Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
12 сентября 2023 года г. Самара
Советский районный суд г. Самары в составе:
судьи Никитиной С.Н.,
при секретаре судебного заседания Жирухиной Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2574/23 по административному исковому заявлению МИФНС России № 23 по Самарской области к Талановой А.А, о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России №23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Талановой А.А. о взыскании недоимки по обязательным платежам на общую сумму 2954,35 рублей, в том числе: по транспортному налогу ОКТМО 36701345 за 2017 год в размере 2320 рублей, пени в размере 37 рублей 51 копейка за период с 04.12.2018 по 06.02.2019, за 2017 год пени в размере 91 рубль 87 копеек за период с 04.12.2018 по 08.02.2019, за 2014 год пени в размере 24 рубля 35 копеек за период с 02.12.2015 по 08.07.2019, за 2012 год пени в размере 480 рублей 62 копейки за период с 02.12.2015 по 08.07.2019, ссылаясь на то, что Таланова А.А. является плательщиком транспортного налога за 2012, 2014, 2017 год в связи с наличием объектов налогообложения: автомобиль ВАЗ2121, г/н №, автомобиль ВАЗ21093, г/н №, автомобиль ВАЗ21140, г/н №, автомобиль ВАЗ21102, г/н №, автомобиль РЕНОSYMBOL4AU1493, г/н №. В установленный срок должник не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговом уведомлении сумм налогов, в связи с чем, налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, в случае неисполнения указанного требования налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога.
Представитель административного истца МИФНС России № 23 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в административном иске просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Таланова А.А. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пунктом 2 статьи 52 НК РФ предусмотрено, что налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, в котором помимо прочего указывается об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, с указанием размера пеней, начисленных на момент направления требования.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неполученную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу ст. 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК Российской Федерации. Согласно положениям ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Законодатель также установил порядок взыскания недоимки, пеней в судебном порядке. В частности, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней с учетом особенностей, установленных ст. 48 НК РФ.
В соответствии с Главой 28 НК РФ, законом Самарской области от 06.11.2002 N 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области» должник является налогоплательщиком транспортного налога.
В силу абз. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Пунктом 2 ст. 359 НК РФ установлено, что в отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.Пунктом 1 ст. 361 НК РФ определено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Статьей 2 закона Самарской области от 06.11.2002 N 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области» установлены ставки транспортного налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (73,55 кВт) включительно в размере 16.
Судом установлено, что согласно ответу на запрос из УМВД России по г. Самаре от 14.07.2023 Талановой А.А. в период 2012, 2014, 2017г. принадлежали транспортные средства:
- РЕНОSYMBOL4AU1493, г/н № с мощностью двигателя 75 л.с. (с 25.04.2008 по настоящее время), расчет налога за 2017 год: 75 (налоговая база) * 16 (налоговая ставка) = 1200 рублей;
- ВАЗ21102, г/н № с мощностью двигателя 71,3 л.с. (с 220.11.2014 по 03.11.2016);
- ВАЗ21140, г/н № с мощностью двигателя 76 л.с. (с 15.05.2014 по 09.12.2014);
- ВАЗ2121, г/н № с мощностью двигателя 72 л.с. (до 30.04.2013);
- ВАЗ21093, г/н № с мощностью двигателя 70 л.с. (с 13.03.2014 по настоящее время), расчет налога за 2017 год: 70 * 16 = 1120 рублей.
Из материалов дела следует, что налоговым органом Талановой А.А. выставлено налоговое уведомление № 55847348 от 23.08.2018, в котором сообщалось о необходимости уплаты транспортного налога за 2017 год в размере 2320 рублей в срок до 03.12.2018.
В связи с непоступлением оплаты налоговым органом в предусмотренный законом срок административному ответчику было направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) № 12139 по состоянию на 05.02.2019, в котором сообщалось о необходимости уплаты транспортного налога за 2017 год в размере 2320 рублей, пени в сумме 37,51 рублей в срок до 02.04.2019;
требование № 48205 по состоянию на 09.07.2019 об уплате пени по транспортному налогу в размере 480,62 рублей, пени по транспортному налогу в сумме 91,87 рублей, пени по транспортному налогу в размере 241,16 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 634,37 рублей в срок до 01.11.2019.
Расчет пени судом проверен, является верным (л.д. 9-11).
Из расчета л.д. 9 следует, что пени по транспортному налогу за 2017 год по требованию № 12139 начислены за период с 04.12.2018 по 04.02.2019.
В материалах дела имеется подтверждение направления требований об уплате налога в соответствии со ст.70 НК РФ путем отправки заказной почтовой корреспонденции (л.д. 15-16).
Поскольку общая сумма недоимки по требованиям превысила 3000 рублей, шестимесячный срок на обращение в суд, предусмотренный п. 2 ст. 48 НК РФ, истекал с учетом выходных и праздничных дней 06.05.2020.
В связи с тем, что оплата налогов и пени в добровольном порядке не поступила, 18.05.2020 МИФНС России № 18 по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка №22 Куйбышевского судебного района г. Самары Самарской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Талановой А.А. недоимки по транспортному налогу за 2012, 2014, 2017 год в размере 2320 рублей, пени в размере 634,35 рублей.
22.05.2020 мировым судьей судебного участка №22 Куйбышевского судебного района г.Самары Самарской области вынесен судебный приказ №2а-825/2020, которым взыскана указанная выше задолженность.
Определением мирового судьи судебного участка №22 Куйбышевского судебного района г.Самары Самарской области от 04.04.2023 судебный приказ №2а-825/2020 от 22.05.2020 был отменен.
На момент обращения к мировому судье срок обращения в суд, предусмотренный п. 2 ст. 48 НК РФ, по требованиям № 12139, 48205 был пропущен налоговым органом.
12.05.2023 административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным иском, таким образом, шестимесячный срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, предусмотренный для обращения в суд положениями п. 3 ст. 48 НК РФ, ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административным истцом не пропущен.
Между тем, исходя из положений ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска. Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, в нем должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин.
Согласно п.20 Постановления Пленума Верховного суда РФ №41 и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ №9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога /сбора, пени/ за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента-физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 ст. 48 или пунктом 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Однако суду не представлены доказательства, подтверждающие уважительность причин пропуска срока.
При таких обстоятельствах, суд не может счесть пропуск процессуального срока для подачи данного административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, уважительным, следовательно, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению.
Исходя из положений ч. 5 ст. 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Установив данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления МИФНС России № 23 по Самарской области к Талановой А.А, о взыскании недоимки по транспортному налогу ОКТМО 36701345 за 2017 год в размере 2320 рублей, пени в размере 37 рублей 51 копейка за период с 04.12.2018 по 04.02.2019, за 2017 год пени в размере 91 рубль 87 копеек за период с 04.12.2018 по 08.02.2019, за 2014 год пени в размере 24 рубля 35 копеек за период с 02.12.2015 по 08.07.2019, за 2012 год пени в размере 480 рублей 62 копейки за период с 02.12.2015 по 08.07.2019 – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самары в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 26.09.2023 года.
Судья: