Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 мая 2018 года г. Уфа, РБ
Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Александриной И.А.,
при секретаре Иткуловой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2496/18 по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г.Уфы РБ в интересах Коротковой А.А. к Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Октябрьского района г.Уфы РБ обратился в суд в интересах Коротковой А.А. с иском к Администрации ГО г.Уфа об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда. В обоснование иска указано, что прокуратурой Октябрьского района г.Уфы РБ проведена проверка исполнения жилищного законодательства. В ходе проверки установлено, что Короткова А.А. относится к лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, с 31.03.2017 г. состоит на регистрационном учете для предоставления жилого помещения. Решением Октябрьского районного суда г. Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ отец Коротковой – ФИО1 лишен родительских прав, мать Коротковой – ФИО2 умерла. Короткова А.А. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения. В ходе проведенной проверки установлено, что Короткова относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в соответствии с законом жилым помещением, достигла возраста 18 лет. В июне 2016 г. окончила МБОУ СОШ № <адрес> РБ.
Просит суд обязать Администрацию ГО г.Уфа РБ предоставить Коротковой А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ним договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет в черте города Уфы РБ, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям по норме предоставления.
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г.Уфы РБ Камалетдинова О.Р., Короткова А.А., исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель третьего лица Администрации Октябрьского района РБ Файзерахмахманов А.Р., в судебном заседании возражений относительно заявленных требований не имел.
Третьи лица - орган опеки и попечительства администрации Октябрьского района г. Уфы РБ, Министерство образования РБ, Правительство РБ, Государственный комитет РБ по строительству и архитектуре в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Участие в деле прокурора предусмотрено ст.45 ГПК РФ.
Статьей 40 Конституции РФ регламентировано право каждого на жилище.
Конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определения от 22 марта 2012 года N 509-О-О, от 25 февраля 2013 года N 192-О и др.).
При этом законодатель в рамках своих дискреционных полномочий вправе определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
В ФЗ от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" одновременно с упразднением с 1 января 2013 года права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма расширены основания предоставления жилья - предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда в целях их социализации по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", упразднено внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
Частью 2 статьи 4 данного Федерального закона, распространено действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу данного Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу данного Федерального закона;
В силу пункта 7 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений предусмотрено в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. В соответствии с пунктом 6 данной статьи срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 данной статьи, составляет пять лет и такой договор может быть один раз заключен на новый пятилетний срок; по окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять в отношении данного жилого помещения решение об исключении его из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 данной статьи, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, договор социального найма жилого помещения.
Согласно пунктам 1 и 9 той же статьи благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда подлежат обеспечению также дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, что не предусматривалось ранее действовавшим законодательством; право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21.12.1996г. (в редакции Федерального закона от 29.02.2012г. № 15-ФЗ) (о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Согласно паспорта и свидетельства о рождении, установлено, что Короткова А.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирована по адресу: РБ <адрес>.
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ отец Коротковой – ФИО1 лишен родительских прав, мать Коротковой – ФИО2 умерла.
Распоряжением главы Администрации Октябрьского района ГО г. Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ над Коротковой установлена опека, она принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Из пункта 4 данной статьи следует, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из перечисленных в данном пункте обстоятельств, в том числе в связи с тем, что жилое помещение непригодно для постоянного проживания или оно не отвечает установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.
Представленной выпиской из ЕГРН подтверждено, что имущество на праве собственности за Коротковой не зарегистрировано.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции ФЗ от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Факт нуждаемости истца Коротковой в жилом помещении в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ее постановку на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда, стороной ответчика не оспаривается.
Коротковой поставлена на учет и включена в списки детей-сирот на территории Октябрьского района г. Уфы РБ.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом ст.1 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21.12.1996, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ч.1 ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч.6 ст.19 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов муниципальной власти отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
При этом в силу статей 1, 2, 8 Закона Республики Башкортостан от 28декабря 2005года N 260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" обязанность по исполнению государственных полномочий по социальной поддержке, по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан; финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, предоставляются органам местного самоуправления в виде субвенций из бюджета Республики Башкортостан.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 06 сентября 2013 года N 407 "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Башкортостан" предусмотрено, что жилые помещения для детей-сирот предоставляются по месту их жительства в муниципальном образовании Республики Башкортостан, на территории которого эти лица включены в список. Жилое помещение для детей-сирот, предоставляемое по договору найма специализированных жилых помещений, должно соответствовать требованиям благоустроенности применительно к условиям соответствующего населенного пункта, а именно: общая площадь жилого помещения должна соответствовать норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования Республики Башкортостан, на территории которого предоставляется жилое помещение; жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания (пункты 8.3, 8.4).
Таким образом, суд отмечает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации и может быть возложена ими на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
В развитие указанных предписаний статьей 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Исходя из положений ч. 4 ст. 49 ЖК РФ следует, что определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями.
В соответствии с п.3 и п.5 ст. 19 Федеральном законом от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом из законом субъекта Российской Федерации. Финансовое обеспечение отделенных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Применительно к изложенному выше, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральном законом от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Судом установлено, и материалами дела подтверждается, что Короткова относится к лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма, очередность установлена в льготном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время Короткова обучается в <данные изъяты>, жилым помещением не обеспечена.
Иное жилье, а также субсидии или социальные выплаты Коротковой не выделялись, в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие доводы истца о необходимости предоставления Коротковой жилого помещения, подтверждающие ее статус, отсутствие недвижимого имущества на территории ГО г.Уфа, в котором он имеет возможность проживать, постановку его на специальный учет.
Само по себе нормативное положение, закрепленное в абзаце втором пункта 1 статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласуется с положениями Конституции Российской Федерации, ее статей 7, 10, 12, 72 и 133, и не нарушает гарантированную ею самостоятельность местного самоуправления, так как возлагает обязанности по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации и не допускает возможности их передачи органам местного самоуправления без принятия в установленном федеральном законом порядке закона субъекта РФ о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями.
Законом Республики Башкортостан от 28.12.2005 г № 260-3 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2012 г.) к государственным полномочиям Республики Башкортостан, передаваемым органам местного самоуправления, отнесены полномочия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
В соответствии с Законом РБ № 188-з от 27.10.1998 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений, они предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что, поскольку Короткова в силу статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение его жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с ЖК РФ.
На основании изложенного, суд возлагает обязанность на Администрацию городского округа город Уфа РБ предоставить истцу в черте города Уфы Республики Башкортостан благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения в пределах социальной нормы представления жилья, предусмотренной решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 44/10 22 апреля 2015 г. "О внесении изменений в решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 8 июня 2006 года N 12/22 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточных для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа город Уфа РБ".
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Октябрьского района г.Уфы РБ в интересах Коротковой А.А. к Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда– удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа г.Уфа Республики Башкортостан предоставить Коротковой А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью в пределах социальной нормы представления жилья, в черте города Уфы Республики Башкортостан, сроком на 5 лет, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Башкортостан через Октябрьский районный суд г.Уфы РБ, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.А.Александрина