РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№2-1384/2014 года
09 сентября 2014 года
Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края
в составе:
Председательствующего, судьи ДИДИК О. А.
при секретаре МИХАЙЛОВОЙ А.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красникова А.П. к Смолдыревой О.М. и Смолдыреву С.Е. о признании сделки действительной и понуждении к регистрации перехода права собственности на объект недвижимости, по встречному иску о признании сделки недействительной, и по иску третьего лица Журба О.М. об истребовании имущества из чужого незаконного владения,
УСТАНОВИЛ:
Красников А.П. обратился в суд с иском к Смолдыревой О.М. и Смолдыреву С.Е. о признании сделки действительной и понуждении к регистрации перехода права собственности на объект недвижимости.
В обоснование своих требований Красников А.П. указал, что 9 июня 2014 года между ним и ответчиком Смолдыревым С.Е., от имени которого действовала Смолдырева О.М., заключен договор купли-продажи земельного участка и жилого строения на нем, расположенных по <адрес> При этом как указывает истец, он полностью оплатил стоимость земельного участка и строения на нем, однако ответчики уклоняются от регистрации перехода права собственности на данные объекты недвижимости, в связи с чем он и обратился в суд с настоящим иском.
Ответчик Смолдырева О.М., не признав иск, в свою очередь, заявила встречный иск о признании указанной сделки недействительной в силу ничтожности, обосновывая свое требование тем, что в оспариваемом договоре купли-продажи указанная стоимость данных двух объектов недвижимости в виде земельного участка и строения на нем, не соответствует действительности, и данное обстоятельство нарушает ее права.
Ответчик Смолдырев С.Е., не признав иск, предъявил встречное требование о признании указанной сделки недействительной по указанным выше основаниям.
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица Журба О.М., настаивая на признании вышеназванного договора купли-продажи недействительным, заявила самостоятельное требование об истребовании имущества из чужого незаконного владения. Обратившись с настоящим требованием, Журба М. указала, что решением Хостинского районного суда города, вступившим в законную силу, за ней признано право собственности на обязательную долю в наследственном имуществе наследодателя, умершей дочери, а именно право собственности на 1\2 долю спорных объектов недвижимости: земельный участок и жилое строение на нем. Как указывает Журба О.М., Сосина И.П., уже после состоявшегося решения суда, произвела отчуждение спорных объектов недвижимости в целом в пользу Смолдыревой О.М., которая затем, в свою очередь, произвела их отчуждение в пользу сына, а последний - в пользу настоящего истца по делу (Красникова А.П.).
В судебном заседании каждая из сторон настаивала на удовлетворении своих требований.
Суд, выслушав истца Красникова А.П., доводы его представителя, Смолдыреву О.М., представляющую свои интересы и интересы Смолдырева С., представителей третьего лица, а также представителя Сосиной И.П., исследовав письменные доказательства, находит подлежащими удовлетворению в полном объеме требования Журба О.М., требования Смолдырева С.Е. и Смолдыревой О.М. подлежащими удовлетворению в части, в удовлетворении остальных требований должно быть отказано.
К такому выводу суд пришел по следующим основаниям.
Относительно первоначальных требований Красникова А.П. о признании сделки действительной и понуждении к государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости и встречных требований Смолдырева С.Е. и Смолдыревой О.М. о признании данной сделки недействительной в силу ничтожности.
Из представленных суду доказательств следует, что Смолдыреву С.Е. на праве собственности принадлежит земельный участок номер № в садоводческом товариществе «Тюльпан» в Хостинском районе города Сочи, и жилого строения, расположенном на нем. При этом его права на указанные объекты недвижимости зарегистрированы в установленном порядке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 8 июля 2013 года ( л.д. 51 и 52).
В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Таким образом, с юридической точки зрения, формально, Смолдырев С.Е., являясь собственником указанных объектов недвижимости, вправе был принять решение об их отчуждении.
В соответствии с п. 1 ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.
Пункт 1 статьи 454, предусматривающий понятие договора купли-продажи, указывает на то, что по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Пункт 1 ст. 424 ГК РФ предусматривает, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
При чем в соответствии со ст. 432 ГКРФ цена договора является одним из существенных условий договора.
В исследуемом договоре купли-продажи от 9 июня 2014 года, заключенного между Красниковым А.П. , с одной стороны, и Смолдыревым С.Е., с другой стороны, в пункте 5 следует, что покупатель приобретает право собственности у продавца за указанные объекты недвижимости за 990 000 рублей.
Вместе с тем, в судебном заседании как Красников А.П.. так и Смолдырева О.М., которая, действуя от имени продавца с правом получения денег, пояснила, что фактически названные два объекта недвижимости проданы за четыре миллиона рублей.
Данное обстоятельство подтверждается и распиской сторон на л.д.9.
В соответствии с пунктом 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
При чем пункт 3 ст. 166 ГК РФ предусматривает, что требование о применении недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Таким образом, встречные требования Смолдыревой О.М. и Смолдырева С.Е. о признании договора купли-продажи, заключенного 9 июня 2014 года между Смолдыревым С.Е. и Красниковым А.П., недействительным в силу ничтожности подлежат удовлетворению.
Однако при этом, встречные требования Смолдырева С.Е. о понуждении Красникова А.П. к заключению сделки купли-продажи с указанием в данном договоре действительной цены отчуждаемых объектов недвижимости, и понуждении к регистрации перехода права собственности удовлетворению не подлежат.
Данные требования не подлежат в связи с тем, что суд пришел к выводу о том, что заявленные самостоятельные требования третьего лица, Журба О.М., являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с пунктом 2 ст. 61 ГПК обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как следует из материалов настоящего дела, объяснений сторон по делу. а также имеющихся в настоящем деле судебных решений по другим гражданским делам, относительно этих же двух объектов недвижимости, ДД.ММ.ГГГГ наступила смерть К..
Куценко Н.Н. при своей жизни., 7 октября 2010 года оставила завещание в пользу настоящего ответчика по требованию Журба О.М. – Сосиной И.П., при этом Куценко Н.Н. завещала данному лицу земельный участок и жилое строение, расположенные в садоводческом товариществе «Тюльпан» в Хостинском районе города Сочи.
Сосина И.П. приняла указанное наследственное имущество, и ей было выдано в установленном порядке свидетельство о праве на наследство по завещанию.
При этом ссылки на все исследованные и указанные выше письменные доказательства имеются в решениях суда, вступивших в законную силу ( л.д. с 71 по 83 тома 2).
Ранее, обратившись в нотариальную контору, мать умершей, третье лицо по настоящему делу, Журба О.М., отказалась от обязательной доли в указанном имуществе, завещанном Сосиной И.П..
Однако решением Хостинского районного суда города Сочи от 12 сентября 2012 года при разрешении гражданско-правового спора по иску Журба О.М. к Сосиной И.П. о признании недействительным заявления об отказе от обязательной доли, данный отказ признан недействительным ( л.д. 71).
Данное решение суда вступило в законную силу. При чем при разрешении данного гражданского дела в его разрешении принимали участие настоящие стороны по делу.
Другим решением Хостинского районного суда города Сочи от 12 апреля 2013 года ранее выданное Сосиной И.П. свидетельство о праве на наследство по завещанию, выданное ей 17 октября 2011 года ( л.д. 77 том 2), то есть до указанного выше решения суда, признано недействительным, поскольку суд пришел к выводу о том, что Журба О.М. имеет право на обязательную долю в имуществе, завещанных К. в пользу Сосиной И.П..
При чем при разрешении и указанного гражданско-правового спора данные стороны, участвующие в разрешении настоящего спора, также принимали участие. Указанное решение суда 12 апреля 2013 года вступило в законную силу после состоявшегося апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда ( л.д. 130 гражданского дела номер 2- 514\2013 года).
То есть из обстоятельств, установленных вступившими в законную силу судебных решений, следует вывод о том, что данными судебными постановлениями уже признано право Журба О.М. на обязательную долю в двух объектах недвижимости, завещанных наследодателем в пользу Сосиной И.П..
Таким образом, совокупность исследованных доказательств, а именно вступившие в законную силу два судебных решения, в соответствии с пунктом 2 ст. 61 ГПК РФ, – обязательны для настоящего суда, и освобождают стороны от доказывания изложенных выше обстоятельств.
Как следует из представленных доказательств, Сосина И.П., наследник К.., 20 октября 2011 года получила свидетельства о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок и жилое строение на нем. Эти сведения имеются в договоре купли-продажи от 14 сентября 2012 года, заключенного между Сосиной И.П. и первым покупателем спорных объектов недвижимости – Смолдыревой О.М. (копия договора имеется).
То есть, Сосина И.П., являясь стороной по гражданскому делу по иску Журба О.М. о признании недействительным отказа от обязательной доли, спустя два дня после состоявшегося 12 сентября 2012 года решения суда об удовлетворении требований Журба О.М. - а именно 14 сентября 2012 года произвела отчуждение земельного участка и строения на нем в пользу Смолдыревой О.М..
При чем, в ходе разрешения вышеназванного гражданского дела интересы Сосиной И.П. на всем протяжении его рассмотрения представлял Киселев П.А., который и в настоящее время представляет интересы Сосиной И.П..
Как пояснила в судебном заседании Смолдырева О.М., Киселев П.А. является ее бывшим супругом, брак между ними расторгнут в 2003 году, но до настоящего времени они поддерживают отношения.
Впоследствии Смолдырева О.М., достоверно точно зная о состоявшемся указанном выше судебном решении, вступившим в законную силу, и наличии другого судебного решения, от 12 апреля 2013 года ( л.д.77 том 2), удовлетворившим требования Журба О.М. о признании недействительным свидетельств о праве на наследство по завещанию, выданных Сосиной И.П., также вступившим в законную силу, после состоявшегося апелляционного определения вышестоящего суда от 4 июля 2013 года, - а именно 28 июня 2013 года производит отчуждение данных двух объектов недвижимости в пользу своего сына, Смолдырева С.Е., заключив с ним договор отступного (копия договора имеется).
Таким образом, все указанные лица, пользуясь возрастом Журба ОМ., которой исполнилось <данные изъяты>, ее юридической неграмотностью вследствие чего ею не были направлены в суд заявления о принятии по указанным делам обеспечительных мер в виде наложения ареста на спорные объекты недвижимости, за достаточно короткий временной промежуток, произвели несколько раз отчуждение данных объектов недвижимости. При этом, как указано выше в настоящем решении суда, представитель Сосиной И.П. – Киселев, Смолдырева О.М. и Смолдырев С.Е. - являются близкими людьми друг другу.
Как следует из представленных доказательств, ввиду затянувшихся судебных разбирательств, итогом которых стали два указанных судебных решения, вступивших в законную силу, Журба О.М. лишь 30 июня 2014 года получила свидетельства о праве на наследство по закону, копии которых имеются на л.д. 70 и 71, на 1\2 долю указанного выше земельного участка и 1\2 долю жилого строения на нем.
В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
При этом доводы представителя Журба О.М. о том, что наследственное имущество принадлежит наследнику с момента открытия наследства, а не с момента получения свидетельства о праве на наследство, основаны на законе, а именно на пункте 4 ст. 1152 ГК РФ.
Таким образом, Журба О.М. вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения, а именно из владения Смолдырева С.Е..
Вместе с тем требование Журба О.М. Об аннулировании регистрации по месту жительства Смолдырева С.Е. в указанном жилом строении, удовлетворению не подлежит, поскольку Журба О.М. является собственником лишь 1\2 доли данного жилого строения.
Другие встречные требования Смолдыревой О.М. и Смолдырева С.Е. удовлетворению не подлежат, поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении требований Журба О.М., а удовлетворение ее требований исключает удовлетворение требования о понуждении Красникова А.П. к заключению сделки купли-продажи указанных двух объектов недвижимости.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 209, 549, 424, 454 и ст. 167-168 ГК РФ, ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 780 ░░.░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ 09 ░░░░ 2014 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░.
░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. 1\2 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 780 ░░.░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░ 1\2 ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 780 ░░.░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░..
░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 17 ░░░. 020 ░░░░░░ 40 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.