Судья: Богаткова З.Г. Дело № 33а-24933/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Соколовой Н.М., Редченко Е.В.,
при помощнике судьи Жуковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 сентября 2020 г. административное дело по апелляционной жалобе Деянова Алексея Николаевича на решение Шатурского городского суда Московской области от 17 сентября 2020 г. по его административному исковому заявлению о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии г. Шатуры от 26 августа 2020 г. № 980 о регистрации Абрамова Сергея Андреевича кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Шатура Московской области первого созыва по многомандатному избирательному округу № 1 на выборах, назначенных на 4 октября 2020 г.,
заслушав доклад судьи Соколовой Н.М., объяснения Абрамова С.А., его представителя ? Кирьяка С.П., представителя Деянова А.Н. ? Новоселова А.Ю.,
заключение прокурора Корнилова П.С.,
у с т а н о в и л а :
решением территориальной избирательной комиссии г. Шатура Московской области (далее ? ТИК г. Шатуры) от 21 июля 2020 г. № 909 назначены выборы Совета депутатов городского округа Шатура Московской области первого созыва на 4 октября 2020 г.
ТИК г. Шатуры 26 августа 2020 г. приняла решение № 980 «О регистрации Абрамова Сергея Андреевича, выдвинутого избирательным объединением «Московское областное региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко», кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Шатура Московской области первого созыва по многомандатному избирательному округу № 1, на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Шатура, назначенных на 4 октября 2020 г.».
Деянов А.Н., выдвинутый избирательным объединением «Московское областное отделение политической партии ЛДПР ? Либерально-демократической партии России и зарегистрированный 28 августа 2020 г. кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Шатура Московской области по тому же многомандатному избирательному округу, оспорил в суде решение ТИК г. Шатуры 26 августа 2020 г. № 980 о регистрации Абрамова С.А. кандидатом.
В обоснование заявленного требования, ссылался на то, что Абрамов С.А. в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом недостоверно указал адрес места жительства, имеется указание «Шатурский район», тогда как в соответствии с Законом Московской области от 8 июня 2017 г. № 85/2017-ОЗ «Об отнесении города Шатура Шатурского района Московской области к категории города областного подчинения Московской области, упразднении Шатурского района Московской области и внесении изменений в Закон Московской области «Об административно-территориальном устройстве Московской области» административно-территориальная единица «Шатурский район» ликвидирована в 2017 году; не указал квалификацию согласно диплому; не представил сведения о размере и источниках доходов, имуществе по состоянию на 1 июля 2020 г. и установить на какую дату кандидат представил сведения невозможно; не представил нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений. Допущенные нарушения являются основаниями для отмены решения о регистрации Абрамова С.А. кандидатом в депутаты.
Решением Шатурского городского суда Московской области от 17 сентября 2020 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Считая решение суда незаконным и необоснованным, Деянов А.Н. в апелляционной жалобе просит его отменить, настаивает на том, что для регистрации Абрамова С.А. кандидатом не была представлена нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений. В заявлении о согласии баллотироваться кандидатом неправильно указан адрес места жительства.
Относительно апелляционной жалобы Абрамовым С.А. поданы письменные возражения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ТИК г. Шатуры, извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, своего представителя не направила. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений, судебная коллегия признает обжалуемое решение подлежащим отмене, как постановленное с неправильным применением судом норм материального и процессуального права.
В силу части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в суд могут обратиться кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.
Пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее ? Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ) установлено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом в порядке, предусмотренном статьей 75 данного Федерального закона, по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24–26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
Согласно подпункту «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Разрешая заявленное требование, суд пришел к выводу о законности оспариваемого решения, поскольку в ТИК г. Шатура для регистрации Абрамова С.А. кандидатом в депутаты городского округа Шатура первого созыва по многомандатному избирательному округу № 1 были поданы все необходимые документы в соответствии с требованиями пункта 2, подпункта «б» пункта 2.2. статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Указанный Абрамовым С.А. в заявлении о согласии баллотироваться в кандидаты адрес места жительства соответствует адресу его регистрации, содержащемуся в паспорте гражданина Российской Федерации, выданном 5 декабря 2006 г. отделом внутренних дел Шатурского района Московской области. Копия паспорта приложена к заявлению о согласии баллотироваться кандидатом. Действующее законодательство обязывает кандидата в заявлении о согласии баллотироваться указать адрес, по которому кандидат зарегистрирован в органах регистрационного учета граждан, что должно быть подтверждено как достоверные сведения соответствующими органами.
Отраженные в заявлении сведения относительно профессионального образования соответствуют данным, указанным в дипломе Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский институт права» (ВСГ 2657378, выдан 21 января 2009, регистрационный номер 177). Отсутствие в заявлении ссылки на квалификацию не является основанием для принятия решения об отказе в регистрации. Копия диплома была приложена к заявлению.
Сведения о размере и об источниках доходов кандидата Абрамов С.А. не обязан был представлять, так как решением избирательной комиссии Московской области от 9 июля 2020 г. № 171636-6 утверждена схема пятимандатных избирательных округов для проведения выборов Совета депутатов городского округа Шатура Московской области с указанием количества избирателей в каждом округе и средней норме представительства ? 4617.
В соответствии с пунктом 4 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ и с частью 9 статьи 23 Закона Московской области от 4 июня 2013 г. № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей.
Довод административного истца о непредставлении для регистрации Абрамова С.А. кандидатом в депутаты нотариально удостоверенной копии документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, предусмотренной подпунктом «г» пункта 14.1 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, суд отклонил, указав, что в соответствии с пунктом 16 выписки из Единого государственного реестра юридических лиц регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица ? Московское областное региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» является Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве.
Согласно пункту 10 выписки способ образования избирательного образования ? создание юридического лица путем реорганизации 1 июля 2002 г., то есть до издания Указа Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 № 1313. При предоставлении документов, для заверения списка кандидатов по многомандатным избирательным округам на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Шатура первого созыва, выдвинутого избирательным объединением Московское областное региональное отделение политической партии «Российская объединена демократическая партия «Яблоко» была представлена нотариально удостоверенная копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении указанного избирательного объединения, выданного Управлением Федеральной налоговой службы по г. Москве.
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области 28 июля 2020 г. направлен в ТИК г. Шатуры список политических партий, региональных отделений политических партий и иных общественных объединений, имеющих право в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» принимать участие в выборах в качестве избирательных объединений, по состоянию на день официального опубликования решения о назначении выборов. В разделе региональные отделения политических партий данного списка внесено Московское областное региональное отделение политической партии Российская объединенная партия «Яблоко», которой выдвинут кандидат в депутаты Абрамов С.А.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд также признал, что административный истец пропустил срок обращения в суд, установленный пунктом 2 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оспариваемое решение принято 26 августа 2020 г., а в суд он обратился 5 сентября 2020 г., то есть по истечении десяти дней с даты принятия решения о регистрации Абрамова С.А. кандидатом. Указанный срок восстановлению не подлежит, независимо от причин его пропуска.
Судебная коллегия не усматривает оснований сомневаться в правомерности выводов суда первой инстанции относительно адреса места жительства кандидата, квалификации и сведений о размере и источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату, так как данные выводы основаны на правильном применении норм материального права, на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, подробно изложены в мотивировочной части решения.
Вместе с тем, с выводами суда о том, что на день принятия ТИК г. Шатуры решения о регистрации Абрамова С.А. имелись все предусмотренные законом документы и о пропуске административным истцом срока обращения в суд, согласиться нельзя.
В силу подпункта «г» пункта 14.1 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 33 данного Федерального закона, представляет в организующую выборы избирательную комиссию нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа.
Пунктом 4 части 1 статьи 27 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» предусмотрено, что уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в части 2 статьи 23 данного Закона, не позднее чем за 50 дней до дня голосования представляет в избирательную комиссию, организующую выборы, нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании.
Согласно подпункту 5 пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» основными задачами Минюста России являются организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций.
Из содержания приведенных норм следует, что уполномоченным органом, ответственным за регистрацию политических партий, является Министерство юстиции Российской Федерации, а не налоговый орган, как ошибочно полагал суд первой инстанции.
Из материалов дела следует, что уполномоченный представитель избирательного объединения «Московское областное региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» Смирнова С.А. представила в качестве нотариально удостоверенной копии документа о государственной регистрации избирательного объединения свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 15 февраля 2013 г. (один документ на одном листе), что не отрицалось в судебном заседании Абрамовым С.А. и его представителем (л.д. 62, 68).
На запрос судебной коллегии Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области представило свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации Московское областное региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» от 14 сентября 2010 г., согласно которому решение о государственной регистрации некоммерческой организации при создании принято 19 июня 2002 г. Главным Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области, учетный № 5012060036.
Следовательно, для регистрации Абрамова С.А. кандидатом в ТИК г. Шатуры необходимо было представить свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации Московское областное региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» от 14 сентября 2010 г., выданное Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области и суд пришел к неправильному выводу о представлении в избирательную комиссию полного пакета документа.
Суждение суда о пропуске административным истцом срока обращения в суд также является ошибочно, поскольку положениями статьи 11.1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ предусмотрен порядок исчисления сроков, связанных с применением законодательства о выборах и референдумах, который не распространяется на исчисление процессуальных сроков, в том числе на сроки обращения в суд, правила исчисления которых установлены статьями 92, 93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, о чем разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Учитывая, что срок обращения в суд, предусмотренный частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является процессуальным, то суд должен был применить положения части 3 статьи 92 названного Кодекса, в соответствии с которой течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.
Следовательно, днем окончания срока обжалования решения ТИК г. Шатуры от 26 августа 2020 г. о регистрации Абрамова С.А. кандидатом в депутаты, исчисляемого с 27 августа 2020 г., является 5 сентября 2020 г. ? день отправления административного искового заявления Деянова А.Н. почтовой корреспонденцией, что подтверждается соответствующим штемпелем на конверте (л.д. 17).
Исходя из изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Шатурского городского суда Московской области от 17 сентября 2020 г. отменить, принять по административному делу новое решение. Административное исковое заявление Деянова Алексея Николаевича удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии г. Шатуры от 26 августа 2020 г. № 980 «О регистрации Абрамова Сергея Андреевича, выдвинутого избирательным объединением «Московское областное региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко», кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Шатура Московской области первого созыва по многомандатному избирательному округу № 1, на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Шатура, назначенных на 4 октября 2020 г.».
Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи