Решение по делу № 2а-3984/2018 ~ М-3318/2018 от 20.07.2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

20 августа 2018 года г. Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Прокосовой М.М., при секретаре Цыреновой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шабановой Н. В. к Комитету по управлению имуществом и землепользованию Улан-Удэ, Управлению Росреестра по РБ о признании незаконным ответа КУИЗ <адрес>, об отсутствии основания разграничения права собственности на земельный участок и снятия земельного участка с кадастрового учета,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд, административный истец просит признать ответ Комитета по управлению имуществом и землепользованию <адрес> об отсутствии оснований разграничений права собственности на земельный участок незаконным, признать незаконным решение, действия по снятию земельного участка Управлением Росреестра по РБ с кадастрового учета. В целях устранения допущенных прав и законных интересов административного истца обязать ответчика Управление Росреестра по РБ восстановить на кадастровом учете земельный участок . Исковые требования мотивированы тем, что Шабанова Н.В. является собственником 1/2 в праве на дом, кадастровый по адресу <адрес> на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. на основании решения Октябрьского районного суда <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Комитет по управлению имуществом и землепользованию за предоставлением земельного участка под частью жилого дома в собственность. На что был дан ответ о необходимости выдела доли. Решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ доля выделена в праве общей долевой собственности. получен ответ из Комитета по строительству о том, что дом соответствует понятию «блокированный жилой дом». В апреле ДД.ММ.ГГГГ был подан иск о взыскании с истца и ее соседей суммы неосновательного обогащения за пользование земельным участком. При изготовлении заключения кадастрового инженера использованы материалы инвентаризации земель в квартале , подтверждающие пользование земельным участком более 15 лет. Комитет знал о намерении истца приобрести земельный участок в собственность, однако намеренно снял земельный участок с кадастрового учета. Полагает, что ответ Комитета, на основании которого произошло снятие с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером нарушает права истца на получение земельного участка в собственность.

Административный истец Шабанова Н.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

В судебном заседании представитель административного истца Комлочук Н.С. доводы административного иска поддержала. Дала пояснения так, как они указаны в иске. С учетом отзывов административных ответчиков, дополнила пояснения, указав на то, что при взыскании с Шабановой суммы неосновательного обогащения основанием иска явился акт обследования земельного участка с кадастровым номером , согласно которого Комитет установил, что в границах указанного участка располагается жилой дом. Сведениями о наличии дома Комитет располагал, и у органа имелись основания для разграничения права, исключительное право Шабановой для приобретения земельного участка, как собственника жилого дома. Просит исковые требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию <адрес>» Пешняева А.С. возражала против удовлетворения заявленных требований. Суду пояснила, что административным истцом не указана норма закона, которая была нарушена Комитетом, а также не указано, какие права, свободы и законные интересы нарушены оспариваемым ответом. В адрес Комитета поступил запрос филиала ФГБУ «ФКП Ростреестра» по РБ от ДД.ММ.ГГГГ. о предоставлении правоустанавливающих документов в отношении перечня земельных участков, информация о правах, на которые отсутствует в ЕГРН и о наличии оснований для разграничения прав собственности на такие земельные участки. В указанный перечень был включен спорный земельный участок с кадастровым номером . Под основанием разграничения прав собственности на землю имеется ввиду информация о наличии на земельных участках объектов капитального строительства, находящихся в муниципальной собственности, а также о земельных участках, предоставленных органам местного самоуправления казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления. Таким образом, у Комитета отсутствовала информация как о наличии правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровом номером , так и об основаниях для разграничения права собственности на указанный земельный участок. Запрос о наличии сведений поступил в Комитет ДД.ММ.ГГГГ. входящий . ответ дан ДД.ММ.ГГГГ. Однако в соответствии с пп3. п. 181 Порядка ведения ЕГРН в случае поступления в орган регистрации прав уведомления об отсутствии оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок и правоустанавливающий документ, выданных иным лицам, либо не поступления в орган регистрации прав указанного уведомления в течение 3 месяцев со дня направления запроса записи о земельном участке присваивается статус «архивная». В действиях Комитета отсутствует противоправность и незаконность. Просит в удовлетворении требований отказать. Представила письменный отзыв.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по РБ Раднаев Р.Р. пояснил, что земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес> поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. со статусов ранее учтенный в установленном законодательством порядке до ДД.ММ.ГГГГ. В случае поступления в орган регистрации прав уведомления об отсутствии оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок и правоустанавливающих документов, выданных иным лицам, либо непоступления в орган регистрации прав указанного уведомления в течение 3 месяцев со дня направления запроса записи о земельном участке присваивается статус «архивная». До осуществления кадастровых работ в отношении ранее учтенных объектов недвижимости определить связь объектов недвижимости с земельным участком не представляется возможным. Снятие с кадастрового учета земельного участка осуществлено на основании поступившего из Комитета по управлению имуществом и землепользованию <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. в этой связи действия регистрирующего органа по снятию земельного участка с кадастрового учета законно и обоснованно. При этом, в случае удовлетворения требований, решение суда будет являться основанием для восстановления в ЕГРН сведений о снятом с учета земельном участке, без возложения обязанности на орган регистрации прав.

Представитель заинтересованного лица филиала «ФКП Росреестра по РБ» Дамбаева Л.В. суду пояснила, что сведения о земельном участке с кадастровым номером внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ. на основании оценочной описи. Площадь земельного участка составляет 573 кв.м. и носит декларированный характер. ДД.ММ.ГГГГ. земельный участок снят с государственного кадастрового учета ввиду того, что данный земельный участок учтен до ДД.ММ.ГГГГ. и сведения о правообладателе отсутствуют в ЕГРН. Записи, содержащейся в ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером , присвоен статус «архивная» Филиалом в порядке межведомственного информационного взаимодействия направлены письма от 17ДД.ММ.ГГГГ. с просьбой направить уведомление об отсутствии оснований для разграничения права собственности на земельные участки либо о направлении правоустанавливающих документов на земельные участки в соответствии с прилагаемым перечнем. От Комитета получено уведомление о том, что на 5956 земельных участков отсутствуют основания для разграничения права, в том числе земельный участок с кадастровым номером Также в ЕГРН имеются сведения о жилом доме с кадастровым номером , внесенные ДД.ММ.ГГГГ Год строительства – 1954, зарегистрировано право общей долевой собственности с ДД.ММ.ГГГГ. за Шабановой Н.В. Истец Шабанова Н. В. в силу действующего законодательства имеет преимущественное право приобретения земельного участка с кадастровым номером . При этом преимущественное право не может быть реализовано истцом по причине того, что земельный участок снят с кадастрового учета. Действующим законодательством не предусмотрена возможность восстановления исключенных сведений об объекте недвижимости из ЕГРН. Восстановление аннулированных или исключенных из ЕГРН сведений об объектах недвижимости возможно только на основании решения суда.

Заинтересованное лицо кадастровый инженер Дьячук Н.В, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании части 1 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

В силу пункта 7 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино - местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Согласно статье 14 того же ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

По смыслу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

На основании статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Исходя из части 2 статьи 25 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статье 24 Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

В судебном заседании установлено, что административный истец Шабанова Н.В. является собственником жилого помещения в виде 1/2 доли в общедолевой собственности на жилой дом, площадью 78,4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

В 2015году административный истец Шабанова Н.В. обратилась с заявлением в Комитет по управлению имуществом и землепользованию <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, расположенного под домом по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ. председателем Комитета Кузовлевой А.А. Шабановой Н.В. на заявление о приобретении земельного участка для размещения жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ. дан ответ о том, что, земельный участок, на котором расположен жилой дом учтен в государственном кадастре недвижимости под кадастровым номером , площадью 692 кв.м., изготовление схемы расположения земельного участка не требуется. Вместе с тем, границы земельного участка не уточнены.

Истцом подготовлен межевой план. Согласно ответа председателя Комитета от ДД.ММ.ГГГГ выявлено несоответствие адресов земельного участка, указанного в акте согласования границ земельного участка и приложенном свидетельстве о государственной регистрации права на дом. Направлены письменные возражения.

ДД.ММ.ГГГГ на заявление Шабановой Н.В. дан ответ председателем Комитета о том, что для реализации своего права на предоставление земельного участка ей необходимо обратиться в Управление Росреестра по РБ для выдела своей доли из общего имущества в виде квартиры. После проведения процедуры выдела доли из общего имущества возможно подать заявление установленного образца о предоставлении земельного участка в индивидуальную собственность под принадлежащим жилым домом.

ДД.ММ.ГГГГ Октябрьским районным судом <адрес> принято решение об удовлетворении требований Шабановой Н.В. Постановлено: Выделить Шабановой Н. В. 1/2 доли в натуре в виде квартиры из общей долевой собственности жилого дома общей площадью 78,4 кв.м., кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ. в адрес Шабановой Н.В. направлен ответ на обращение Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по РБ», согласно которому земельный участок с кадастровым номером снят с государственного кадастрового учета в связи с отсутствием оснований для разграничения права собственности на земельный участок, участку присвоен статус «архивный».

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ. в адрес председателя Комитета по управлению имуществом и землепользованию <адрес> директором Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по РБ» направлялись запросы о предоставлении сведений об отсутствии оснований для разграничения права собственности на земельные участки, направить правоустанавливающие документы, при наличии государственной регистрации, необходимо указать реквизиты государственной регистрации. При наличии оснований для разграничения права собственности необходимо указать кадастровый номер объекта капитального строительства, номер государственной регистрации.

В ответ на указанные запросы ДД.ММ.ГГГГ. председателем Комитета по управлению имуществом и землепользованию <адрес> дан ответ, согласно которому направлен перечень земельных участков с указанием наличия/отсутствия оснований для разграничения прав на указанные земельные участки.

В соответствии с приложением к ответу в отношении земельного участка с кадастровым номером имеющим статус «ранее учтенный», поставленный на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. основания для разграничения права собственности отсутствуют.

Действительно, спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет в соответствии с оценочной описью земельных участков в кадастровом квартале , земельный участок площадью 573 кв.м., участок, занимаемый существующим жилым домом.

При этом ответ Комитета по управлению имуществом и землепользованию <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. основан на нормах действующего законодательства, и объективных данных, которыми располагал орган местного самоуправления на дату дачи ответа.

Вместе с тем, исходя из фактических обстоятельств дела, муниципальному органу в лице Комитета по управлению имуществом и землепользованию <адрес> должно было быть известно о том, что на спорном земельном участке располагается жилой дом, принадлежащий на праве собственности истцу Шабановой В.Н.

Так, суду представлена копия решения мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому с истца Шабановой Н.В., по настоящему административному иску, Комитет по управлению имуществом и землепользованию <адрес> просил взыскать сумму неосновательного обогащения за пользование земельным участком по <адрес>.

Требования основаны на акте обследования от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому на земельном участке с кадастровым номером гр.Левахина Н.М. использует без основания земельный участок, площадью 692 кв.м.

При этом мировым судьей установлено, что Шабанова Н.В. не пользуется земельным участком с кадастровым номером , так как принадлежащая ей часть жилого дома расположена на земельном участке с кадастровом номером , дому присвоен адрес: <адрес>, произведен выдел 1/2 доли в натуре.

Вместе с тем, факт снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером на котором расположен жилой дом, принадлежащий на праве собственности истцу Шабановой Н.В., нарушает преимущественное право последней на получение земельного участка в собственность.

Как указано выше, административный истец неоднократно, с ДД.ММ.ГГГГ предпринимала попытки для оформления спорного земельного участка в собственность, однако до момента снятия с кадастрового учета положительного результата все произведенные действия не дали.

Вместе с тем, у суда отсутствуют основания признать ответ МУ Комитет по управлению имуществом и землепользованию <адрес> об отсутствии основания для разграничения права на земельный участок незаконным, поскольку ответ дан в рамках действующего Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также п. 181 приказа Минэкономразвития Росси от 16.12.2015г. .

При этом административный истец, являясь собственником жилого дома, своевременно не предпринял все необходимые меры для оформления в собственность земельного участка, на котором расположен ее жилой дом, в связи с чем, спорному земельному участку с кадастровым номером присвоен был статус «ранее учтенный».

Также судом принимается во внимание отсутствие обязанности специалистов МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию <адрес>» отслеживать судьбу всех жилых помещений, расположенных на землях, находящихся в переделах муниципального образования «<адрес>».

Из оспариваемого ответа следует, что ответ подготовлен специалистами Лугавцовым <данные изъяты> при этом указанные специалисты не принимали участие при рассмотрении в судебном порядке исковых требований о взыскании с Шабановой Н.В. суммы неосновательного обогащения.

В соответствии с п. 3 ст. 35 Земельного кодекса РФ собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.

Аналогичное положение содержится в п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, согласно которому если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Поскольку часть жилого дома административного истца расположена непосредственно на спорном земельном участке с кадастровым номером Шабанова Н.В. имеет преимущественное право на приобретение спорного участка, что не оспаривается сторонами.

Согласно положениям п. 3 ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

В соответствии со ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно п. 2 названной статьи договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.

В силу п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Как разъяснено в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

Суд полагает, что в целях устранения нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца Шабановой Н.В. в части реализации преимущественного права покупки или аренды земельного участка, на основании пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует восстановить исключенные сведения об объекте недвижимости виде земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый .

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Шабановой Н. В. удовлетворить частично.

Восстановить земельный участок с кадастровым номером на государственном кадастровом учете.

В остальной части административное исковое заявление оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья подпись М.М.Прокосова

Судья: копия верна М.М.Прокосова

Секретарь: М.М. Цыренова

Оригинал находится в Октябрьском районном суде <адрес>

в материалах административного дела а - 3984/18

2а-3984/2018 ~ М-3318/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шабанова Нина Васильевна
Ответчики
Управление Росреестра по РБ
Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ
Другие
Дъячук Наталья Викторовна
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по РБ
Суд
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Прокосова М.М.
20.07.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
20.07.2018[Адм.] Передача материалов судье
20.07.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
20.07.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.08.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
06.08.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.08.2018[Адм.] Судебное заседание
20.08.2018[Адм.] Судебное заседание
24.08.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.09.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.10.2018[Адм.] Дело оформлено
01.11.2018[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее