Дело № 10RS0011-01-2021-004023-81 (2а-3120/2021)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 июля 2021 года город Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Картавых М.Н., при секретаре Журковой М.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску к Ганжиной Наталье Александровне о взыскании обязательных платежей,
установил:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что административный ответчик не уплатила в установленный законом срок обязательные платежи, в связи с чем образовалась задолженность. Административный истец просил взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу за 2016 год в сумме 288 рублей, начисленные на нее пени за период с 02.12.2017 по 20.06.2018 в размере 14,52 рублей, по транспортному налогу за 2017 год в сумме 4025 рублей, начисленные на нее пени за период с 04.12.2018 по 29.01.2019 в сумме 58,83 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 127 рублей, начисленные на нее пени за период с 02.12.2017 по 20.06.2018 в сумме 6,40 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 211 рублей, начисленные на нее пени за период с 04.12.2018 по 29.01.2019 в сумме 3,09 рублей, пени по транспортному налогу за 2014-2015 год в сумме 1248,37 рублей, а также пени по налогу на имущество физических лиц за 2014-2015 год в сумме 48,50 рублей.
Определением суда от 12.07.2021 в связи с отказом административного истца от административного иска прекращено производство по административному делу в части взыскания пеней по транспортному налогу за 2014-2015 год на сумму 346,39 рублей, а также пеней по налогу на имущество физических лиц за 2014-2015 год на сумму 14,77 рублей.
Таким образом, административный истец просит взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу за 2017 год в сумме 755,73 рублей, пени в сумме 133,19 рублей.
Представитель административного истца Шмыкова И.В. в судебном заседании заявленные требования в остальной части поддержала по обстоятельствам, изложенным в иске.
Административный ответчик в судебном заседании не присутствовала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Суд, заслушав доводы административного истца, исследовав материалы настоящего административного дела, материалы дел по судебным приказам №СП2а-2101/2016-11, №СП2а-2150/2017-11, №СП2а-5475/2019, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в связи со следующим.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно требованиям ч.1 ст.3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Частью 1 ст. 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу ст.45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
Согласно ст.19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 356 НК РФ установлено, что транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.
Согласно ст. 357 НК РФ лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, признаются налогоплательщиками транспортного налога.
В ст. 6 Закона РК № 384-3PK от 30.12.1999 г. «О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия» Закона содержатся ставки транспортного налога в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств.
Сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается путем умножения налоговой базы (мощность двигателя в л.с.; валовая вместимость в тоннах; единица транспортного средства) на налоговую ставку и на коэффициент (определяемых как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде), с учетом льгот.
Как установлено материалами дела, за административным ответчиком в 2016-2017 году был зарегистрирован автомобиль <данные изъяты> (налоговая база 115 л/с, налоговая ставка 30 рублей (2016 год), 35 рублей (2017 год), 1 мес. владения в 2016 году, 12 мес. владения в 2017 году, сумма налога 288 рублей за 2016 год, 4025 рублей за 2017 год.
Статьей 400 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно статье 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:
1) жилой дом;
2) квартира, комната;
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пункт 1 статьи 402 НК РФ устанавливает, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Статьей 406 НК РФ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) установлено, что в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику, расположенных в пределах одного муниципального образования. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Положениями п. 1 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с п. 2 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Решением Петрозаводского городского совета 8 сессии 14 созыва от 02.10.2001 №XXIV/XIII-253 ставки налога на строения установлены в следующих размерах: до 300 тыс. рублей – 0,1%, от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей – 0,3%, свыше 500 тыс. рублей – 1,5%.
Решением Петрозаводского городского совета 02 сессии 28 созыва от 24.11.2016 №28/02-28 ставки налога, при определении налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости, установлены в следующих размерах:
1) Гаражей и машино-мест - в размере 0,05 процента.
2) Жилых помещений (квартир, комнат),
жилых домов,
единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом),
хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, в следующих размерах:
Кадастровая стоимость объекта налогообложения |
Ставки налога |
До 4 000 000 рублей (включительно) |
0,1 процента |
Свыше 4 000 000 рублей до 5 000 000 рублей (включительно) |
0,2 процента |
Свыше 5 000 000 рублей до 300 000 000 рублей (включительно) |
0,3 процента |
Из материалов дела следует, что административный ответчик в 2016-2017 годах являлась собственником объектов недвижимости: квартиры по адресу: <адрес> (налоговая база 254143 рублей (инвентаризационная стоимость 2016 год), 1093516 рублей (кадастровая стоимость 2017 год, коэффициент к налоговому периоду 0,2), 1/2 доля в праве собственности, налоговая ставка 0,1%, 12 мес. владения в каждом календарном году), сумма налога 127 рублей в 2016 году, 211 рублей в 2017 году.
В адрес административного ответчика налоговым органом были направлены налоговые уведомления:
- №50097304 от 09.09.2017 об уплате транспортного налога за 2016 год в сумме 288 рублей, налога на имущество физических лиц за 2016 год по ОКТМО 86701000 в сумме 127 рублей в срок до 01.12.2017;
- №12280739 от 24.06.2018 об уплате транспортного налога за 2017 год в сумме 4025 рублей и налога на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 211 рублей в срок до 03.12.2018.
В установленный законом срок административный ответчик налоги не уплатил.
Согласно статье 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Взыскание пеней производится в том же порядке, что и изыскание недоимки.
В соответствии с п.1 ст.69 НК требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Согласно ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Инспекцией в адрес административного ответчика были направлены требования:
- №38142 от 21.06.2018 об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 127 рублей, и пени в сумме 6,40 рублей, недоимки по транспортному налогу за 2016 год в сумме 288 рублей, и пени в сумме 14,52 рублей в срок до 14.08.2018,
- №4792 от 30.01.2019 об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 211 рублей, и пени в сумме 3,09 рублей, недоимки по транспортному налогу за 2017 год в сумме 4025 рублей, и пени в сумме 58,83 рублей в срок до 18.03.2019,
Кроме того, в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2014-2015 годы, взысканных с административного ответчика по судебным приказам №СП2а-2101/2016-11, №СП2а-2150/2017-11 налоговым органом должнику начислены пени и направлены соответствующие требования:
- №45199 от. 21.06.2018 об уплате пеней по налогу на имущество физических лиц на сумму 13,72 рублей, и транспортному налогу в сумме 341,06 рублей в срок до 14.08.2018,
- №27198 от 15.11.2017 об уплате пеней по налогу на имущество физических лиц на сумму 42,22 рублей, и транспортному налогу в сумме 1078,50 рублей в срок до 17.01.2018,
Указанные требования административным ответчиком в полном объеме не исполнены.
В настоящее время за административным ответчиком сохраняется задолженность по транспортному налогу за 2016 год в сумме 288 рублей, начисленные на нее пени за период с 02.12.2017 по 20.06.2018 в размере 14,52 рублей, по транспортному налогу за 2017 год в сумме 4025 рублей, начисленные на нее пени за период с 04.12.2018 по 29.01.2019 в сумме 58,83 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 127 рублей, начисленные на нее пени за период с 02.12.2017 по 20.06.2018 в сумме 6,40 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 211 рублей, начисленные на нее пени за период с 04.12.2018 по 29.01.2019 в сумме 3,09 рублей, пени по транспортному налогу за 2014-2015 год в сумме 901,98 рублей, а также пени по налогу на имущество физических лиц за 2014-2015 год в сумме 33,73 рублей.
Расчет подлежащих взысканию сумм пени произведен в соответствии с требованиями закона и является правильным. Наличие задолженности подтверждено представленными в материалы дела доказательствами. Административный ответчик доказательств отсутствия задолженности не представила, заявила о пропуске налоговым органом процессуального срока обращения в суд.
В силу п. 2 ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога производится в судебном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
По общему правилу, в соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Учитывая, что сумма задолженности, заявленная ко взысканию, превысила 3000 рублей на требовании №4792 от 30.01.2019, сроком исполнения до 18.03.2019, налоговый орган вправе обратиться в суд за ее взысканием до 18.09.2019 включительно.
Административный истец обратился с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Ганжиной Н.А. указанной задолженности 18.09.2019, то есть в установленный законом срок.
23.09.2019 мировым судьей судебного участка №14 г. Петрозаводска вынесен судебный приказ №СП2а-5475/2019-5, отмененный по заявлению должника 28.08.2020.
Налоговый орган обратился в суд с настоящим иском 01.03.2021, то есть в установленный законом срок (с учетом выпадания 28.02.2021 на выходной день - воскресенье).
С учетом изложенного, того обстоятельства, что административным истцом соблюдены процедура предъявления требований о взыскании обязательных платежей и срок обращения в суд, имеются фактические и правовые основания для удовлетворения требований о взыскании пени в заявленном размере, административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Применительно к положениям ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден.
Руководствуясь ст.ст. 114, 175-180, 286, 289-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административный иск удовлетворить.
Взыскать с Ганжиной Натальи Александровны, проживающей по адресу: <адрес>, в доход бюджета обязательные платежи в сумме 5669,55 рублей, в том числе: по транспортному налогу за 2016 год в сумме 288 рублей, начисленные на нее пени за период с 02.12.2017 по 20.06.2018 в размере 14,52 рублей, по транспортному налогу за 2017 год в сумме 4025 рублей, начисленные на нее пени за период с 04.12.2018 по 29.01.2019 в сумме 58,83 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 127 рублей, начисленные на нее пени за период с 02.12.2017 по 20.06.2018 в сумме 6,40 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 211 рублей, начисленные на нее пени за период с 04.12.2018 по 29.01.2019 в сумме 3,09 рублей, пени по транспортному налогу за 2014-2015 год в сумме 901,98 рублей, а также пени по налогу на имущество физических лиц за 2014-2015 год в сумме 33,73 рублей.
Взыскать с Ганжиной Натальи Александровны в доход бюджета Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 16.07.2021.