РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июня 2012 года Курагинскии районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Рылова А.Г.,
с участием старшего помощника прокурора Варыгина Р.С,
при секретаре Балашовой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора Курагинского района в интересах неопределенного круга лиц к
администрации Курагинского района о возложении обязанности по устранению
требований санитарно-эпидемиологического и жилищно-коммунального
законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Курагинского района обратился в суд с иском к администрации Курагинского района об устранении нарушений требований о возложении обязанности по устранению требований санитарно-эпидемиологического и жилищно-коммунального законодательства, мотивируя тем, что 26 марта 2012 года прокуратурой совместно с представителями территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Курагинском районе проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического и жилищно-коммунального законодательства в здании общежития, расположенного по адресу: <адрес> и прилегающей территории.
В ходе проведения проверки установлено, что здание данного
общежития состоит из 24 жилых комнат, в которых в настоящее время проживают
жители в том числе малолетние дети. Здание общежития разбито на два крыла. В
одном расположено 8 жилых комнат, во втором 16 жилых комнат. Разделено
общежитие на два крыла самими жителями путем создания деревянной
перегородки. В каждое крыло имеется отдельный вход и выход. Также в здании
общежития имеется дополнительный выход, который закрыт самими жителями
общежития.
Согласно выписке кз реестра муниципальной собственности данное здание
находится в собственности муниципального образования Курагинскии
район.
Проверкой выявленоы нарушения требований части 1. ст.24 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 года Ш 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и СП 2,1.2.2844-11 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройств)/, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений», а именно:
Территория общежития не благоустроена, подъезды к зданию и пешеходные дорожки не имеют твердого покрытия, что не соответствует нормативным требованиям п. 2.3 СП 2.1.2.2844-11;
На территории общежития не предусмотрена и не оборудована специальная контейнерная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, огражденная по периметру с трех сторон и имеющая подъезд для автотранспорта на расстоянии не менее 20,0 метров от здания общежития и детской игровой площадки, что не соответствует требованиям п. 2.4 СП 2.1.2.2844-11;
В общежитии отсутствуют помещения общего пользования, а именно: умывальные помещения, построчные, гладильные, комнаты для сушки белья, кухни, помещение для хранения и обработки уборочного инвентаря, в помещениях общего пользования (коридоры) полы, стены, потолок требуют проведения капитального ремонта - полы имеют дефекты, на момент проверки выявлено антисанитарное состояние данных помещений, что не соответствует требованиям п. 3.1 СП 2.1.2.2844-11;
Здание общежития не оборудовано централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, канализации, не предусмотрено устройство систем подогрева воды, что не соответствует требованиям п.4.1.1. СП2.1.2.2844-11;
Места общего пользования (коридоры) не обеспечены искусственным освещением, что является нарушением п, 4.3.2. СП 2.1.2.2844-11;
Помещения общего пользования (коридоры) находятся в
антисанитарном состоянии (наличие человеческих экскрементов, неприятного запаха, грязи), ежедневная влажная уборка не проводится, что противоречит требованиям п. 5.1 СП 2.1.2.2844-11;
При проверки территории выявлена несанкционированная свалка бытового мусора на площади 25,0 м, расположенная с западной стороны территории общежития, т.е. имеется свободный доступ переносчикам инфекций - грызунам, собакам, что в дальнейшем может привести к возникновению массовых инфекционных заболеваний среди проживающего в общежитии населения, особенно детского (игровая площадка расположена в 1,0 метре от свалки мусора), что является нарушением части 2. ст. 21; части 2ст.2.21 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.2 СП № 4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».
В связи с угрозой жизни и здоровью проживающих в общежитии граждан прокурор просил возложить обязанность на ответчика по устранению в течение месяца выявленных нарушений закона.
В судебном заседании представитель прокуроры Варыгин Р.С. исковые требования поддержал в полном объеме, обосновав их изложенными в заявлении доводами. Дополнительно пояснил, что обследованное помещение по его мнению является общежитием, так как вводилось в эксплуатацию именно как молодежное общежитие. Об этом же свидетельствует и выданная администрацией района первоначальная выписка из реестра муниципальной собственности. За время нахождения общежития в муниципальной собственности Курагинского района с ноября 2010 года, после возврата его от администрации п.Курагино никакого обслуживания дома со стороны его собственника не осуществлялось, нормы санитарно-эпидемиологического законодательства нарушены, антисанитарные условия, что негативно влияет на проживание в здании людей. Просил иск удовлетворить в полном объеме
Представитель ответчика Верстина Н.С., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора не признала. Пояснила, что о проведении проверки они не были уведомлены надлежащим образом, Кроме того, проверяемое здание является многоквартирным домом, а не общежитием, как указывает прокурор. В соответствии с Постановлением администрации Курагинского района от 01.09,1994 года № 529-п в муниципальную собственность района было принято спорное здание как многоквартирный дом, ранее являвшийся ведомственным объектом жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно статье 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации1" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются кормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Спорное здание было принято в муниципальную собственность от муниципального учреждения, с большинством жильцов заключены договоры именно социального найма квартир, что свидетельствует о статусе данного дома как многоквартирного. На это же указывает и приватизация квартиры № 1? в указанном здании жильцом Е***. Статус общежития спорному зданию уполномоченными на то органами не присваивался техническая документации отсутствует. Направленная прокурору района информация 12.03.2012 года с выпиской из реестра муниципальной собственности района, где указывается спорном здании как общежитии, ошибочна, поскольку специалист, подготовивший выписку, с реестром не сверялся, о чем было сообщено прокурору района 12.04.2012 года. Администрацией района каких-либо работ, в том числе по исполнению требований санитарно-эпидемиологического и жилищно-коммунального хозяйства, в вышеуказанном многоквартирном жилом доме не проводилось. Поскольку в иске прокурору спорное здание указывается как общежитие, к которому применяются иные требования санитарно-эпидемиологического и жилищно-коммунального хозяйства, а так же с учетом допущенных нарушений в ходе самой проверки, просила в удовлетворении требований отказать.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, Сайитарно-эпидемиологические требования представляют собой обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств,, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В силу ст. 11 Закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу ч.1 ст. 24 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-
эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации
производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования
и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические
(профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека
условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям: является соответственно государственной и муниципальной собственностью Данное имущество может закрепляться на праве оперативного управления за муниципальными и государственными предприятиями.
Судом установлено, что 26 марта 2012 года прокуратурой Курагинского района совместно с представителем территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскогму краю в Курагинском районе проведена
проверка санитарно-эпидемиологического и жилищно-коммунального
законодательства в здании общежития расположенном по адресу: <адрес>
В ходе проведения проверки в вышеуказанном здании выявлены следующие нарушения требований санитарно-эпидемиологического и жилищно-коммунального законодательства:
-территория общежития не благоустроена, подъезды к зданию и пешеходные дорожки не имеют твердого покрытия, что не соответствует нормативным требованиям п. 2.3 СП 2.1.2.2844-11;
-на территории общежития не предусмотрена и не оборудована специальная контейнерная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, огражденная по периметру с трех сторон и имеющая подъезд для автотранспорта на расстоянии не менее 20,0 метров от здания общежития и детской игровой площадки, что не соответствует требованиям п, 2.4 СП 2.1.2.2844-11;
-в общежитии отсутствуют помещения общего пользования, а именно: умывальные помещения, построчные, гладильные, комнаты для сушки белья, кухни, помещение для хранения и обработки уборочного инвентаря, в помещениях общего пользования (коридоры) полы, стены, потолок требуют проведения капитального ремонта - полы имеют дефекты на момент проверки выявлено антисанитарное состояние данных помещений, что не соответствует требованиям п. 3.1 СП 2.1.2.2844-11;
-здание общежития не оборудовано централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, канализации, не предусмотрено устройство систем подогрева воды, что не соответствует требованиям п.4.1.1. СП 2.1.2.2844-11;
-места общего пользования (коридоры) не обеспечены искусственным освещением, что является нарушением п. 4,3.2. СП 2,1.2.2844-11;
-помещения общего пользования (коридоры) находятся в
антисанитарном состоянии (наличие человеческих экскрементов.
неприятного запаха, зловония, грязи), ежедневная влажная уборка не проводится, что противоречит требованиям п. 5Л СП 2,1.2.2844-11;
-при проверки территории выявлена несанкционированная свалка бытового мусора на площади 25,0 м. расположенная с западной стороны территории общежития, т.е. имеется свободный доступ переносчикам инфекций - грызунам, собакам, что в дальнейшем может привести к возникновению массовых инфекционных заболеваний среди проживающего в общежитии населения, особенно детского (игровая площадка расположена в 1,0 метре от свалки мусора), что является нарушением части 2, ст. 21; части 2ст.2.21 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.2 СП № 4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».
Оценивая доводы, представителя ответчика о недопустимости акта прокурорского проверки как: доказательства, суд находит их несостоятельными по нижеследующим доводам.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 17.01.1992 года Кк 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора органов прокуратуры является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления,, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления, общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
При осуществлении возложенных на него функций прокурор, согласно ст. 27 указанного Федерального закона использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.
На основании статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на
территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего
Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять
исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о
фактах нарушения закона;
-требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и
обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
Кроме этого, в соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ положения указанного федерального закона не применяются при осуществлении прокурорского надзора, в связи с чем, суд не усматривает нарушений прав администрации Курагинского района, в части не участия в проведении проверки, а равно и оснований для признания акта прокурорского проверки недопустимым доказательством.
Вышеуказанное жилое здание с 16.11.2010 года (с момента принятия постановления администрации Курагинского района № 137-п от 16.11.2010 года.) находится в муниципальной собственности муниципального образования Курагинский район, что подтверждается представленными выписками из реестра муниципальной собственности и не оспаривается представителем ответчика.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что администрацияКурагинского района, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, в силу ст. 210 ГК РФ несет бремя содержания здания, расположенного в <адрес>.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебное заседание представителем ответчика не представлено объективных доказательств возложения бремени содержания спорного жилого здания на иных лиц в силу закона или договора, а равно и доказательств отсутствия нарушений требований санитарно-эпидемиологических и жилищно-коммунальных норм в спорном жилом здании, выявленных прокуратурой либо доказательств их исполнения или невозможности такового.
Изложенные нарушения создают угрозу жизни и здоровья граждан. проживающих в здании <адрес>, в связи с чем суд полагает, что требование прокурора об устранении нарушений к администрации Курагинского района основаны на нормах закона.
В соответствии со ст. 94 Жилищного кодекса РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
На основании п. 4 Постановления Совмина РСФСР от 11.08.1998 года № 328 «Об утверждении примерного положения об общежитиях» жилые дома, предназначенные под общежития, регистрируются в качестве общежитий в исполнительном комитете районного Совета народных депутатов.
В судебном заседании установлено, что 25 сентября 1989 года спорное здание было принято в эксплуатацию как молодежное общежитие на 50 койко- мест.
Постановлением администрации № 529-п от 01.09.1994 года JN« 529-п «Об утверждении перечней передачи ведомственных объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурного назначения в муниципальную собственность» спорное здание принято в муниципальную собственность как жилой 22-квартирный дом без указания его статуса в качестве общежития. Не представлено сторонами и каких-либо решений уполномоченных на то органов оо определении спорного дома в качестве общежития к в последующем.
Согласно сведений от 13.04,2012 года Курагинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» по Красноярскому краю здание расположенное по адресу <адрес> состоит на техническом учете как жилое здание.
С учетом того, что жилые помещения в спорком здании предоставляются гражданам без целевого предназначения (учеба, работа и т.д.) на условиях договоров социального найма в качестве квартир на неопределенный срок, то суд приходит к выводу, что спорное здание является многоквартирным жилым домом.
Суд считает1, что не имеет принципиального правового значения доводы истца о том что указанное здание не является общежитием, поскольку права жильцов на благоприятное проживание в соответствии с нормами СанПин в спорном жилом помещении, нарушаются бездействием собственника здания.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора к администрации Курагинского района об устранении нарушений требований санитарно-эпидемиологического и жилищно-коммунального законодательства, выявленных на момент проведения проверки
Обсуждая требуемый прокурором срок для устранения нарушений - один месяц со дня вступления решения суда в законную силу, суд с учетом характера нарушений, незначительности объеме работ по их устранению, находит указанный срок разумным. При этом суд так же учитывает, что ответчиком в ходе судебного заседания не указывалось о невозможности исполнения решения суда в данный срок и не предоставлялось соответствующих доказательств в обоснование данной позиции.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора Курагинского района удовлетворить.
Обязать администрацию Курагинского района устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического и жилищно-коммунального законодательства в жилом здании, расположенном по адресу; <адрес>;
- произвести благоустройство территории общежития; подъезды к
зданию и пешеходные дорожки выполнить из твердого покрытия в соответствии с требованиями п. 2.3 СП 2.1.2.2844-11;
- на территории общежития оборудовать специальную контейнерную
площадку с бетонным или асфальтовым покрытием. Огородить указанную площадку по периметру с трех сторон и создать подъезд для автотранспорта на расстоянии не менее 20,0 метров от здания общежития и детской игровой площадки;
- оборудовать здание общежития помещениями общего пользования: умывальным, постирочным, гладильным помещениями, комнатой для сушки белья, кухней, помещением для хранения и обработки уборочного инвентаря в соответствии с требованиями санитарных норм и правил;
- произвести капитальный ремонт в помещениях общего пользования
(коридорах), а именно полов, стен, потолка;
-оборудовать общежитие централизованными системами хозяйственно- питьевого водоснабжения, канализации и устройством системы подогрева воды, в соответствии с требованиями п.4.1.1. СП 2.1.2.2844-11;
-места общего пользования (коридоры) обеспечить искусственным освещением в соответствии с требованиями п. 4.3.2. СП 2.1.2.2844-11;
- помещения общего пользования (коридоры) провести в санитарное состояние, организовать ежедневную влажную уборку в соответствии с требованиями п. 5.1 СП 2.1.2.2844-11;
- ликвидировать несанкционированную свалку бытового мусора на площади 25,0 м2, расположенную с западной стороны территории общежития.
Установить ответчику срок исполнения решения суда один месяц со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца, через Курагинский районный суд.
Председательствующий
Рылов А.Г.