Дело № 2-236/2017
Решение
Именем Российской Федерации
«03» мая 2017 года поселок Демянск
Валдайский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Степановой Ю.П.,
при секретаре Никитиной О.В.,
с участием истца Владимирова Ю.А.,
представителя ответчика – Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Старорусском районе (межрайонное) Бушмакиной М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Владимирова Юрия Александровича к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Старорусском районе (межрайонное) об обязанини включить в стаж периоды работы, произвести перерасчет пенсии и взыскании расходов
установил:
Истец обратился в суд с иском к ответчику (далее – Управление) с требованием об обязании включить в страховой стаж периоды его работы с 01 января 1966 по 20 ноября 1968 года в колхозе им. Димитрова, произвести перерасчет его пенсии, начиная с 2010 года с учетом судебного решения от 15 апреля 2015 года (апелляционного определения от 15 июля 2015 года), с учетом повышения стажевого коэффициента до 0,6825 и размера валоризации, а также с учетом перерасчета пенсии в 2014 году по иному (более выгодному) периоду работу 60 месяцев с 01 января 1977 года по 31 марта 1982 года, применив коэффициент заработной платы 1,2 к моменту выхода на пенсию, взыскать расходы в размере 3 000 рублей за юридические услуги.
В обоснование иска указал, что отказ в включении страхового стажа за периоды его работы с 01 января 1966 по 20 ноября 1968 года в колхозе им. Димитрова необоснованн, поскольку годы, в течение которых истец являлся членом колхоза, но не выработал установленный минимум трудового участия (независимо от причины), засчитываются в страховой стаж как полные календарные года. Как следует из судебного решения от 15 июля 2015 года и определения судебной коллегии от 15 июля 2015 года истцу зачтены в страховой стаж периоды работы, однако перерасчет пенсии истцу Управление произвело лишь с 2014 года, а должно было произвести с 2010 года. Полагает, что ответчиком неверно рассчитан стажевой коэффициент, поскольку его стаж на момент назначения пенсии составлял 38 лет 03 месяца 18 дней, следовательно стажевой коэффициент должен быть не 0,60, а 0,6825, поэтому и размер пенсии должен быть пересчитан именно с 2010 года с учетом стажевого коэффициента 0,6825, также как и размер валоризации. А также истец указал, что Управление незаконно исключает месяцы и дни при исчислении валоризации и стажевого коэффициента, что незаконно.
Истец Владимиров Ю.А. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что исходя из Книг учета труда и расчетов с членами колхоза им. Димитрова Управление обязано было засчитать испрашиваемые им года во время работы в колхозе. Не отрицает, что с заявлением о перерасчете в Управление обратился в 2014 году, а не в 2010 году, и соответственно, справки представил датированные 2014 годом. Действительно пенсия его незначительно увеличилась с учетом судебных решений, но ответчик обязан был ее пересчитать именно с 2010 года, а не с 2014 года. Оспаривая расчет валоризации ответчика, иного расчета валоризации не представил.
Представитель ответчика – Бушмакина М.Н. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам отзыва, имеющегося в материалах дела. Пояснила, что истец обратился с заявлением о перерасчете пенсии в 2014 году, а не в 2010, а законодательство запрещает производить перерасчет на предыдущие года, поскольку производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление о перерасчете в сторону увеличения. При том, что решением суда от 15 апреля 2015 года и апелляционном определением от 15 июля 2015 года не предписано Управлению с какого периода произвести перерасчет пенсии истцу. Исчисление как стажевого коэффициента, так и суммы валоризации произведено с учетом полных лет, поскольку законодательство не предусматривает учет месяцев и дней, в соответствии с требованиями п.3 ст.30 и п1 ст.30.1 Закона от 17 декабря 201 года.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении иска, исследовав материалы дела, суд полагает, что в удовлетворении заявленных требований необходимо отказать по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, истец Владимиров Ю.А. с 08 января 2010 года является получателем пении по старости.
Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии устанавливаются в порядке, определяемом Правительством.
В соответствии с Правилами подтверждения страхового стажа, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года N 555, и Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий от 04 октября 1991 года основным документом для назначения пенсии по старости является трудовая книжка. Если по трудовой книжке невозможно определить характер деятельности, то к заявлению гражданина должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ. Таким документом служит справка, выданная предприятием, на котором протекала трудовая деятельность, на основании документов, подтверждающих характер работы в соответствующие периоды.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает определенные требования по оформлению справок о заработной плате для исчисления пенсий.
Как установлено в судебном заседании, представленная истцом справка о заработной плате от 22 января 2009 года за № 53 по своему оформлению указанным требованиям не соответствует – отсутствуют данные об основаниях выдачи справки (нет сведений о месте работы Владимирова Ю.А., его профессии, его должности). Из книг учета труда и расчетов с членами колхоза также указанные данные не усматриваются.
Поскольку указанная справка не соответствует требованиям, предъявляемым для оформления справок, то она не может быть принята Управлением в целях уточнения пенсионного капитала. При этом, архивная справка за № В-183 датирована только 25 апреля 2016 года. Иных доказательств, в подтверждение страхового стажа за испрашиваемый период истцом не представлено.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" перерасчет размера пенсии за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 названной статьи (изменение группы инвалидности или причины инвалидности) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии в сторону увеличения.
Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого расчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного закона.
Из приведенных нормативных положений следует, что перерасчет пенсии за выслугу лет на момент обращения Владимирова Ю.А. в 2014 году с заявлением о перерасчете пенсии за выслугу лет в сторону увеличения носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, претендующего на такой перерасчет, к которому прилагаются документы, подтверждающие право этого лица на увеличение размера пенсии. Перерасчет пенсии за выслугу лет в сторону увеличения осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии. При этом установленные нормативно-правовыми актами, регулирующими спорные отношения, механизм и порядок перерасчета размера пенсии в сторону увеличения не предусматривают перерасчет размера пенсии за период, предшествовавший обращению гражданина за таким перерасчетом.
К юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении спора, связанного с перерасчетом пенсии за выслугу лет относятся: факт обращения лица, получающего пенсию за выслугу лет, с заявлением о перерасчете размера пенсии за выслугу лет, с документами, подтверждающими право лица, получающего пенсию за выслугу лет, на перерасчет указанной пенсии в сторону увеличения; наличие или отсутствие ошибки органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, при установлении и (или) выплате пенсии.
Однако, истец обратился с заявлением о перерасчете пенсии в 2014 году, действующее законодательство не предусматривает перерасчет пенсии за период, предшествовавший обращению гражданина за таким перерасчетом, в нарушение ст.56 ГПК РФ истцом не доказано наличие ошибки Управления при установлении пенсии.
При оценке доводов истца и оценке представленного им расчета о стажевом коэффициенте, суд отмечает следующее.
С 1 января 2002 года вступил в действие Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с чем, 01 января 2002 года был произведен переход на новый закон с учетом имеющихся в базе данных пенсионного органа сведений о трудовом стаже и заработке пенсионеров.
Статьей 30 предусмотрено, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Согласно статье 30 Закона N 173-ФЗ поименованного Закона в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП - 450 рублей) x Т, где ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей; 450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года; Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; СК - стажевый коэффициент; ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается; ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации.
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
На основании изложенного, суд полагает, что оценка пенсионных прав истца произведена ответчиком верно, в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, как из наиболее выгодного варианта.
Частью 1 ст. 30.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" установлено, что величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, подлежит валоризации (повышению).
Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года, определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 30.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" сумма валоризации величины расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, у которых оценка пенсионных прав по их выбору была осуществлена с применением стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), определяется исходя из продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Как усматривается из содержания иска, требования Владимирова Ю.А. сводятся к несогласию с рассчитанным размером валоризации, без предоставления иного расчета.
Поэтому, произведенный Управлением в отношении истца расчет трудовой пенсии по старости, в том числе и стажевой коэффициент и размер валоризации, судом признается правильным, соответствующим действующему пенсионному законодательству и права истца не нарушающим, поскольку при расчете размера пенсии был избран наиболее выгодный для него вариант, при котором размер пенсии является наибольшим.
При этом, стаж учитывается в полных годах (т.е. год равен 12 месяцам). Неполные годы в расчет не принимаются.
Требование о перерасчете коэффициента заработной платы истца с 2010 года также необоснованно, при том, что истцу рассчитан максимальный коэффициент 1,2 (истец коэффициент не оспаривает), а действующее законодательство не предусматривает перерасчет пенсии за период, предшествовавший обращению гражданина за таким перерасчетом.
Таким образом, разрешая заявленные Владимировым Ю.А. требования, суд на основании совокупности всех представленных сторонами доказательств, пенсионного дела истца и, руководствуясь положениями пенсионного законодательства, подлежащего применению к возникшим правоотношениям сторон, отказывает Владимирову Ю.А. в удовлетворении исковых требований, поскольку нарушений пенсионных прав истца ответчиком допущено не было.
Доказательств обратного, отвечающих принципам относимости, допустимости и достоверности, Владимировым Ю.А. в нарушение статьи 56 ГПК РФ, закрепляющей обязанность каждой стороны доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, не представлено, равно как и не доказано истцом применение к расчету размера трудовой пенсии иного порядка, установленного законодателем.
Понесенные по делу судебные расходы, в том числе расходы по оплате истца услуг представителя в размере 3 000 рублей, согласно статьям 98 и 100 ГПК РФ возмещаются только стороне, в пользу которой состоялось решение суда.
Поскольку истцу надлежит отказать в удовлетворении иска, понесенные им судебные расходы возмещению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Владимирова Юрия Александровича к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Старорусском районе (межрайонное) об обязанини включить в стаж периоды работы, произвести перерасчет пенсии и взыскании расходов – отказать.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Валдайский районный суд Новгородской области.
Председательствующий Ю.П. Степанова
Мотивированное решение изготовлено «10» мая 2017 года.