Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 июня 2018г. Кировский районный суд г. Самары
в составе: председательствующего судьи Бесединой Т.Н.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в судебном заседании административное дело №2а-2006/2018 по административному исковому заявлению ИФНС России по Промышленному району г. Самары к Вигушину И.А. о взыскании транспортного налога и пени,
Установил:
Административный истец ИФНС России по Промышленному району г. Самары обратился в суд с административным иском к Вигушину И.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 4178,00 руб. и пени в размере 15,32 руб., а всего 4193,32 руб. Просит также восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи административного искового заявления.
В обоснование административного иска ссылаются на то, что Вигушин И.А. является налогоплательщиком транспортного налога, в связи с наличием объекта налогообложения, что подтверждается сведениями, полученными налоговым органом в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ.
В ДД.ММ.ГГГГ у Вигушина И.А. в собственности находилось транспортное средство AUDI A8L, г/н №. В связи с чем, налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ. о необходимости уплаты транспортного налога в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В установленные НК РФ сроки налог уплачен не был, на сумму недоимки начислены пени в размере 15,32 руб. Налоговым органом в отношении Вигушина И.А. выставлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ. об уплате налога со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
До настоящего времени задолженность по транспортному налогу административным ответчиком не погашена, в связи с чем, они вынуждены обратиться в суд в порядке административного судопроизводства.
Представитель административного истца ИФНС России по Промышленному району г. Самары по доверенности Батов М.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело его отсутствие.
Административный ответчик Вигушин И.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрении дела извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Транспортный налог, основания, размер и срок его уплаты определяются Главой 28 НК РФ, Законом Самарской области от 06.11.2002г. №86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области.
Согласно ст.357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со ст.358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч.3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Статья 45 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно ч.4 ст.289 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время Вигушин И.А. является владельцем транспортного средства AUDI A8L, г/н №, о чем свидетельствует карточка учета транспортного средства (л.д.25).
Налоговым органом административному ответчику было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ за автомобиль AUDI A8L, г/н № в размере 4178 руб. (л.д.10,11).
В связи с неуплатой налога по указанному уведомлению в адрес Вигушина И.А. было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ. об уплате транспортного налога в сумме 4178 руб. и пени в сумме 15,32 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.7,8).
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пени, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пени, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пени, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пени, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пени, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п.2 ст. 48 НК РФ).
Абзацем 3 пункта 3 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. административный истец обратился к мировому судье судебного участка № Кировского судебного района г. Самары Самарской области с заявлением о выдаче судебного приказа.
Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ. в принятии вышеуказанного заявления было отказано на основании ч.3 ст. 123.4 КАС РФ (л.д.3).
Данное определение административным истцом не обжаловано и вступило в законную силу.
Настоящее административное исковое заявление поступило в Кировский районный суд г. Самары ДД.ММ.ГГГГ., в то время, как срок обращения в суд истек ДД.ММ.ГГГГ.
Из анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК РФ следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 №41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О).
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Таким образом, суд приходит к выводу, что на дату обращения с настоящим административным иском в суд, налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание недоимки по налогам и пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока, доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.
Вместе с тем, в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 №43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что в силу пункта 1 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.
Положение пункта 1 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяется, если судом отказано в принятии заявления или заявление возвращено, в том числе в связи с несоблюдением правил о форме и содержании заявления, об уплате государственной пошлины, а также других предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации требований.
Поскольку результатом обращения налогового органа к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа стало определение об отказе в принятии данного заявления, такое обращение вне зависимости от сроков его осуществления, даты получения копии судебного акта, не изменяет порядка исчисления шестимесячного срока для обращения в суд с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований ИФНС России по Промышленному району г. Самары, суд приходит к выводу о том, что ходатайство о восстановлении срока подачи административного иска не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим административным иском, налоговым органом представлено не было, соответственно, предусмотренный законом шестимесячный срок, пропущен налоговым органом без уважительных причин.
Возможность обратиться в суд с административным исковым заявлением в установленные сроки у административного истца имелась, обстоятельств объективно препятствующих своевременному обращению в суд не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 289-290 КАС РФ, суд
Решил:
В удовлетворении административных исковых требований ИФНС России по Промышленному району г. Самары к Вигушину И.А. о взыскании транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ в размере 4178 руб. и пени в размере 15,32 руб. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 13.06.2018 г.
Председательствующий: Беседина Т.Н.