РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Георгиевск 20 марта 2014 года
Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Монастырского В.В.,
при секретаре Зарецком Ю.Ю.,
с участием:
прокурора Бош В.В.,
представителя ответчика Лавриненко Л.И.,
представителя третьего лица Бахшиян Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении зала судебного заседания Георгиевского городского суда Ставропольского края, расположенного по адресу: Ставропольский край, г.Георгиевск, ул.Калинина, д.10, гражданское дело по иску Георгиевского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Георгиевска Ставропольского края о признании бездействия незаконным и понуждении к исполнению обязанности,
у с т а н о в и л:
Георгиевский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Георгиевска Ставропольского края (далее – Администрация), в котором просит признать незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непринятии надлежащих мер по содержанию проезжей части автомобильной дороги на пересечении улиц <адрес>, № и <адрес> <адрес> края и обязать Администрацию устранить выявленные несоответствия ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» на указанных участках, а именно: восстановить дорожные знаки: 2.1 «Главная дорога» (1 шт.) и 8.13 «Направление главной дороги» на пересечении <адрес>, №№, и <адрес> и обеспечить дальнейшее содержание данного участка автодороги в состоянии, удовлетворяющем ГОСТ Р 50597-93 и ГОСТ Р 52289-2004.
В обоснование заявленных требований Георгиевский межрайонный прокурор указал, что в ДД.ММ.ГГГГ ОГИБДД МО МВД России «Георгиевский» проведено обследование улично-дорожной сети г.Георгиевска Ставропольского края, в результате которого было установлено, что участок автомобильной дороги на пересечении улиц <адрес> и <адрес> <адрес> края не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ») к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Согласно статьей 6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - ФЗ «О безопасности дорожного движения»), к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу положений статьи 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
ДД.ММ.ГГГГ ОГИБДД МО МВД России «Георгиевский» в адрес начальника МКУ «УЖКХ г.Георгиевска» было направлено предписание о необходимости принятия мер по устранению выявленных недостатков содержания автомобильной дороги на пересечении улиц <адрес>, №№, и <адрес> <адрес> края, а именно установления дорожных знаков 2.1 и 8.13 на указанном перекрестке в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения в предусмотренные ГОСТ Р 50597-93 и ГОСТ Р 52289-2004 сроки. Однако мер по устранению выявленных нарушений принято не было, в установленный срок предписание ОГИБДД МО МВД России «Георгиевский» не выполнено.
В судебном заседании помощник Георгиевского межрайонного прокурора Бош В.В. исковые требования поддержала по изложенным основаниям и просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации по доверенности Лавриненко Л.И. возражал против удовлетворения исковых требований прокурора и пояснил суду, что в результате обследования улично-дорожной сети г.Георгиевска Ставропольского края были выявлены несоответствия автомобильной дороги на пересечении улиц <адрес>, № и <адрес> <адрес> края требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», наличие которых он не оспаривает. Не оспаривает также обязанность Администрации, предусмотренную ФЗ «О безопасности дорожного движения» и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам в границах муниципального образования.
Распоряжением Администрации №728-р от 16.11.2011 в целях урегулирования отношений, связанных с решением задач в области жилищно-коммунального хозяйства на территории г.Георгиевска Ставропольского края, на МКУ «Управление ЖКХ г.Георгиевска» возложены полномочия муниципального заказчика в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обслуживания и реконструкции уличного освещения, ремонта и содержания дорог и тротуаров по исполнению муниципального заказа города в части организации договорных отношений с подрядными организациями вне зависимости от форм собственности с последующим технически надзором за производством работ, оказания услуг за счет средств бюджета г.Георгиевска.
ДД.ММ.ГГГГ ОГИБДД МО МВД России «Георгиевский» в адрес начальника МКУ «УЖКХ г.Георгиевска» было направлено представление о необходимости принятия мер по устранению выявленных недостатков по содержанию улично-дорожной сети на участке автомобильной дороги на пересечении улиц <адрес>, № и <адрес> <адрес> края, а именно о необходимости восстановления дорожных знаков в срок до 21.01.2014.
Однако до настоящего времени выявленные нарушения ни Администрацией, ни МКУ «Управление ЖКХ г.Георгиевска» не устранены, поскольку восстановление дорожных знаков осуществляется в соответствии с положениями Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», то есть путем проведения аукциона с последующим заключением муниципального контракта, а потому связано со значительными временными затратами. Считает, что при сложившейся ситуации неисполнение администрацией представления ОГИБДД МО МВД России «Георгиевский» нельзя признавать бездействием, так как оно связано только с невозможностью исполнения требования предписаний в установленные в них сроки и отсутствием финансов.
Представитель третьего лица МКУ «Управление ЖКХ г.Георгиевска» по доверенности Бахшиян Э.В. в разрешении исковых требований Георгиевского межрайонного прокурора полагалась на усмотрение суда.
Представитель третьего лица ОГИБДД МО МВД России «Георгиевский», извещенный о времени и месте слушания дела своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, отзыв на исковое заявление, ходатайств об отложении судебного заседания или рассмотрении дела в его отсутствие, доказательств уважительности своей неявки суду не представил.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что исковые требования Георгиевского межрайонного прокурора к Администрации подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Частью 2 статьи 45 Конституции РФ закреплено, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1 статьи 46 Конституции РФ).
Способы защиты гражданских прав предусмотрены статьей 12 ГК РФ, защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы граждан; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу части 1 статьи 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно статье 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В силу статьи 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу положений статьи 13 ФЗ «О безопасности дорожного движения» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших медицинских организаций, организаций связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.
Положениями пунктов 1 и 4 статьи 22 ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 30 ФЗ «О безопасности дорожного движения» федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется в целях обеспечения соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Требованиями пункта 5 части 1 статьи 14 и пункта 5 части 1 статьи 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К вопросам местного значения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений пунктов 1, 6, 10 части 1 статьи 13 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ») к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения.
В силу пункта 5 статьи 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Таким образом, обязанность организации дорожного движения в городе Георгиевске Ставропольского края, в том числе на спорных участках автодорог, лежит на органах местного самоуправления.
Пунктом 4 статьи 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Частью 4 статьи 17 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» установлено, что капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно статье 5 ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными направлениями обеспечения безопасности дорожного движения являются: координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; осуществление федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения. Перечень. и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения, предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 №221.
В соответствии с пунктом 4.1 ГОСТ Р 50597-93 автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной. в установленном порядке дислокацией.
Требования стандарта ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Как установлено судом, в декабре 2013 года ОГИБДД МО МВД России «Георгиевский» проведено обследование улично-дорожной сети г.Георгиевска, в результате которого было установлено, что участок автомобильной дороги на пересечении улиц <адрес> № и <адрес> <адрес> края не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», а именно: отсутствуют дорожные знаки: 2.1 «Главная дорога» и 8.13 «Направление главной дороги».
ДД.ММ.ГГГГ ОГИБДД МО МВД России «Георгиевский» в адрес начальника МКУ «Управление ЖКХ г.Георгиевска» были направлены представления о необходимости принятия мер по устранению выявленных недостатков по содержанию улично-дорожной сети на участке автомобильной дороги на пересечении улиц <адрес> № и <адрес> <адрес> края, путем установления дорожных знаков 2.1 (1 шт.) и 8.13 (1 шт.) в срок до 21.01.2014.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по содержанию дорог общего пользования в границах поселения лежит на органе местного самоуправления, то есть на администрации <адрес> края.
Доказательств, подтверждающих соответствие требованиям ГОСТ Р 50597-93 спорного участка дороги, ответчиком и третьем лицом в нарушение статьи 56 ГПК РФ суду не представлено, в связи с чем у суда имеются правовые основания для признания незаконным бездействия Администрации, выразившееся в непринятии надлежащих мер по содержанию проезжей части участка автомобильной дороги на пересечении улиц <адрес>, № и <адрес> <адрес> края незаконным.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 №402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, разделом 4 которой работы по установке недостающих дорожных знаков, нанесение вновь и восстановление изношенной вертикальной и горизонтальной разметки, в том числе на элементах дорожных сооружений, с удалением остатков старой разметки, к работам по содержанию автомобильных дорог.
Статьей 12 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в которые входит деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Часть 2 статьи 21 ФЗ «О безопасности дорожного движения» устанавливает, что разработка и проведение мероприятий по организации дорожного движения осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Принимая во внимание вышеуказанные положения действующего законодательства, суд приходит к выводу, что отсутствие дорожных знаков на территории спорных участков автодорог отрицательно сказывается на комплексной безопасности граждан <адрес> края, поскольку не обеспечивается надлежащая безопасность дорожного движения, профилактика дорожно-транспортных происшествий.
Проанализировав представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеприведенными положениями действующего законодательства, суд приходит к выводу о несоблюдении ответчиком требований законодательства по содержанию проезжей части автомобильных дорог, в связи с чем имеются основания для удовлетворения заявленных требований Георгиевского межрайонного прокурора о возложении на Администрацию обязанности на участке автомобильной дороги на пересечении улиц <адрес>, № и <адрес> <адрес> края - восстановить дорожные знаки 2.1 «Главная дорога» и 8.13 «Направление главной дороги», а также обеспечить дальнейшее содержание указанного участка автодороги в состоянии, удовлетворяющем ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
Согласно статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате решения вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения, связанных в ремонтом, реконструкцией автомобильных дорог.
Распоряжением Администрации №728-р от 16.11.2011 в целях урегулирования отношений, связанных с решением задач в области жилищно-коммунального хозяйства на территории г.Георгиевска Ставропольского края, на МКУ «Управление ЖКХ г.Георгиевска» возложены полномочия муниципального заказчика в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обслуживания и реконструкции уличного освещения, ремонта и содержания дорог и тротуаров по исполнению муниципального заказа города в части организации договорных отношений с подрядными организациями вне зависимости от форм собственности с последующим технически надзором за производством работ, оказания услуг за счет средств бюджета г.Георгиевска.
Решением думы города Георгиевска Ставропольского края №241-27 от 10.12.2013 создано Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Георгиевска и утверждено Положение о нем, в соответствии с которым функции по организации деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог местного значения, ремонту дорожных сооружений и элементов обустройства автомобильных дорог местного значения в границах города Георгиевска возложены на вновь созданное управление. Кроме того на Управление возложены полномочия муниципального заказчика в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обслуживания и реконструкции уличного освещения, ремонта и содержания дорог и тротуаров по исполнению муниципального заказа города в части организации договорных отношений с подрядными организациями вне зависимости от форм собственности с последующим технически надзором за производством работ, оказания услуг за счет средств бюджета г.Георгиевска Ставропольского края.
Таким образом, отсутствие финансовых средств само по себе не является основанием для неисполнения действующего законодательства в области дорожной деятельности, так как установленные законом требования направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения. Осуществление мероприятий в области дорожного хозяйства, в том числе по устранению недостатков дорожного хозяйства города, в частности, восстановление дорожных знаком, не свидетельствует о надлежащем выполнении ответчиком возложенных на него обязанностей по содержанию автомобильных дорог в состоянии, удовлетворяющем требованиям.
В судебном заседании представитель администрации г.Георгиевска наличие указанных нарушений и обязанность органа местного самоуправления по содержанию автомобильных дорог общего пользования в границах муниципального образования, по обеспечению их соответствия установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам признал.
Довод представителя Администрации о том, что при сложившейся ситуации неисполнение органом местного самоуправления предписаний ОГИБДД МО МВД России «Георгиевский» не является бездействием, поскольку обусловлено необходимостью заключения муниципального контракта, что предполагает проведение аукциона и требует значительных временных затрат, является несостоятельным и не может быть принят судом во внимание, поскольку данное обстоятельство не предусмотрено действующим законодательством РФ в качестве основания для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей.
В соответствии с частью 1 статьи 401 ГК РФ лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
По мнению суда, Администрация не проявила той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, и не предприняла все возможные меры для своевременного и надлежащего исполнения возложенной на нее обязанности.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковое заявление Георгиевского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц является обоснованным и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, Георгиевский городской суд Ставропольского края
р е ш и л:
Исковые требования Георгиевского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Георгиевска Ставропольского края о признании бездействия незаконным и понуждении к исполнению обязанности - удовлетворить.
Признать бездействие администрации г.Георгиевска Ставропольского края, выразившееся в непринятии надлежащих мер по содержанию проезжей части участка автомобильной дороги на пересечении улиц <адрес>, № и <адрес> <адрес> края незаконным.
Обязать администрацию г.Георгиевска Ставропольского края устранить выявленные недостатки улично-дорожной сети в границах г.Георгиевска Ставропольского края, а именно: на участке автомобильной дороги на пересечении улиц <адрес>, № и <адрес> <адрес> края - восстановить дорожные знаки 2.1 «Главная дорога» и 8.13 «Направление главной дороги», а также обеспечить дальнейшее содержание указанного участка автодороги в состоянии, удовлетворяющем ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Георгиевский городской суд Ставропольского края.
Судья
Георгиевского городского суда
Ставропольского края В.В. Монастырский