Дело № 2-517/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Лямбирь 05 сентября 2019 г.
Лямбирский районный суд Республики Мордовия в составе:
судьи Гавина А.С.,
при секретаре Бахметовой Л.К.,
с участием:
помощника прокурора Лямбирского района Республики Мордовия Кисняшкиной А.И.,
истца Назарова А.А.,
ответчика Циммермана А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Назарова А.А. к Циммерману А.А. о компенсации морального вреда, причиненного преступлением.
установил:
Назаров А.А. обратился в суд с иском к Циммерману А.А. о компенсации морального вреда, причиненного преступлением.
В обоснование исковых требований указывает, что вступившим в силу приговором Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 21 февраля 2019 года ответчик Циммерман Алексей Александрович признан виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктом «з» части 2 статьи 112 Уголовного кодекса Российской Федерации и ему назначено наказание в виде двух лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Указывает, что ему, как потерпевшему по уголовному делу, причинен моральный вред, выраженный в физических и нравственных страданиях, связанных с переживанием сильных болевых ощущений, возникших вследствие телесных повреждений. Указанное привело к общему значительному ухудшению здоровья истца.
В связи с перенесенными физическими и нравственными страданиями просит взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда денежные средства в сумме 150 000 руб.
Истец Назаров А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить в полном объеме, дополнительно пояснив, что после полученных повреждений он много раз обращался в больницу, однако полностью не может восстановить свое здоровье, также не может работать.
Ответчик Циммерман А.А. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что требуемая истцом сумма завышена, он готов возместить ему сумму расходов на покупку лекарств, в случае предоставлении чеков на их покупку. Также пояснил, что истцу необходимо было подать данное заявление в рамках уголовного процесса.
Выслушав пояснения истца, ответчика, заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Так, в судебном заседании установлено, что приговором Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 21 февраля 2019 года Циммерман А.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п.«з» части 2 статьи 112 УК РФ и в результате умышленных противоправных действий Циммермана А.А. истцу были причинены телесные повреждения в совокупности средний тяжести вреда здоровью по признаку длительного его расстройства продолжительностью свыше 3-х недель (21 дня). В процессе уголовного судопроизводства гражданский иск потерпевший Назаров А.А. к Циммерману А.А. не предъявлял. Приговор вступил в законную силу.
В соответствии с частью 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав среди прочего осуществляется путем компенсации морального вреда.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Так, из пояснений ответчика Циммермана А.А. в судебном заседании следует, что он не оспаривает факт нанесения истцу телесных повреждений, и, что материальный и моральный вред им до настоящего времени не возмещен.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда” под моральным вредом “понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права».
Право человека на здоровье по своему содержанию является одним из неотчуждаемых и принадлежащих каждому от рождения прав. Такая позиция подтверждается как статьей 41 Конституции Российской Федерации, устанавливающей право каждого на охрану здоровья и гарантирующей, таким образом, право каждого на здоровье, так и пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации Российской Федерации, где жизнь и здоровье входит в приведенный перечень принадлежащих гражданину от рождения нематериальных благ. Право человека на охрану здоровья является по своему содержанию самостоятельным личным неимущественным правом, тесно связанным с правом на здоровье.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 года №1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.
При изложенных обстоятельствах, суд, принимая решение по иску, вытекающему из уголовного дела, не вправе входить в обсуждение вины ответчика, а может разрешать вопрос лишь о размере возмещения.
Доводы ответчика о том, что истцу необходимо было подать заявление о взыскании компенсации морального вреда в рамках уголовного процесса, по мнению суда, являются надуманными и несостоятельными, поскольку требование о взыскании компенсации морального вреда в данном случае является правом потерпевшего и может быть заявлено как в уголовном процессе, так и в порядке гражданского судопроизводства, что следует из нормы части 4 статьи 42 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд с учетом вышеизложенных обстоятельств и норм закона приходит к выводу, что исковые требования истца подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд, оценивая характер и объем причиненных истцу нравственных и физических страданий, степень вины ответчика, учитывая фактические обстоятельства причинения морального вреда, требования разумности и справедливости, материальное положение ответчика, считает необходимым исковые требования удовлетворить и взыскать с Циммермана А.А. в пользу Назарова А.А. компенсацию морального вреда в размере 150 000 рублей.
Согласно пункту 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден истец, в размере 300 руб. подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета Лямбирского муниципального района Республики Мордовия.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 150 000 (░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.░░░░░
░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ - 09.09.2019 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░