63RS0№-65
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 августа 2020 года <адрес>
Красноглинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Медведевой Н.П..
при секретаре Махлягиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №а-1739/2020 по административному исковому заявлению Копосова А. С. к Администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара о признании незаконным отказа в присвоении объекту адреса,
у с т а н о в и л:
Административный истец Копосов А.С. обратился в суд с указанным иском к Администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара в котором просил признать незаконным отказ от 30.04.2020г. № и от <дата> №обр Администрации Красноглинского внутригородского района городского округа Самара в присвоении адреса и обязать Администрацию Красноглинского внутригородского района городского округа Самара присвоить почтовый адрес земельному участку площадью 1500 кв.м. кадастровый №, с присвоением очередного номера по <адрес> <адрес>, а также обязать Администрацию Красноглинского внутригородского района городского округа Самара присвоить почтовый адрес жилому дому площадью 227 кв.м. кадастровый №, с присвоением очередного номера по <адрес> <адрес>.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1500 кв.м. по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, кадастровый №, а также жилой дом площадью 227 кв.м. с кадастровым номером <адрес>, расположенный в пределах границ указанного земельного участка.
<дата><адрес> обратился в Администрацию Красноглинского внутригородского района г.о. Самара с заявлением о присвоении объекту адреса с приложением требуемых документов, направив его почтовым уведомлением с трек номером <адрес>. Однако <дата> был подготовлен ответ за №, содержащий отказ в присвоении адреса в связи с тем, что ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимой для присвоения объекту адреса или аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был предоставлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе (пп. б п. 40 Правил).
Истец считает, что незаконным решением Администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара существенным образом нарушаются его права и законные интересы, поскольку такое решение препятствует возможности провести регистрацию по месту жительства, получение почтовой корреспонденции и прочее.
В судебное заседание стороны не явились, о дне и времени рассмотрения извещены.
От Администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара поступил отзыв на иск, согласно которого, административный ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований.
Исследовав представленные письменные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 9 КАС РФ предусмотрено, что законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.
В соответствии с п.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Как следует из материалов дела административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1500 кв.м. по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, кадастровый №, что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости № от 25.04.2017г., а также жилой дом площадью 227 кв.м. с кадастровым номером <адрес>, расположенный в пределах границ указанного земельного участка, что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости № от 31.03.2020г.
Копосов А.С. <дата>г. обратился в Администрацию Красноглинского внутригородского района г.о. Самара с заявлением о присвоении объекту адресации адреса, направив его почтовым уведомлением с трек номером <адрес>.
<дата> за № Администрация Красноглинского внутригородского района г.о. Самара направила Копосову А.С. ответ, содержащий отказ в присвоении адреса в связи с тем, что ответ на межведомственны запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимой для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был предоставлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе (пп. б п. 40 Правил).
В целях уточнения сути указанного межведомственного запроса истцом было подготовлено письмо на имя Главы городского округа Самара с просьбой о предоставлении документа или информации, необходимой для присвоения адреса.
Управление по работе с обращениями граждан 02.06.2020г. перенаправило данный запрос в Департамент градостроительства городского округа Самара и по компетенции в Администрацию Красноглинского внутригородского района городского округа Самара.
Департамент градостроительства городского округа Самара в своем письме от 09.06.2020г. сообщил, что данный вопрос не входит в его компетенцию.
Администрация Красноглинского внутригородского района городского округа Самара в письме от <дата> №обр подчеркнула, что присвоение адресов объектам адресации входит в её компетенцию. Но в данном случае, адрес не может быть присвоен ни земельному участку, ни расположенному в его границах жилому дому, так как эти объекты не расположены на <адрес>.
Между тем, в самом письме Администрации от <дата> №обр содержится информация о том, что согласно полученным сведениям из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 63:01:0326002:58 имеет адрес, установленный относительно ориентира, адрес которого: <адрес>, согласно данным кадастрового учета земельный участок расположен в пределах ориентира, который, также расположен в границах участка.
Кроме того, Истцом было предоставлено в материалы дела заключение кадастрового инженера Бандуриной Е.Н. от 09.07.2020г., согласно которому земельный участок с кадастровым номером <адрес> расположен по адресному ориентиру: обл. Самарская, <адрес>. В соответствии со сведениями ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером <адрес>, расположен по адресу: <адрес>, и имеет вид разрешённого использования «занимаемый автомобильной дорогой». Указанный земельный участок является ближайшим земельным участком, занимаемым дорогой, от земельного участка с кадастровым номером <адрес>. Минимальное расстояние между земельными участками с кадастровыми номерами <адрес> и <адрес> составляет 424 метра. Иные земельные участки, занимаемые дорогой, проездом, территорией общего пользования и т.п. на расстоянии ближе, чем земельный участок с кадастровым номером <адрес> отсутствуют.
Дополнительно кадастровый инженер сообщил, что земельным участком с присвоенным адресом ближайшим к участку с кадастровым номером <адрес> является земельный участок с кадастровым номером <адрес>. В соответствии со сведениями ЕГРН, данный земельный участок расположен по адресу: <адрес>, участок 80. Расстояние между земельными участками с кадастровыми номерами <адрес> составляет 159 метров.
Таким образом, ближайшим ориентиром для принадлежащего Копосову А.С. недвижимого имущества является именно <адрес> подтверждено данными кадастрового учета.
Более того, сведения из ЕГРН указывают на то, что земельный участок <адрес>58 относится к категории земель населенных пунктов, а вид разрешенного использования определен для индивидуального жилищного строительства. Право собственности на расположенный на данном участке жилой дом надлежащим образом признано и зарегистрировано, и адрес жилого дома, указан как: <адрес>, в границах земельного участка с кадастровым номером <адрес>, что также нашло отражение в данных ЕГРН.
Вместе с тем, необходимо учесть, что согласно п 9. Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов при присвоении адресов зданиям, сооружениям и объектам незавершенного строительства такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания, сооружения и объекты незавершенного строительства. Однако, форма заявления о присвоении адреса, установленная Приказом Минфина России от <дата> N 146н, не содержит иных оснований присвоения земельному участку адреса, кроме случаев образования земельного участка. В данном случае участок был поставлен на кадастровый учет согласно данным ЕГРН 02.02.2005г. с адресом без порядкового номера, а установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка, при этом почтовый адрес ориентира: обл. Самарская, <адрес>.
Согласно п. 8 Привил присвоение земельным участкам адреса осуществляется в случаях: подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.
Таким образом, обратиться одновременно за присвоением адреса и дому, и земельному участку возможности у Истца не было. Администрация Красноглинского внутригородского района городского округа Самара в своем письме от <дата> №обр указывает, что даже в случае обращения за присвоением адреса земельному участку, заявитель бы получил отказ.
С 01.07.2014г. вступили в силу положения Федерального закона от 28.12.2013г. № 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 28.12.2013г. № 443-ФЗ.
Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного адресного реестра, осуществлением эксплуатации федеральной информационной адресной системы, а также отношения по использованию содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах.
Пунктами 1, 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013г. № 443-ФЗ определено: адрес, как описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в РФ и включающее в себя, в том числе наименование элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать; объект адресации, как один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, либо в случае, предусмотренном установленными Правительством РФ правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов, иной объект, которому присваивается адрес.
Согласно пункту 5 Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1221 "Об утверждении правил присвоения, изменения и аннулирования адресов" объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.
В соответствии с пунктом 6 названного Постановления, присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов.
Согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ присвоение адресов объектам адресации относится к вопросам местного значения городского поселения.
На основании абзаца 2 подпункта "а" пункта 8 Постановления, присвоение объекту адресации адреса осуществляется в отношении земельных участков в случаях выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, постановленными Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.
Между тем, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 28.12.2013г. № 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правила присвоения, изменения, аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса, устанавливает Правительство Российской Федерации.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013г. № 443-ФЗ органы местного самоуправления обязаны привести правила присвоения, изменения, аннулирования адресов, утвержденные муниципальными правовыми актами, до дня вступления в силу указанного Федерального закона, в соответствие с установленными Правительством РФ правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов.
Реализуя полномочие, предоставленное упомянутым федеральным законом, Постановлением от 19 ноября 2014 г. N 1221 Правительством РФ утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов (далее по тексту Правила).
Органам местного самоуправления рекомендовано в 3-месячный срок привести правила присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденные муниципальными правовыми актами до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013г. № 443-ФЗ, в соответствие с Правилами.
Согласно п. 2 Правил: "идентификационные элементы объекта адресации" - номер земельного участка, типы и номера зданий (сооружений), помещений и объектов незавершенного строительства.
Объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства (п. 5 Правил).
Присвоение объектам адресации адресов осуществляется уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц, указанных в пунктах 27 и 29 Правил (п. 7 Правил).
Согласно п. 8 Правил присвоение объекту адресации адреса осуществляется: в) в отношении помещений в случаях: подготовки и оформления в отношении помещения, в том числе образуемого в результате преобразования другого помещения (помещений) в соответствии с положениями, предусмотренными Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком помещении.
В пункте 40 Правил предусмотрены основания отказа в присвоении объекту адресации адреса, согласно которым в этом может быть отказано в случаях, если: а) с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в п. п. 27 и 29 настоящих Правил; б) ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе; в) документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адресации адреса возложена на заявителя, выданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации; г) отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 настоящих Правил.
Учитывая, что единые правила присвоения адресов, устанавливаются, согласно ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013г. № 443-ФЗ, Правительством Российской Федерации, полномочия органов местного самоуправления в области присвоения адресов объектам адресации предполагают лишь организационную регламентацию действий муниципальных органов применительно к условиям конкретного муниципального образования.
Между тем, вышеуказанные Правила не приведены органом местного самоуправления в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1221 и не содержат ссылок на межведомственный запрос, предусмотренный указанным постановлением, следовательно, не соответствуют нормативному акту Российской Федерации в указанной части.
Решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса, которое может быть обжаловано в судебном порядке, должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения п. 40 настоящих Правил, являющиеся основанием для принятия такого решения (п. п. 41, 43 Правил).
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из анализа приведенных норм права следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Суд принимает во внимание, что согласно подпункту "б" пункта 40 Правил в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случае, если ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе.
Пунктом 41 названных Правил N 1221 прямо предусмотрено, что решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения пункта 40 настоящих Правил, являющиеся основанием для принятия такого решения.
Между тем, как установлено судом, что истцом при обращении с соответствующим заявлением в уполномоченный орган представлены все необходимые документы для получения испрашиваемой муниципальной услуги, поэтому отсутствие соответствующих сведений об этих документах в ответах уполномоченных органов на межведомственные запросы Администрации не могло служить достаточным основанием для отказа обществу в присвоении адреса объекту в силу указанных норм права (пункты 40, 41 Правил N 1221).
Доказательств обратному, суду представителем административного ответчика не представлено.
Согласно п.4 ч.9 ст.226 КАС РФ содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) должно соответствовать нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств о том, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Предусмотренной законом обязанности доказывания законности принятого решения Администрацией Красноглинского внутригородского района г.о. Самара суду не выполнено.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 218, 226, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 30.04.2020░. № ░ ░░ <░░░░> №░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1500 ░░.░. ░░░░░░░░░░░ №, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ 227 ░░.░. ░░░░░░░░░░░ №, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11.08.2020░
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.