Мотивированное решение составлено 26.09.2018
Дело № 2-1424/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Верхняя Пышма 21.09.2018
Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мирдофатиховой З.Р.,
при секретаре Адамовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой Ольги Петровны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхней Пышме Свердловской области (межрайонное) о признании незаконным решения в части незачета периодов работы в специальный трудовой стаж, о включении в специальный стаж периодов работы, дающих право на выслугу лет, о выплате пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Смирнова О.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхней Пышме Свердловской области (межрайонное) о признании незаконным решения в части незачета периодов работы в специальный трудовой стаж, о включении в специальный стаж периодов работы, дающих право на выслугу лет, о выплате пенсии.
В обоснование иска указывает, что 04.08.2017 она обратилась к ответчику за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. 16.08.2017 ответчиком было вынесено решение № об отказе в установлении ей досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения из-за отсутствия специального (медицинского) стажа в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо в городах, независимо от их возраста, необходимого для досрочного назначения пенсии по старости. Стаж на соответствующих видах работ, принятый к зачету, составил в календарном исчислении 24 года 03 месяца 14 дней, в льготном исчислении 26 лет 02 месяца 12 дней. Ответчиком не засчитаны следующие периоды работы:
-с 11.03.1990 по 02.10.1992, что составляет 02 года 06 месяцев 21 день в должности фельдшера детского комбината № 9 совхоза «Верхнепышминский», поскольку Списком работ, должностей, специальностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 учреждение «Детский комбинат» не поименовано. Кроме того, отсутствует возможность применить п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность…», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781, так как отсутствуют документы, подтверждающие наличие структурных подразделений, предусмотренных Правилами.
-с 25.05.1998 по 03.07.1998, что составляет 01 месяц 09 дней,
-с 07.10.2002 по 01.11.2002, что составляет 00 месяц 25 дней,
-с 20.09.2007 по 12.10.2007, что составляет 00 месяц 28 дней, в должности фельдшера амбулатории с. Балтым Верхнепышминской центральной городской больницы;
-с 13.03.2013 по 09.04.2013, что составляет 00 месяцев 28 дней, в качестве фельдшера муниципального учреждения «Верхнепышминская центральная городская больница», на том основании, что периоды нахождения на курсах усовершенствования фактическая занятость на соответствующих работах медицинских работников подтверждается документально, либо выполняется объем работы в режиме, предусмотренном трудовым законодательством для соответствующей должности. Документов, подтверждающих фактическую занятость в эти периоды, истцом не представлено.
С учетом включения указанных периодов работы по её подсчетам специальный трудовой стаж на 27.06.2018 составил бы 30 лет 08 месяцев 24 дня.
Считает решение ответчика об отказе в установлении досрочной страховой пенсии незаконным. В период работы её в детском комбинате действовал Общесоюзный классификатор «Отрасли народного хозяйства», содержащий перечень наименований учреждений дошкольного образования. Согласно разделу 924003 указанного классификатора к учреждениям дошкольного воспитания относились детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки. Таким образом, согласно данному классификатору, детский комбинат, в котором она занимала должность фельдшера, фактически являлся ясли-садом. Согласно архивной справке № от 19.10.2015, выданной МКУ Архив ГО Верхняя Пышма, истец занимала должность фельдшера в детском комбинате № 9, который находился в <адрес>, в режиме полного рабочего дня и полной рабочей недели. На курсы повышения квалификации истец была направлена работодателем. Трудовой договор с истцом не расторгался, выплачивалась заработная плата, из которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Истец просит признать незаконным решение об отказе в установлении пенсии № от 16.08.2017 в части не включения в специальный страховой стаж спорных периодов работы. Обязать включить в специальный страховой стаж спорные периоды работы для назначения досрочной страховой пенсии по старости, обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с 29.09.2017.
В судебном заседании истец поддержала исковые требования в полном объеме по изложенным в иске обстоятельствам и основаниям, суду дополнила, что за время прохождения курсов повышения квалификации за ней сохранялось место работы и выплачивалась заработная плата, в Пенсионный фонд производились страховые отчисления.
В судебном заседании представитель ответчика Табанова И.Е. не признала исковые требования, суду пояснила, что период работы истца в должности фельдшера детского комбината № 9 совхоза «Верхнепышминский» не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности, поскольку Списком работ, должностей, специальностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 учреждение «Детский комбинат» не поименовано. Кроме того, отсутствует возможность применить п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность…», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781, так как отсутствуют документы, подтверждающие наличие структурных подразделений, предусмотренных Правилами. Документов, подтверждающих фактическую занятость в периоды прохождения курсов повышения квалификации, истцом не представлено.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно подпункта 20 пункта 1 статьи 30 Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года №665 в целях реализации статьи 30 Закона предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в том числе:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» согласно статьям 27, 27.1 и 28 Федерального закона № 173-ФЗ одним из условий установления трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 указанных Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В силу статьи 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Согласно статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Как следует из материалов дела, решением № от 16.08.2017 истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения из-за отсутствия специального (медицинского) стажа.
Стаж на соответствующих видах работ, принятый к зачету, составил в календарном исчислении 24 года 03 месяца 14 дней, в льготном исчислении 26 лет 02 месяца 12 дней.
Истцу не зачли в специальный страховой стаж спорные периоды работы.
Как следует из архивной справки № от 19.10.2015, выданной МКУ Архив ГО Верхняя Пышма, истец занимала должность фельдшера в детском комбинате № 9, который находился в <адрес>, в режиме полного рабочего дня и полной рабочей недели.
В соответствии со справкой № от 09.08.2018 <адрес> с 1982 года и по настоящее время относится к сельской местности.
Согласно представленным приказам о направлении работников в командировку, за истцом в периоды курсов повышения квалификации сохранялось место работы и выплачивалась заработная плата. Из заработной платы работодатель производил отчисления в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
В связи с этим, периоды прохождения истца курсов повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Все периоды работы истца рассматривались с применением Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002, применялся льготный порядок исчисления стажа (1 год работы за 1 год и 3 месяца), при исчислении стажа работы в сельской местности.
Стаж работы истца с 19.12.1988 до 01.10.1993 подлежит исчислению с применением льготного порядка (1 год работы за 1 год и 2 месяца) в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, действовавшим до 01.10.1993.
При рассмотрении периода работы истца с 11.03.1990 по 02.10.1992, что составляет 02 года 06 месяцев 21 день в должности фельдшера детского комбината № 9 совхоза «Верхнепышминский» в медицинский стаж для назначения досрочной страховой пенсии, следует исходить из того, что данный стаж необходимо исчислять в льготном порядке как 1 год работы за 1 год и 2 месяца, что составит 03 года 00 месяцев 26 дней в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона 400-ФЗ «О страховых пенсиях» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Истец обратилась за назначением досрочной страховой пенсией 04.08.2017, на дату обращения у истца не возникло право на досрочное назначение страховой пенсии из-за отсутствия необходимого стажа. Стаж работы истца составил 29 лет 07 месяцев 07 дней. Однако с учетом работы в качестве фельдшера, в том числе с 01.11.2017 в отделении общей врачебной практики в <адрес>, который необходимо исчислять в льготном порядке как 1,3 за 1 год работы стаж лечебной деятельности 30 лет будет исчислен на 31.01.2018. Следовательно, у истца право на досрочную страховую пенсию, в соответствии с п.20 части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях», будет с 01.02.2018.
Руководствуясь ст. ст. 12, 13, 67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Смирновой Ольги Петровны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхней Пышме Свердловской области (межрайонное) о признании незаконным решения в части незачета периодов работы в специальный трудовой стаж, о включении в специальный стаж периодов работы, дающих право на выслугу лет, о выплате пенсии – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение об отказе в установлении пенсии № от 16.08.2017 в части не включения в специальный страховой стаж спорных периодов работы.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхней Пышме Свердловской области (межрайонное) включить Смирновой Ольге Петровны в специальный страховой стаж периодов работы:
-с 11.03.1990 по 02.10.1992, что составляет 03 года 00 месяцев 26 дней в должности фельдшера детского комбината № 9 совхоза «Верхнепышминский»,
-с 25.05.1998 по 03.07.1998, что составляет 01 месяц 09 дней,
-с 07.10.2002 по 01.11.2002, что составляет 00 месяц 25 дней,
-с 20.09.2007 по 12.10.2007, что составляет 00 месяц 28 дней, в должности фельдшера амбулатории с. Балтым Верхнепышминской центральной городской больницы;
-с 13.03.2013 по 09.04.2013, что составляет 00 месяцев 28 дней, в качестве фельдшера муниципального учреждения «Верхнепышминская центральная городская больница».
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхней Пышме Свердловской области (межрайонное) назначить Смирновой Ольге Петровне досрочную страховую пенсию по старости с 01.02.2018,
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение одного месяца с момента составления решения в окончательной форме через Верхнепышминский городской суд Свердловской области.
Судья З.Р. Мирдофатихова.