидуального предпринимателя Краснова А.А., осуществляющего деятельность по разведению молочного крупного рогатого скота и по производству молока по адресу: <адрес>, установлено, что на территории земельного участка, находящегося в пользовании Краснова А.А., расположены хозяйственные постройки для содержания животных: свиней в количестве 10 штук, коров – 15 штук, телят 15 штук, телок – 4 головы, коз – 5 голов, кур – 20 штук, и общее поголовье крупного рогатого скота составляет 34 животных, общее количество животных без кур составляет 49 единицы. Участок на котором осуществляет свою деятельность по разведению животных индивидуальный предприниматель Краснов А.А. с западной стороны полностью примыкает к соседнему участку, принадлежащему ФИО1 То есть, в нарушении санитарно-эпидемиологических требований Краснов А.А. разместил хозяйство для разведения животных с нарушением положений о санитарно-защитной зоне до жилого дома и садово-огородного участка по адресу: <адрес>, принадлежащего ФИО1, вопреки требованиям ст.11 и 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30 марта 1999 года; п.1.2, 2.1 и 7.1.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по нему доказательствами, а именно: определением ведущего специалиста-эксперта Ефремовского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 22 июля 2019 года; протоколом об административном правонарушении от 30 августа 2019 года; протоколом осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 24 июля 2019 года; выпиской из Единого реестра индивидуальных предпринимателей от 25 июля 2019 года; кадастровой выпиской и межевым планом по земельному №; договорами аренды земельных участков от 2 ноября 2016 года №, №, №, №, №, №; показаниями потерпевшей ФИО1, свидетелей ФИО3 и ФИО4, изложенными в ходе судебного заседания в районном суде, и другими доказательствами, которые оценены в совокупности с иными материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства (ч.1 и 2 ст.2 Федерального закона от 7 июля 2003 года №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 7 июля 2003 года №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок); приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
В соответствии со ст.2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Из выписки из Единого реестра индивидуальных предпринимателей от 25 июля 2019 года следует, что Краснов А.А. является индивидуальным предпринимателем с основным видом деятельности-разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока, и дополнительными видами деятельности: разведение прочих пород крупного рогатого скота и буйволов, разведение овец и коз, разведение свиней, разведение кроликов и прочих пушных зверей на фермах, смешанное сельское хозяйство. 23 марта 2015 года внесена запись о создании индивидуальным предпринимателем Красновым А.А. крестьянского (фермерского) хозяйства.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что Краснову А.А., как главе крестьянского (фермерского) хозяйства, по договорам аренды земельных участков от 2 ноября 2016 года №№, администрацией муниципального образования город Ефремов из земель сельскохозяйственного назначения предоставлены земельные участки для сельскохозяйственного использования в районе <адрес> и в районе <адрес>.
Однако, Краснов А.А. разводит крупно рогатый скот при доме, принадлежащем его супруге, в личном подсобном хозяйстве по адресу: <адрес>. На землях, отведенных для крестьянско-фермерского хозяйства, животные не содержатся, строений не имеется.
Организация личного подсобного хозяйства, в соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона от 7 июля 2003 года №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», осуществляется исключительно в целях удовлетворения личных потребностей гражданина, ведущего такое хозяйство, и членов его семьи.
Между тем, из находящихся в материалах дела об административном правонарушении доказательств, следует, что хозяйство по разведению молочного крупного рогатого скота, организованное Красновым А.А., носит масштабный характер. Краснов А.А. включен в список участников ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров на территории Тульской области на 2015-2017 годы. Следовательно, на его деятельность подлежат распространению санитарные нормы, положенные судом в основу решения.
Приняв во внимание изложенное, судья районного суда правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу и обоснованно пришел к выводу о виновности индивидуального предпринимателя Краснова А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что назначенное наказание в виде административного приостановления деятельности является чрезмерно суровым, являются несостоятельными.
В соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Согласно ч.1 и 2 ст.4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Административное наказание назначено индивидуальному предпринимателю Краснову А.А. в соответствии с санкцией ст.6.3 КоАП РФ с соблюдением требований ст.4.1 КоАП РФ.
При назначении наказания судьей районного суда учтены конкретные обстоятельства совершенного административного правонарушения, существо и значимость выявленных нарушений - в совокупности, а также то, что нарушения санитарных норм допущены индивидуальным предпринимателем в населенном пункте, в непосредственной близости от жилых домой, представляют потенциальную и реальную угрозу для здоровья многих людей. Судьей районного суда обоснованно сделаны выводы о том, что назначенное индивидуальному предпринимателю Краснову А.А. наказание в виде приостановление деятельности является справедливым, поскольку оно соразмерно содеянному. Назначение индивидуальному предпринимателю Краснову А.А. наказания в виде административного штрафа не будет способствовать достижению установленной ст.3.1 КоАП РФ цели административного наказания.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших судье районного суда всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены постановления судьи районного суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 16 ░░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.6.3 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.3 ░░.31.1 ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 30.12 - 30.19 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░: