Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 февраля 2018 года г. Самара
Волжский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Свиридовой О.А.,
при секретаре Баландиной М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-428/2018 по иску Администрации городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области к Макаровой О. С., Беляковой Л. П., ФИО 1 о выселении из жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения посредством заключения соглашения об изъятии жилого помещения и предоставлении жилого помещения взамен занимаемого,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области обратилась в суд с иском к Беляковой Л.П., Макаровой О.С., действующей также в интересах несовершеннолетнего ФИО 1 о выселении из жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, указав, что в на основании акта и заключения Межведомственной комиссии по признанию жилых домов (жилых помещений) муниципального жилищного фонда муниципального района Волжский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ и многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Вышеуказанный дом включен в государственную программу Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года, утвержденную Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно справке о зарегистрированных лицах № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной БУ «<данные изъяты>» в <адрес> зарегистрированы и проживают Макарова О.С., Белякова Л.П. и ФИО 1
Макарова О.С. и Белякова Л.П. являются собственниками указанной квартиры по 1/2 доле каждому.
В целях реализации вышеуказанной программы, Администрация городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области предложила ответчикам заключить соглашение об изъятии жилого помещения и предоставлении жилого помещения взамен изымаемого, однако ответчики не выразили согласия на заключение данного соглашения.
Ссылаясь на то, что проживание в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, представляет угрозу жизни и здоровью собственникам таких жилых помещений, истец просит выселить ответчиков из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с предоставлением им другого благоустроенного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> посредством заключения соглашения об изъятии жилого помещения и предоставлении жилого помещения взамен изымаемого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца Чернышов Г.В. заявленные требования поддержал, пояснил, что решение об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд не принималось.
Ответчики Белякова Л.П. и Макарова О.С., действующая также в интересах несовершеннолетнего сына ФИО 1, в судебном заседании исковые требования не признали, считают, что квартира не является равноценной, истцом не соблюдена процедура изъятия жилого помещения.
Помощник прокурора Волжского района Самарской области Цыганова Е.А. в судебном заседании полагала, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку истцом не соблюдена процедура изъятия жилого помещения.
Заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ответчикам Макаровой О.С. и Беляковой Л.П. на основании Договора передачи квартиры в собственность гражданам от ДД.ММ.ГГГГ № на праве общей долевой собственности, по 1/2 доли каждому, принадлежит квартира общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, о чем Управлением Росреестра по Самарской области выданы Свидетельства о государственной регистрации права собственности № и № от ДД.ММ.ГГГГ.
В данной квартире зарегистрированы Макарова О.С., Белякова Л.П. и ФИО 1, что подтверждается справкой, выданной БУ «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Заключением Межведомственной комиссии по признанию жилых домов (жилых помещений) муниципального жилищного фонда муниципального района Волжский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ и актом Межведомственной комиссии по признанию жилых домов (жилых помещений) муниципального жилищного фонда муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Вышеуказанный дом включен в государственную программу Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года, утвержденную Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В развитие названных конституционных положений Жилищный кодекс Российской Федерации в статье 32 (часть 10) указывает на то, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Для применения этих норм с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", необходимо установить соблюдение совокупности следующих обязательных условий, а именно: предъявлялось ли к собственникам жилых помещений требование о сносе дома в разумный срок за счет их собственных средств, изымался ли органом местного самоуправления земельный участок и каждое жилое помещение в указанном доме, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома.
В силу части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Согласно подпункту "и" пункта 20 приведенного выше Постановления Пленума требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Таким образом, из содержания указанных норм в их системной взаимосвязи и разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума, следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
На необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе его статьи 32, указывает и Федеральный закон от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", принятый в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий, определяющий правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда (статьи 2, 14, 16 названного Закона).
То обстоятельство, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу и включен в государственную программу Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года, утвержденную Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, не освобождает истца от соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства, в частности статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Из пояснений ответчиков следует, что они отказались подписать соглашение об изъятии жилого помещения и предоставлении жилого помещения взамен изымаемого ввиду несогласия с условиями переселения.
В деле отсутствуют доказательства того, что ответчику направлялось требование о сносе или реконструкции дома, а также что органом местного самоуправления принималось решение об изъятии земельного участка, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истцом не соблюдена процедура, предшествующая изъятию жилого помещения у собственника, при этом при отсутствии правовых оснований заявлены требования о понуждении к заключению соглашения об изъятии жилого помещения и предоставлении жилого помещения взамен занимаемого.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Администрации городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ,РЕШИЛ :
В удовлетворении исковых требований Администрации городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области к Макаровой О. С., Беляковой Л. П., ФИО 1 о выселении из жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения посредством заключения соглашения об изъятии жилого помещения и предоставлении жилого помещения взамен занимаемого отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение одного месяца.
Судья О.А. Свиридова