ИФИО1
ДД.ММ.ГГГГ
Приволжский районный суд <адрес> в составе:
судьи Калякиной Е.В.,
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО3 к государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в <адрес> о перерасчёте размера ежемесячной денежной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 и ФИО3 обратились в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> о перерасчёте, как родителям погибшего военнослужащего срочной службы при выполнении боевой задачи в районе боевых действий в Республике Чечня, ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, начиная с 01.01.2005 года с учетом индексации в установленном законом порядке.
В судебном заседании истица ФИО2 пояснила, что их сын ФИО4, призванный в Вооруженные силы Российской Федерации проходил военную службу в Республики Чечня, где погиб ДД.ММ.ГГГГ
В связи с гибелью сына Военным комиссариатом <адрес> им были выданы удостоверения и установлены льготы для родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы.
При обращении в УПФ РФ в <адрес> о назначении им ежемесячной выплаты, приравненной к выплатам участников ВОВ, им было отказано в связи с тем, что и «правовых оснований для осуществления ежемесячной денежной выплаты в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны, согласно Определения Конституционного Суда от 04.04.2007г. № 331-О-П» у них не имеется. Считает данный отказ необоснованным, просит исковые требования удовлетворить.
Истец ФИО3 в судебном заседании иск поддержал просил его удовлетворить по изложенным основаниям.
Представитель ответчика ФИО7, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что сын истцов погиб после вступления в действие Федерального закона от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах». Данный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов РФ в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, актуальную деятельность, почет и уважение в обществе.
Льготы, предусмотренные данным законом для отдельных категорий граждан, предоставляются дифференцированно с учетом их заслуг перед Отечеством. С ДД.ММ.ГГГГ у истцов возникло право на льготы, предусмотренные для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.
Определение Конституционного Суда от 04.04.2007 года №331-О-П касается родителей и жен военнослужащих погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 01.01.2005 года в соответствии с Законом СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, поэтому истцы право на ежемесячную денежную выплату в
размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих не имеет. Считает, что правовых оснований для установления ежемесячной денежной выплаты в размере предусмотренном для участников Великой Отечественной войны, согласно ОКС № 331-О-П не имеется, в связи с чем, просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, считает, что исковые требования ФИО2 и ФИО3 подлежат частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
Ст. 7 Закона СССР № 313-1 от 01.08.1989г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» предусматривает распространение на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих.
Судом установлено, что сын истцов ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, призванный в Вооруженные силы Российской Федерации проходил военную службу в Республике Чечня при выполнении боевых задач на территории Республики в <адрес> погиб ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10 – справка о смерти); согласно справкам от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ выданные Военным комиссариатом <адрес> по <данные изъяты> и <адрес>м, ФИО2 и ФИО3 о том, что их сын ФИО4 погиб во время прохождения военной службы, в боевой обстановке в <адрес>, в связи с чем они имеют право на льготы по ст. 16 Закона «О ветеранах» от 12.01.1995г. №5-ФЗ, от 22.08.2004г. №122-ФЗ. (л.д. 8,9); истцам Военным комиссариатом <адрес> выданы удостоверения как родителям погибшего военнослужащего, согласно которому истцы имеют право на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих в соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах» (л.д. 6, 7); истцам в перерасчёте ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, отказано (л.д. 11-12, 13-14).
В соответствии со ст. 7 Закона СССР от 1 августа 1989 года № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» действовавшего до вступления в законную силу Закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года №5-ФЗ, на родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, были распространены льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих.
В связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ «О ветеранах» натуральные льготы были заменены ежемесячной денежной компенсацией.
Закон СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», распространив льготы установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих, на родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, признал тем самым их особый правовой статус и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты, которые впоследствии, в том числе в связи с принятием ФЗ «О ветеранах», не пересматривались и не подвергались сомнению компетентными государственными органами, что основывалось, в частности, на предписаниях п. З ст. 11 названного Федерального Закона (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г.), согласно которому права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством РФ, не могут быть отменены без равноценной замены.
Признание данной нормы абзацем 2 п.6 ст.44 ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ
утратившей силу не означает, что законодатель отказался от ранее принятой обязанности обеспечивать для отдельных категорий граждан определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты, и не может рассматриваться как допускающая снижение объема мер социальной защиты родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которыми они пользовались до 01.01.2005 г. с учетом приобретенного ими в соответствии с союзным законодательством правового статуса. Иное означало бы произвольную отмену ряда ранее установленных для данной категории граждан прав, льгот и гарантий, отказ государства от принятых на себя публично-правовых обязательств перед ними без предоставления равноценной компенсации.
Федеральный закон от 22.08.2004г. № 122-ФЗ принят, согласно его преамбуле в целях защиты прав и свобод граждан РФ, а также решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышению материального благосостояния граждан, обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой, нормы данного закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
По смыслу ст.23.1 ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 22.08.2004г. № 122. с принятием которого система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки), ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую часть социальной поддержки ветеранов и членов их семей, по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса.
Поэтому, предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме.
Согласно Определению Конституционного суда РФ от 04.04.2007г. № 331-О-П, взаимосвязанные положения ст.23.1 Федерального закона РФ «О ветеранах» и п. 19 ст.44 Федерального закона РФ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ не допускают в рамках длящихся правоотношений установление женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 01.01.2005г. в соответствии с Законом СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального, обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера данной выплаты, назначаемой в настоящее время в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 ст.23.1 Федерального закона РФ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны.
Следовательно, взаимосвязанные положения ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) и пункта 19 ст.44 ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ не могут рассматриваться, как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которым они пользовались до 01. 01
2005г. в соответствии с предписаниями ФЗ «О ветеранах» и Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального, обслуживания населения» (ст.7), то есть данная социальная выплата для этой категории граждан подлёжит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны.
Ответчик обосновывает свою позицию тем, что поскольку смерть ФИО4 наступила после вступления в силу Федерального закона РФ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», у истцов не возникло и не было реализовано право на льготы наравне с участниками Великой Отечественной войны, на момент действия Закона СССР от 01.08.1989г. № 313-1 истцы не могли воспользоваться льготами, установленными для участников Великой Отечественной войны, поэтому не имеют права на установление ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) с учетом Определения Конституционного Суда РФ от 04.04.2007г. № 331-О-П.
Суд считает спорным толкование ответчиком Определения Конституционного суда РФ от 04.04.2007г. № 331-О-П по следующим основаниям.
Право на льготы у истца возникло 26.12.2002 г., с момента гибели их сына, то есть до 01.01.2005г.
Право на льготы было реализовано до 01.01.2005г., что подтверждается документами, следовательно, согласно Определению Конституционного суда РФ от 04.04.2007г. № 331-О-П, все правоприменительные решения в отношении истцов в истолковании, расходящимся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в указанном Определении, подлежат пересмотру в установленном порядке.
Поскольку право на льготы в размере, установленном для участников ВОВ из числа военнослужащих, у истцов возникло до 1 января 2005 года, они не могут быть ущемлены в правах на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для данной категории граждан.
То обстоятельство, что ФИО4 погиб после введения в действие Федерального закона «О ветеранах», само по себе не лишает его родителей прав на льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, согласно Закону СССР № 313-1 от 01.08.1989г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения».
Вместе с тем суд полагает, что перерасчет ЕДВ необходимо произвести с учетом применения срока исковой давности, который на основании ст. 196 ГК РФ определен в три года, поскольку данные выплаты по своей природе являются пенсионными выплатами и производятся пенсионными органами, а вины ответчика в невыплате ЕДВ суд не усматривает, поскольку данные обстоятельства обусловлены разночтениями в применении законодательства, регулирующего данные вопросы, подтверждением чему является позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в более поздних определениях от 19.03.2009г. и от 16.04.2009г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО2 и ФИО3 удовлетворить частично.
Признать за ФИО2, ФИО5 право на ежемесячные денежные выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> произвести расчет и выплату в пользу ФИО2, ФИО3 ежемесячных денежных выплат, установленных для участников Великой Отечественной войны, начиная с ДД.ММ.ГГГГ
года с учетом индексации в установленном законом порядке.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в течение месяца в Самарский областной суд.
Судья: /подпись/ Е.В. Калякина
Копия верна: Е.В. Калякина
Решение вступило в законную
силу ДД.ММ.ГГГГ Е.В. Калякина