06 апреля 2015 года г. Ставрополь
Ленинский районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Турбанова С.А.,
при секретаре Кубановой Ф.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску СЕ.вой Е. А. в интересах Тимофеева К. А. к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю о взыскании компенсации морального вреда в результате незаконного уголовного преследования,
УСТАНОВИЛ:
СЕ.ва Е.А. в интересах Тимофеева К.А. обратилась в суд с иском к Министерству финансов РФ о взыскании <данные изъяты> рублей в счет возмещения причиненного морального вреда в результате незаконного уголовного преследования.
В исковом заявлении СЕ.ва Е.А. указывает на то, что в отношении Тимофеева К.А. было возбуждено в июне 2005 года уголовное дело по обвинению его в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.162 УК РФ.
28.06.2005г. Тимофееву К.А. была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
28.02.2007г. Черкесским городским судом Карачаево-Черкесской Республики был вынесен приговор в отношении Тимофеева К.А. Данным приговором Тимофеев А.К. был оправдан по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.162 УК РФ, за непричастностью к совершению преступления. Меру пресечения в виде содержания под стражей отменили и освободили Тимофеева К.А. из-под стражи в зале суда.
За Тимофеевым К.А. было признано право на реабилитацию, на возмещение имущественного и морального вреда, связанного с уголовным преследованием в порядке, предусмотренном ст. ст. 135, 136 УПК РФ.
В следствие незаконного применения к Тимофееву К.А. в качестве меры пресечения заключения под стражу ему был причинен моральный вред. Тимофеев К.А. имеет право на денежную компенсацию морального вреда.
Тимофеев К.А. незаконно был задержан, ему была избрана мера пресечения в виде заключения под стражей. Тимофеев К.А. незаконно находился под стражей с 28.06.2005 по 28.02.2007 года, т.е. 20 месяцев.
Все время, проведенное под стражей Тимофеев К.А. испытывал нравственные и моральные страдания ввиду незаконности своего пребывания в следственном изоляторе.
В судебном заседании истец СЕ.ва Е.А. полностью поддержала заявленные исковые требования и сообщила, что Тимофееву К.А. незаконным преследованием был причинен моральный вред, характер которого описан в иске. Компенсацию причиненного морального вреда Тимофеев К.А. оценивает в <данные изъяты> рублей и просит суд взыскать указанную сумму с ответчика в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Тумаров К.С. заявленные требования не признал, просил суд отказать в их удовлетворении в полном объеме.
Помощник прокурора Ленинского района г. Ставрополя Ромащенко И.В. в заявленных требованиях просила отказать, при этом пояснила, что факт незаконного нахождения Тимофеева К.А. под стражей в период с 28.06.2005 по 28.02.2007 года подтвержден материалами дела. По мнению прокурора, в случае удовлетворения судом требований истца, необходимо уменьшить размер компенсации морального вреда.
Выслушав истца, представителя ответчика, помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд считает возможным частично удовлетворить заявленные исковые требования.
Пунктом 1 ст. 8 и положениями ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Федеральным законом от 30 марта 1998 года N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней", каждый имеет право на уважение его личной жизни и право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Конституционным гарантиям находящегося под судебной защитой права на возмещение вреда, в том числе причиненного необоснованным уголовным преследованием, корреспондируют положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод (п. 5 ст. 5) и Международного пакта о гражданских и политических правах (подп. "а" п. 3 ст. 2, п. 5 ст. 9), утверждающие право каждого, кто стал жертвой незаконного ареста, заключения под стражу, на компенсацию.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется, каждый вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом.
В силу ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) должностных лиц.
В отношении лиц, незаконно или необоснованно подвергнутых уголовному преследованию, такой порядок определен уголовно-процессуальным законодательством РФ (ст. ст. 133 - 139, 397 и 399 УПК РФ).
В соответствии с ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах; вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда. Право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеет, в частности подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор.
Судом установлено, что в отношении Тимофеева К.А. было возбуждено в июне 2005 года уголовное дело по обвинению его в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.162 УК РФ.
28.06.2005г. Тимофееву К.А. была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
28.02.2007г. был Черкесским городским судом Карачаево-Черкесской Республики был вынесен приговор в отношении Тимофеева К.А. Данным приговором Тимофеев А.К. был оправдан по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.162 УК РФ, за непричастностью к совершению преступления. Меру пресечения в виде содержания под стражей отменили и освободили Тимофеева К.А. из под стражи в зале суда.
За Тимофеевым К.А. было признано право на реабилитацию, на возмещение имущественного и морального вреда, связанного с уголовным преследованием в порядке, предусмотренном ст. ст. 135, 136 УПК РФ.
Согласно пункта 1 статьи 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Статья 1071 ГК РФ предусматривает, что, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии в п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, в частности, когда вред причинен гражданину в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности.
По смыслу статей 151, 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Судом установлено, что Тимофеев К.А. незаконно находился под стражей с 28.06.2005 по 28.02.2007 года, т.е. 20 месяцев.
Таким образом, при определении размера компенсации морального вреда суд, учитывая требования разумности и справедливости считает возможным взыскать размер требуемой компенсации <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ч. 1 ст. 133 УПК РФ, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования СЕ.вой Е. А. в интересах Тимофеева К. А. - удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю за счет казны Российской Федерации в пользу Тимофеева К. А. <данные изъяты>) рублей в счет возмещения морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования.
В части заявленных требований Тимофеева К. А. о взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>) рублей - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд, путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Ставрополя в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья С.А. Турбанов
Мотивированное решение изготовлено 10.04.2015 года.