РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 апреля 2023 года г. Москва
Таганский районный суд г. Москвы в составе
председательствующего судьи Киселёвой Н. А.,
при секретаре Корсаковой А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-56/2023 по административному исковому заявлению Корнеевой Натальи Васильевны к ИФНС России №9 по г.Москве о признании задолженности безнадежной ко взысканию, возложении обязанности исключить сведения о задолженности из лицевого счета,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратилась в суд с данным административным иском и по изложенным основаниям просит суд признать безнадежной ко взысканию задолженность по оплате пени в размере 43 453 руб. 01 коп., в связи с истечением сроков взыскания в принудительном порядке; обязать административного ответчика исключить соответствующую запись из лицевого счета заявителя об имеющейся задолженности по пени; взыскать с административного ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины.
Впоследствии административный истец уточнила заявленные требования и в окончательной редакции просит суд признать безнадежной ко взысканию недоимку за периоды до 01.01.2008г. и пени на сумму недоимки, образовавшейся за периоды до 01.01.2008г.; обязать административного ответчика исключить соответствующую запись из лицевого счета заявителя об имеющейся задолженности по недоимке и пени за указанные периоды; взыскать с административного ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины.
В настоящем судебном заседании административный истец заявленные требования поддержала.
Представитель административного ответчика возражал против заявленных требований, представил письменные возражения.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе судебного разбирательства установлено, что у административного истца сформировано отрицательное сальдо по единому налоговому счету на дату 01.01.2023г. в размере 87 169,87 руб., из которых пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 25 973,14 руб. (задолженность образовалась в периоды до 01.01.2012г.); пени по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст. 227 НК Ф, в размере 42 770,63 руб. (задолженность образовалась за периоды до 01.01.2012г.); пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в размере 12 651, 51 руб. (задолженность образовалась за периоды до 01.01.2014г.); пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховое пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе отмененному, за расчетные периоды с 01.01.2017г.), в размере 206,5 руб. (задолженность образовалась за 2018, 2019 гг.); пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, на сумму 21 руб. 13 коп. (задолженность образовалась за 2018г.); пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 227, 227.1, 228 НК РФ, в размере 66 руб. 94 коп. (задолженность образовалась за периоды до 01.01.2016г.); пени по единому социальному налогу, зачисляемому в ФСС РФ, в размере 5 480,02 руб. (задолженность образовалась за периоды до 01.01.2012г.).
Судом установлено, что административным ответчиком в соответствии с положениями ст.69 НК РФ были выставлены административному истцу-налогоплательщику требования №9535 от 02.04.2009г. (на сумму недоимки в размере 1 507 495 руб. и пени в размере 286 605,39 руб., срок уплаты до 20.04.2009г.); №16438 от 01.09.2009г. (в отношении пени на суммы 24 864,68 руб., 281,51 руб., 173,36 руб., сроком уплаты до 21.09.2009г.); 36525 от 13.08.2020г. (на сумму пени в размере 0,48 руб., сроком уплаты до 07.01.2021г.), тем самым предприняты меры принудительного взыскания задолженности.
Вышеизложенные обстоятельств подтверждаются письменными материалами дела, ничем не опровергнуты.
Согласно п.4.1 ч.1 ст.59 НК РФ, безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях: вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам, размер которых не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве, прошло более пяти лет.
Статья 23 Налогового кодекса РФ предусматривает обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.
Налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу статьи 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Статьей 70 указанного кодекса предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено указанной статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 руб., требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 указанной статьи.
Статьей 44 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается в том числе и с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Согласно разъяснениям пункта 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013г. №57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", по смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства в совокупности с приведенными законоположениями и разъяснениями, суд находит, что не имеется законных оснований полагать, что заявленная административным истцом задолженность подлежит признанию безнадежной к взысканию.
Само по себе то, что налоговый орган не обращался в суд за принудительным взысканием задолженности, не свидетельствует о том, что он утратил возможность принудительного взыскания недоимки в связи с пропуском срока, либо такая возможность отсутствует, и не влечет прекращение налоговой обязанности административного истца.
Налогоплательщик не освобождается от обязанности уплатить законно установленные налоги в связи с истечением срока на принудительное взыскание не уплаченных своевременно и добровольно сумм.
В соответствии с нормами ст. 48 Налогового кодекса РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления на взыскание может быть восстановлен судом (пункты 2 и 3).
Несоблюдение установленного срока не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 18 июля 2006 года №308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.
Истечение предусмотренного законом срока взыскания налога не может являться для налогового органа препятствием для его обращения в суд с соответствующим заявлением. Кроме того, вопрос о пропуске этого срока и наличии уважительных причин для его восстановления подлежит исследованию судом с учетом конкретных обстоятельств дела.
Применительно к изложенному суд учитывает, что вопросы причин пропуска срока обращения в суд являются предметом исследования и оценки суда в соответствующем административном деле, при этом решение об отказе налоговому органу в восстановлении пропущенного срока не принималось.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для признания числящейся за административным истцом недоимки по пеням безнадежной к взысканию не имеется, административные исковые требования не подлежат удовлетворению и отклоняет административный иск полностью. В связи с отказом в удовлетворении административного иска требования административного истца о взыскании судебных расходов не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Корнеевой Натальи Васильевны к ИФНС России №9 по г.Москве о признании задолженности безнадежной ко взысканию, возложении обязанности исключить сведения о задолженности из лицевого счета, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Таганский районный суд г. Москвы в течение месяца со ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░