ПРИГОВОР
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 октября 2016 года г. Хабаровск
Краснореченский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - Седова Д.А., при секретаре – юристе 3 класса Дидковской И.М., с участием государственного обвинителя – помощника военного прокурора 57 военной прокуратуры гарнизона <данные изъяты> Дронь А.Н., потерпевшего <данные изъяты> ФИО7, подсудимого <данные изъяты> ФИО2, его защитника - адвоката ФИО5, представившей удостоверение ... и ордер ... от <дата>, рассмотрев в открытом судебном заседании, уголовное дело в отношении военнослужащего войсковой части ...
<данные изъяты> |
Рыбальченко А.К., родившегося <дата> в городе <адрес>, не судимого, женатого, имеющего ребенка 2014 года рождения, с высшим образованием, проходящего военную службу с <дата>, на офицерских должностях с <дата>, проживающего по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, |
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «д» ч. 2 ст. 335 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
<дата>, около 13 часов, в казарме батальона радиоэлектронной борьбы (с самолетными средствами) войсковой части ... в <адрес>, в присутствии других военнослужащих воинской части, <данные изъяты> Рыбальченко А.К., действуя умышленно, желая показать своё мнимое превосходство над военнослужащим одной с ним воинской части, нарушил требования ст. 16, 19, 67, 161 Устава Внутренней службы Вооруженных Сил РФ, а также ст. 3 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ об уважении чести и достоинства каждого, недопущении грубости и издевательств в отношении других военнослужащих, необходимости дорожить войсковым товариществом, применил насилие к не находящемуся с ним в отношениях подчиненности <данные изъяты> ФИО7, за отказ последнего выйти из канцелярии, толкнул последнего руками и нанес удар кулаком в лицо.
Своими действиями Рыбальченко А.К. унизил честь и достоинство ФИО7, причинил ему физическую боль, нравственные страдания, закрытую черепно-мозговую травму в форме сотрясения головного мозга, сопровождавшуюся временным нарушением функций органов и систем (временной нетрудоспособностью), продолжительностью свыше трех недель (более 21 дня) - средней тяжести вред здоровью.
Начальником Федерального государственного казенного учреждения «301 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации заявлен гражданский иск к Рыбальченко К.И. о взыскании 14478 рублей 96 копеек в счет в счет возмещения затрат на лечение потерпевшего ФИО7
В судебном заседании подсудимый Рыбальченко А.К. виновным себя в нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, при отсутствии между ними отношений подчинённости, как это установлено судом признал полностью и показал, что <дата>, около 13 часов, в казарме батальона радиоэлектронной борьбы (с самолетными средствами) войсковой части ... будучи недовольным тем, что прапорщик ФИО7, зайдя в канцелярию роты управления вмешался в его разговор с другим военнослужащим, неоднократно попросил последнего выйти из канцелярии, однако, тот выйти отказался. Далее он подошел к ФИО7 и толкнул его ладонями в правую часть тела, от чего потерпевший сел на пол. После этого ФИО7 резко встал с пола и, выражаясь нецензурно, направился в его сторону, в связи с чем, он предположил, что последний хочет нанести ему удар, в связи с чем, ударил последнего кулаком в лицо, от чего потерпевший сел на пол и потерял сознание. При применении насилия он понимал, что действует противоправно. В настоящее время он извинился перед потерпевшим и тот его простил, а также, добровольно возместил моральный вред, причиненный потерпевшему, заплатив ему 5000 рублей. Кроме того, он в полном объеме возместил затраты на лечение ФИО7 в военном госпитале.
Эти показания Рыбальченко А.К. подтверждаются протоколом явки с повинной (т.1, л.д. 181-182), протоколом следственного эксперимента (т. 1, л.д. 197-205), а также, протоколом очной ставки с ФИО7 (т.2, л.д. 60-63), согласно которым, последний подтвердил, что около 13 часов <дата> он толкнул ФИО7 и нанес тому удар в лицо и продемонстрировал свои действия.
Виновность подсудимого Рыбальченко А.К. в совершении инкриминируемого преступления подтверждается следующими доказательствами.
Так потерпевший ФИО7 показал, что около 13 часов <дата> в канцелярии роты управления казармы батальона радиоэлектронной борьбы войсковой части ... во время переодевания после физподготовки, он вмешался в разговор Рыбальченко А.К. с другим военнослужащим, высказывая свои суждения, а также, высказал несогласие с ранними высказываниями Рыбальченко А.К. в его адрес, в результате чего Рыбальченко А.К. в нецензурной форме потребовал от него выйти из канцелярии, на что он ответил, что переоденется и выйдет, это не понравилось Рыбальченко А.К. и тот, неоднократно повторил требование выйти, на что он не отвечал. Будучи не довольным его поведением, Рыбальченко А.К. подошел и толкнул его в правую часть тела, от чего он упал на пол, так, что верхняя часть его туловища оказалась на центральном проходе, при этом, при падении головой он не ударялся. Поднимаясь, он увидел, как Рыбальченко А.К. нанес ему удар кулаком в нижнюю челюсть.
От удара нанесенного Рыбальченко А.К., он испытал сильную боль и потерял сознание, ему было причинено сотрясение головного мозга.
В последующем, Рыбальченко А.К. принес ему свои извинения, и он его простил, а также, загладил моральный вред.
Кроме того, в своем письменном заявлении ФИО7 просил прекратить уголовное дело в отношении Рыбальченко А.К.
Эти показания ФИО7, подтвердил в ходе следственного эксперимента (т.1 л.д.219-224), а также, очной ставки с Рыбальченко А.К. (т.2, л.д. 60-63), в ходе которых пояснил, что <дата> около 13 часов, последний толкнул его, от чего он упал, а затем нанес удар кулаком в лицо, от чего он упал и потерял сознание, а также, продемонстрировал действия Рыбальченко А.К. соответственно.
В ходе очной ставки со свидетелями ФИО9 (т.2, л.д. 32-35) и ФИО8 (т.2, л.д. 25-28), потерпевший ФИО7, дал показания, аналогичные вышеизложенным, сообщив о применении Рыбальченко А.К. к нему насилия, при обстоятельствах, как они установлены судом.
Свидетели ФИО9 и ФИО8, в ходе предварительного расследования (т. 1, л.д. 225-229 и т.1, л.д. 154-157, т.2, л.д. 4-8 соответственно) каждый в отдельности показали, что около 13 часов <дата> в канцелярии роты управления батальона радиоэлектронной борьбы (с самолетными средствами), когда они и Рыбальченко А.К. обедая обсуждали исполнение <данные изъяты> ФИО19 служебных обязанностей, зашел прапорщика ФИО7 и стал переодеваться после физподготовки. ФИО7 вступил в их разговор приняв сторону Баринова, в ходе которого у того завязался разговор с Рыбальченко А.К. Последнему не понравилось, как отвечает потерпевший и он попросил его выйти из канцелярии, однако, ФИО7 ответил отказом. Тогда Рыбальченко А.К., неоднократно повторил просьбу, но ФИО7 не выходил. Рыбальченко А.К. не довольный тем, что ФИО7 не выходит, подошел и толкнул того в бок, от чего последний упал на пол, не ударившись при этом головой. Когда ФИО7 поднимался с пола, то стал нецензурно выражаться в адрес Рыбальченко А.К., тогда последний нанес ФИО7 удар кулаком в лицо, тот упал и потерял сознание.
Эти показания свидетели ФИО9 и ФИО8, каждый в отдельности, подтвердили в ходе следственных экспериментов (т.1, л.д. 230-239 и т.2 л.д. 12-21 соответственно) показав, что около 13 часов <дата> в канцелярии роты управления Рыбальченко А.К. не довольный тем, что ФИО7 не вышел из канцелярии, толкнул того в бок, от чего потерпевший упал на пол, а когда тот стал подниматься, нанес удар в лицо, а также продемонстрировали действия Рыбальченко А.К.
В ходе очной ставки с потерпевшим ФИО7, ФИО9 (т.2, л.д. 32-35) и ФИО8 (т.2, л.д. 25-28) дали показания, аналогичные вышеизложенным, сообщив о применении Рыбальченко А.К. насилия к ФИО7, при обстоятельствах, как они установлены судом.
Свидетель ФИО10, в ходе предварительного расследования (т.2, л.д. 22-24), показал, что <дата>, от ФИО7 ему стало известно, что около 13 часов <дата> в канцелярии роты управления Рыбальченко А.К. не довольный тем, что ФИО7 не вышел из канцелярии, толкнул того в бок и нанес удар в лицо от чего тот потерял сознание.
Свидетель ФИО11, в ходе предварительного расследования (т.2, л.д. 57-59), показала, что <дата> около 13 часов 40 минут в медицинском пункте войсковой части ... ею был осмотрен прапорщик ФИО7, который выражая жалобы на боль в нижней челюсти сообщил, что ему нанес удар кулаком <данные изъяты> Рыбальченко А.К.
Согласно заключению судебно-медицинского эксперта ... от <дата> (т.1 л.д. 39-43), у ФИО7 при его поступлении в неврологическое отделение ФГКУ «301 ВКГ» МО РФ <дата> в 13 часов 45 минут, имело место закрытая черепно-мозговая травма в форме сотрясения головного мозга. Травма головы причинена действием тупого твердого предмета, какими могли быть кулак, предметы окружающей обстановки. Местом приложения травмирующей силы могла быть любая из поверхностей головы. Видом травмирующего воздействия был удар, при этом, весь объем травмы образовался минимум от одного удара в область головы. Клиническое течение закрытой черепно-мозговой травмы у ФИО7, свидетельствует о причинении травмы головы пострадавшему незадолго (часы, 1-2 суток) до госпитализации, что могло иметь место <дата> при обстоятельствах, указанных в постановлении. Тупая травма головы у ФИО7 могла образоваться и от удара в область нижней челюсти кулаком, и от падения на плоскость с сопутствующим ударом головой об окружающие предметы, и от совокупности указанных травмирующих воздействий. Общая длительность расстройства здоровья у ФИО7 составила 29 дней. Закрытая черепно-мозговая травма в форме сотрясения головного мозга у ФИО7, сопровождалась временным нарушением функций органов и систем (временной нетрудоспособностью), продолжительностью свыше трех недель (более 21 дня) и, по этому признаку, относится к средней тяжести вреду здоровью. Диагностированные у ФИО7 сопутствующие хронические заболевания не находятся в прямой причинно-следственной связи с внешним травмирующим воздействием в область головы.
Оценив заключение эксперта в совокупности с показаниями потерпевшего ФИО7, свидетелей ФИО9 и ФИО8 в части того, что при падении от толчка Рыбальченко А.К., потерпевший головой не ударялся, суд приходит к выводу о том, что закрытая черепно-мозговая травма Ляуферу К.И. была причинена в результате нанесения Рыбальченко А.К. удара в лицо.
Комиссия экспертов психиатров в своем заключении ... от <дата> (т.1, л.д. 211-216) указала, что Рыбальченко А.К. какими-либо психическими расстройствами ранее не страдал и не страдает ими в настоящее время. В момент совершения инкриминируемого ему деяния он не находился в состоянии какого-либо временного болезненного расстройства психической деятельности. По этому, Рыбальченко А.К., как психически здоровый и не обнаруживающий признаков какого-либо временного болезненного расстройства психической деятельности, в период содеянного им мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и мог руководить ими. В настоящее время он также может осознавать фактический характер своих действий, может правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение по делу, давать показания по их существу, знакомиться с материалами уголовного дела на предварительном следствии, принимать участие при рассмотрении его дела в суде. В применении принудительных мер медицинского характера не нуждается. В настоящее время по своему психическому состоянию Рыбальченко А.К. годен к военной службе.
Оценив данное заключение экспертов в совокупности с другими исследованными доказательствами, суд признаёт Рыбальченко А.К. вменяемым.
Согласно заключению военно-врачебной комиссии от <дата> ...т, Рыбальченко А.К. годен к военной службе.
Показания потерпевшего ФИО7, свидетелей ФИО9, ФИО8, ФИО10, ФИО11, а также самого Рыбальченко А.К., в части применения последним насилия к ФИО7 <дата>, а также последствий его применения соответственно, которые являются последовательными, не противоречащими друг другу, объективно согласующимися между собой, заключением эксперта, а также с другими доказательствами по делу, суд признает достоверными и кладет в основу приговора.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что поскольку, около 13 часов <дата> в казарме батальона радиоэлектронной борьбы (с самолетными средствами) войсковой части ..., <данные изъяты> Рыбальченко А.К., умышленно, желая показать своё мнимое превосходство над военнослужащим одной с ним воинской части, нарушил требования ст.ст. 16, 19, 67, 161 Устава Внутренней службы Вооруженных Сил РФ, а также ст. 3 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ об уважении чести и достоинства каждого, недопущении грубости и издевательств в отношении других военнослужащих, необходимости дорожить войсковым товариществом, применил насилие к не находящемуся с ним в отношениях подчиненности прапорщику ФИО7, за отказ выйти из канцелярии, толкнул последнего руками и нанес удар кулаком в лицо, причинив закрытую черепно-мозговую травму в форме сотрясения головного мозга, сопровождавшуюся временным нарушением функций органов и систем (временной нетрудоспособностью), продолжительностью свыше трех недель (более 21 дня) - средней тяжести вред здоровью, суд такие его действия квалифицирует как преступление, предусмотренное п. «д» ч. 2 ст. 335 УК РФ.
Согласно ст. 5 Закона «О материальной ответственности военнослужащих» военнослужащие, умышленные действия которых повлекли затраты на лечение пострадавших в результате этих действий в военно-медицинских учреждениях, возмещают ущерб в полном размере.
В соответствие с п. 11 ч. 4 ст. 44 УПК РФ, гражданский истец вправе отказаться от предъявленного им гражданского иска.
В соответствие с ч. 5 вышеуказанной статьи, отказ от гражданского иска влечет за собой прекращение производства по нему.
Из заявления начальника Федерального государственного казенного учреждения «301 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации ФИО18 от <дата>, а также, приложенного к нему платежного поручения ... следует, что он отказывается от заявленного гражданского иска к Рыбальченко К.И. о взыскании 14478 рублей 96 копеек в счет в счет возмещения затрат на лечение потерпевшего ФИО7, поскольку, в досудебном порядке последний в полном объеме возместил причиненный вред.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о необходимости прекратить производство по иску начальника Федерального государственного казенного учреждения «301 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании с Рыбальченко К.И. 14478 рублей 96 копеек.
При назначении наказания Рыбальченко А.К. военный суд учитывает в соответствии с п. «г», «и», «к» ч.1 ст.61 УК РФ в качестве смягчающих обстоятельств наличие у него малолетнего ребенка, его явку с повинной, добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления.
Кроме того, суд принимает во внимание, что подсудимый к уголовной ответственности привлекается впервые, признался и раскаялся в содеянном, потерпевший его простил и просил прекратить в отношении него уголовное дело, по службе и до неё характеризуется положительно, награжден ведомственным знаком отличия - медалью «За отличие в военной службе» III степени, а также грамотами и благодарностями.
С учётом вышеизложенного, данных о личности виновного военный суд приходит к выводу о необходимости назначения Рыбальченко А.К. наказания предусмотренного санкцией ч.2 ст. 335 УК РФ в виде лишения свободы, однако, находит возможным исправление Рыбальченко А.К. без реального отбывания наказания и считает целесообразным применить в отношении него положения ст.73 УК РФ, назначив ему условное осуждение.
При этом, суд считает необходимым возложить на Рыбальченко А.К. обязанность не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за его поведением.
С учётом фактических обстоятельств преступления и степени его общественной опасности, военный суд не находит оснований для изменения в соответствии с ч.6 ст.15 УК РФ категории преступления, совершённого подсудимым.
Учитывая, что обстоятельства, которые явились основанием для избрания в отношении Рыбальченко А.К. меры пресечения – подписки о невыезде и надлежащем поведении – не изменились, указанную меру пресечения до вступления приговора в законную силу, следует оставить без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 307, 308 и 309 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Признать Рыбальченко А.К. виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «д» ч. 2 ст. 335 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 6 (шесть) месяцев.
В соответствии со ст. 73 УК РФ назначенное Рыбальченко А.К. наказание в виде лишения свободы считать условным с испытательным сроком 1 (один) год, в течение которого условно осужденный должен своим поведением доказать свое исправление.
Возложить на условно осужденного Рыбальченко А.К. обязанность не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за его поведением.
Производство по иску начальника Федерального государственного казенного учреждения «301 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании с Рыбальченко К.И. 14478 (четырнадцать тысяч четыреста семьдесят восемь) рублей 96 копеек прекратить.
Меру пресечения в отношении Рыбальченко А.К. – подписку о невыезде и надлежащем поведении, до вступления приговора в законную силу, оставить без изменения.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Дальневосточного окружного военного суда через Краснореченский гарнизонный военный суд в течение 10 суток со дня его постановления.
В случае направления уголовного дела в судебную коллегию по уголовным делам Дальневосточного окружного военного суда для рассмотрения в апелляционном порядке осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в заседании суда апелляционной инстанции, поручить осуществление своей защиты избранному им защитнику, отказаться от защитника либо ходатайствовать перед судом апелляционной инстанции о назначении ему защитника.
Председательствующий по делу Д.А. Седов
Секретарь судебного заседания И.М. Дидковская