дело № 2-541/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 августа 2015 года Мотыгинский районный суд Красноярского края в п. Мотыгино в составе: председательствующего судьи Васильковой И.М.
при секретаре Дворянчиковой М.В. с участием:
процессуального истца Калугиной Н.В.
материального истца Красиловой Л.И.
представителя ответчика Петрашевичус К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Мотыгинского района Красноярского края Тварадзе Л.А. в интересах Красиловой Л.И. к администрации поселка Мотыгино о возложении обязанности немедленно ликвидировать свалку бытовых отходов и убрать ящик бытовых отходов от жилого <адрес>,
установил:
и.о. прокурора района Тварадзе Л.А. обратилась в суд с иском к администрации п. Мотыгино о возложении обязанности немедленно ликвидировать свалку бытовых отходов и убрать ящик бытовых отходов от жилого <адрес>.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки по заявлению Красиловой Л.И., установлен факт нарушения прав заявителя на благоприятную окружающую среду. Проверка показала, что Красилова Л.И. проживает в частном доме, рядом с которым расположен ящик бытовых отходов. Ящик постоянно находится в антисанитарном состоянии, присутствует неприятный запах разлагающихся остатков мусора, сточные воды с ящика стекают во двор и под дом заявителя. Обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов мусора администрацией п. Мотыгино надлежащим образом не исполняются. В нарушение требований закона не определены места для создания объектов размещения отходов. Ящик бытовых отходов, установлен вблизи <адрес>, без согласования с территориальным отелом Управления Роспотребнадзора по Мотыгинскому району, что ставит под угрозу жизнь и здоровье ФИО2 Решение о возложении обязанности просит обратить к немедленному исполнению.
В судебном заседании процессуальный истец - помощник прокурора Мотыгинского района Калугина Н.В. и материальный истец - Красилова Л.И. исковые требования поддержали. Красилова Л.И. пояснила, что с 1999 года проживает по адресу: <адрес>, и к этому времени возле ее сарая уже был установлен ящик для бытовых отходов. Мусор из ящика систематически не вывозится, крысы, обитающие возле ящика, растаскивают мусор в ее ограде. Грязная вода со свалки стекает в ее огород, в связи с чем, вынуждена была прекратить высаживать овощи на огороде. Через непродолжительное время после вселения в <адрес> стала страдать кожными заболеваниями, что связывает с наличием свалки возле ее дома. На неоднократные обращения в различные инстанции, ответа не последовало.
Представитель ответчика - администрации поселка Мотыгино Петрашевичус К.В., действующий на основании доверенности № от 17.04.2015, исковые требования признал.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 29.12.2014 № 458-ФЗ) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно чч. 3 и 4 указанного закона, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Иные вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
В силу Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» до 1 января 2015 года органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями ч. 1 ст. 14 и 1. ст. 15 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Между тем, законом Красноярского края от 1.12.2014 № 7-2880 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» за сельскими поселениями до 1.01.2016 закреплены вопросы местного значения, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Размещение контейнерной площадки осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».
На основании пункта 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Расстояние от контейнеров до жилых зданий предусмотрено пунктом 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88, в силу которого, площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20м., но не более 100м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовывать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
В исключительных случаях, в районах сложившихся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
Судом установлено, что по обращению Красиловой Л.И. по поводу размещения вблизи ее дома ящика для бытовых отходов, который все время находится в антисанитарном состоянии, проведена прокурорская проверка.
Жительница <адрес> Красилова Л.И. ссылается на то, что антисанитарное содержание ящика и нахождение его в непосредственной близости возле ее дома, негативно сказывается на ее здоровье, нарушает ее права на проживание в комфортных условиях.
Проверка показала, что ФИО9 обращалась в администрацию <адрес> и по ее заявлению был произведен осмотр ящика для бытовых отходов, размещенного возле <адрес>.
По результатам осмотра, 11.06.2014 специалистом администрации п. Мотыгино ФИО7 был составлен акт, в котором сделано заключение о необходимости переноса и оборудования железным контейнером площадки для сбора твердых бытовых отходов. Из фотоснимков к акту видно, что ящик для сбора мусора деревянный, расположен вдоль забора, за которым расположен участок Красиловой Л.И.
Тем не менее, на день рассмотрения иска, права Красиловой восстановлены не были.
3.03.2015 администраций п. Мотыгино был утвержден перечень мест сбора твердых бытовых отходов, из которого видно, что установка контейнера для мусора по адресу: <адрес>, не предусмотрена.
Доказательств, свидетельствующих о том, что ящик размещен по согласованию с районным архитектором и районными санэпидемстанциями, не имеется.
С учетом изложенного, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что ящик для сбора мусора, расположенный вдоль забора <адрес>, не отвечает требованиям, изложенным в СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», что влечет нарушение прав Красиловой на благоприятную окружающую среду.
Наличие антисанитарных условий, связанных со складированием бытовых отходов в непосредственной близости от жилого дома, ставит под угрозу здоровье Красиловой, в связи с чем, в силу ст. 212 ГПК РФ, решение подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
обязать администрацию п. Мотыгино немедленно ликвидировать свалку бытовых отходов и убрать ящик бытовых отходов от жилого <адрес>.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Мотыгинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий судья И.М. Василькова