Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
в составе: председательствующего судьи Юрченко Д.А.,
при секретаре судебного заседания Балахничевой Г.А.,
с участием первого заместителя прокурора Чиженьковой С.В.,
прокурора отдела Джаналиевой Э.Р.,
представителя ответчика Гончаровой А.П.,
представителем третьего лица-
Комитета строительства Волгоградской области Королькова А.В.,
представителя третьего лица-
ГКУ ВО «Управление капитального строительства» Пименовой О.А.,
26 мая 2020 года в г. Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Волгоградской области, обратившегося в интересах Склярова Р.Ю., к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Волгоград» о возложении обязанности заключить договор поставки газа,
установил:
первый заместитель прокурора Волгоградской области, действуя в интересах Склярова Р.Ю., обратился в суд с иском, в котором просит возложить на ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» обязанность заключить с Скляровым Р.Ю. договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд в жилое помещение, расположенное по адресу: гор. Волгоград, пер. <адрес>
В обоснование заявленных требований указано, что на основании обращения Склярова Р.Ю. проведена проверка в деятельности ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» по исполнению жилищного законодательства, по результатам которой установлено, что Скляров Р.Ю. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и на него распространяются гарантии, предусмотренные Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В этой связи ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ ВО «Управление капитального строительства» и Скляровым Р.Ю. заключен договор найма жилого помещения №, в точности квартиры, расположенной по адресу: г. <адрес> Удмуртский, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ сторонами составлен и подписан акт приема-передачи жилого помещения. В целях газоснабжения жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ Скляровым Р.Ю. в абонентский отдел ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» подано заявление о заключении договора поставки газа. Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Склярову Р.Ю. в заключении договора поставки газа отказано, со ссылкой на то, что стороной по договору газоснабжения должно выступать ГКУ ВО «Управление капитального строительства», как наймодатель жилого помещения. Считают, что уклонение ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» от заключения с Скляровым Р.Ю. договора поставки газа приводит к невозможности использования им жилого помещения по целевому назначению, нарушает его права на предоставление качественных коммунальных услуг и не согласуется с декларируемыми государством принципами соблюдения гарантированных законом жилищных прав детям-сиротам и создания им комфортных условий проживания для обеспечения необходимой социальной защищенности и полноценной адаптации в обществе. Изложенное послужило основанием для обращения за судебной защитой.
Истец- первый заместитель прокурора Волгоградской области Чиженькова С.В. и прокурор отдела Джаналиева Э.Р. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, на их удовлетворении настаивали.
В судебное заседание истец Скляров Р.Ю. не явился, извещен надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, иск прокурора Волгоградской области поддерживает, на его удовлетворении настаивает.
Представитель ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Волгограда» Гончарова А.П. в судебном заседании иск прокурора Волгоградской области не признала, ссылаясь на то, что договор поставки газа должен быть заключен с наймодателем, то есть с ГКУ ВО «Управление капитального строительства». Со своей стороны ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» в порядке Правил №549 направило в адрес ГКУ ВО «Управление капитального строительства» для подписания государственный контракт поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, в который включило занимаемое Скляровым Р.Ю. жилое помещение, тогда как указанное юридическое лицо от его подписания уклонилось. Просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
В судебном заседании представитель третьего лица Комитета строительства Волгоградской области Корольков А.В. полагал иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Представитель третьего лица ГКУ ВО «Управление капитального строительства» Пименова О.А. в судебном заседании полагала исковые требования прокурора Волгоградской области обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Третье лицо- Администрация Волгоградской области для участия в судебном заседании своего представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены заблаговременно и надлежащим образом, и причинах неявки суду не сообщено.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Согласно части 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу подп. 8 п. 1 ст. 92 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированные жилые помещения), к которому также отнесены жилые помещения маневренного фонда (подп. 3 п. 1 ст. 92 ЖК РФ).
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов п. п. 2 ст. 92 ЖК РФ).
В силу подп. 3 п. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора.
Согласно п. 1, 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за коммунальные услуги и, в том числе плату за газ.
По смыслу п. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
В силу п. 7.5 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
Согласно п. 9 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации положения данной статьи также распространяются на отношения с участием лиц, указанных в пунктах 1, 1.1, 3, 4, 6, 7 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, то есть в отношении нанимателей специализированных жилых помещений.
Как следует из материалов дела, на основании обращения Склярова Р.Ю. прокуратурой Волгоградской области проведена проверка в деятельности ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» по исполнению жилищного законодательства.
В результате проверки установлено, что Скляров Р.Ю. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и на него распространяются гарантии, предусмотренные Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В этой связи, ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа Комитета строительства Волгоградской области № 935-ОД от 19 декабря 2019 года между ГКУ ВО «Управление капитального строительства» и Скляровым Р.Ю. заключен договор найма жилого помещения №732/2019МФ, в точности квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ сторонами составлен и подписан акт приема-передачи жилого помещения.
В ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" установлено, что газоснабжение является одной из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.Федеральный закон от 31.03.1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", определяя правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, к полномочиям Правительства Российской Федерации в области газоснабжения относит утверждение правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению.
Порядок поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, права и обязанности абонента и поставщика газа, порядок проведения проверок, порядок и условия приостановления исполнения договора предусмотрены и определены Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 года N 549 (далее - Правила).
В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (п. 2).
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (п. 3).
В силу положений ст. 18 Федерального закона от 31.03.1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.
В случае отсутствия у обратившегося за заключением договора поставки газа лица принадлежащего ему на праве собственности или ином законном основании газоиспользующего оборудования такое лицо не вправе требовать от поставщика газа заключение договора поставки газа.
Под газоснабжающей организацией (поставщиком) согласно ст. 2 указанного Федерального закона при этом понимается собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющее поставки газа потребителям по договорам.
Договор поставки газа относится к публичным договорам (п. 1 ст. 426, ст. ст. 539, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно Правилам поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. N 549, поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора (п. 5).
В п. 3 Правил под абонентом понимается сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его; абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению.
Поставщик газа в целях обеспечения исполнения обязательств по поставке газа заключает с газораспределительной организацией договор о транспортировке газа населению (п. 6 названных Правил).
Для заключения договора заинтересованное физическое или юридическое лицо (далее - заявитель) направляет оферту в письменной форме газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить (п. 7 Правил).
Газоснабжающая организация в срок, не превышающий 1 месяца со дня регистрации оферты, осуществляет проверку наличия технической возможности подачи газа заявителю, а также комплектности и правильности оформления представленных документов и достоверности содержащихся в них сведений.
Техническая возможность признается наличествующей, если на территории муниципального образования, где расположено помещение (жилой дом), газоснабжение которого необходимо обеспечить, имеется газораспределительная сеть, мощность которой позволяет газоснабжающей организации обеспечить подачу газа во исполнение всех заключенных ею договоров и к которой подключен газопровод, входящий в состав внутридомового газового оборудования заявителя (п. 11 Правил).
При наличии оснований, указанных в пунктах 13 настоящих Правил, газоснабжающая организация направляет заявителю мотивированное уведомление в письменной форме об отказе от заключения договора и возвращает приложенные к оферте документы (п. 17).
В случае отказа или уклонения газоснабжающей организации от заключения договора заявитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении к заключению договора (п. 18 Правил).
Согласно п. 13 Правил основаниями для отказа в заключении договора являются:
а) отсутствие у заявителя газопровода, входящего в состав внутридомового газового оборудования, присоединенного к газораспределительной сети либо резервуарной или групповой баллонной установке, и газоиспользующего оборудования, отвечающих установленным для таких газопровода и оборудования техническим требованиям, а также подключенного к входящему в состав внутридомового газового оборудования газопроводу коллективного (общедомового) прибора (узла) учета газа, отвечающего установленным для таких приборов требованиям, - в случаях, когда заявитель - юридическое лицо приобретает газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению или когда заявитель-гражданин приобретает газ для газоснабжения домовладения;
б) отсутствие у заявителя договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, срок действия которого истекает не ранее 1 года с даты подачи заявителем оферты;
в) отсутствие у газоснабжающей организации технической возможности для обеспечения подачи газа;
г) предоставление не всех документов, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил, или выявление в документах недостоверных сведений.
Газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории Волгоградской области, выступает ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград».
В целях газоснабжения предоставленного ему жилого помещения 29 января 2020 года Скляровым Р.Ю. в абонентский отдел ООО «Газпром межрегионгаз Волгограда» подано заявление о заключении договора поставки газа.
В установленный п. 11 Правил № 549 срок ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» направило в адрес Склярова Р.Ю. мотивированное уведомление в письменной форме от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № за подписью заместителя генерального директора по работе с социально значимой категорией потребителей, в котором указано, что поставка газа в предоставленное жилое помещение будет производиться без заключения договора поставки газа с нанимателем, поскольку потребителем ресурса для предоставления коммунальной услуги по газоснабжению выступает наймодатель ГКУ ВО «УКС».
В отсутствие иных адресованных Склярову Р.Ю. мотивированных письменных уведомлений об отказе в заключении договора, указанные действия ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» расцениваются судом как уклонение от акцепта направленной ему оферты и направлены на уклонение от заключения с истцом договора на поставку газа для коммунально-бытовых нужд.
В судебном заседании представителем ответчика не оспаривалось, что при обращении Склярова Р.Ю. с заявлением на оформление договора о поставке газа для коммунально-бытовых нужд граждан им была соблюдена форма оферты и представлены все необходимые документы, предусмотренных п. 13 Правил № 549, оснований для отказа в заключении договора не имелось.
Принимая решение о возвращении Склярову Р.Ю. представленных документов ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» исходило из того, в настоящем случае абонентом по договору поставки газа должно выступать именно ГКУ ВО «УКС».
Между тем, из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» в целях установления с ДД.ММ.ГГГГ договорных отношений по поставкам газа направило в адрес ГКУ ВО «Управление капитального строительства» для подписания государственный контракт поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан № от ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись с позицией ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград», ДД.ММ.ГГГГ ГКУ ВО «Управление капитального строительства» вернуло контракт от ДД.ММ.ГГГГ № без подписания.
Анализ установленных по делу фактических обстоятельств и правовая оценка представленных участниками процесса доказательств дают основание для вывода об обоснованности доводов стороны истца и ошибочности возражений ответчика, поскольку, исходя из действующего нормативного регулирования и имеющихся юридически значимых обстоятельств, абонентом по договору поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд следует определять именно Скляров Р.Ю., который является нанимателем жилого помещения государственного жилищного фонда и использует жилое помещение для личных бытовых нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Доводы стороны ответчика об обратном несостоятельны, поскольку они основаны на неверной оценке имеющих правовое значение для дела фактических обстоятельств и неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
ГКУ ВО «Управление капитального строительства» к числу юридических лиц, поименованных в п. 3 Правил № 549 не относится, поскольку коммунальные услуги нанимателям не предоставляет, выступая в качестве наймодателя жилого помещения государственного жилищного фонда.
Наличие в договоре найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ ссылок на обеспечение наймодателем предоставления нанимателю коммунальных услуг правового значения для оценки сложившихся правоотношений не имеет, а потому ссылка ответчика на условия договора найма в качестве основания для отказа в заключении с Скляровым Р.Ю. договора поставки газа, не обоснована.
Вопреки доводам ответчика Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации №354 от 06.05.2011, к настоящим правоотношениям не применимы, поскольку они регулируют иную сферу отношений.
В этой связи в целях защиты жилищных прав Склярова Р.Ю. суд полагает необходимым обязать ответчика заключить с ним договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования первого заместителя прокурора Волгоградской области Чиженьковой С.В., обратившейся в интересах Склярова Р.Ю., к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Волгоград» о возложении обязанности заключить договор поставки газа- удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Волгоград» (ИНН 3445045202) заключить с Скляровым Р.Ю., родившимся ДД.ММ.ГГГГ, договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий Юрченко Д.А.
Мотивированное решение суда составлено 01 июнь 2020 года.
Судья Юрченко Д.А.