РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 апреля 2011 года с.Кемля
Ичалковский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Ежовой Е.В.,
при секретаре Кемарской Т.Ю.,
с участием прокурора Ичалковского района Республики Мордовия Игнаткина И.В.,
представителя ответчика Главы администрации Парадеевского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия Мунгиной Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-117/2011 по иску прокурора Ичалковского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Парадеевского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия по неприятию мер по организации уличного освещения и обязании организации уличного освещения в соответствии с требованиями действующего законодательства,
установил:
Прокурор Ичалковского района Республики Мордовия действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Парадеевского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия по неприятию мер по организации уличного освещения и обязании организации уличного освещения в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В исковом заявлении указано, что __.__.20__ года прокуратурой района совместно с сотрудниками ОГИБДД ОВД по ___ муниципальному району Республики Мордовия и работниками дорожных организаций проведена проверка соблюдения администрацией Парадеевского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия требований к содержанию улично-дорожной сети, в части организации освещения улиц, расположенных в границах сельского поселения.
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
В соответствии с требованиями статьи 1 и части 1 статьи 10 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон) местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации, в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
Согласно пункта 5, подпункта 7.1. и пункта 21 статьи 14 Закона к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения; присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов.
В соответствии с требованиями пункта 9 асти.6 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 №257 - ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно требований статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон) органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют деятельность по противодействию терроризму, которая заключается в предупреждении, выявлении и последующем устранении причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); а также выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с разделом 1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильного общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии №270-ст от 23.10.2007 (далее - Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52766-2007), указанный стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения.Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.
Согласно требований п.4.6.1. п.п.4.6.1.1., 4.6.1.4., 4.6.1.5, 4.6.1.10., 4.6.1.11. Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают:
- на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, по [4];
- на дорогах I категории с расчетной интенсивностью движения 20 тыс. авт./сут и более;
- на средних и больших мостах (путепроводах) в соответствии с таблицей 7;
- на пересечениях дорог I и II категорий между собой в одном и разных уровнях, а также на всех соединительных ответвлениях пересечений в разных уровнях и на подходах к ним на расстоянии не менее 250 м от начала переходно-скоростных полос;
- на подходах к железнодорожным переездам на расстоянии не менее 250 м;
- в транспортных автодорожных тоннелях и на подходах к въездным порталам по [5];
- под путепроводами, на дорогах I-III категорий, если длина проезда под ними превышает 30 м;
- на внеуличных пешеходных переходах;
- на участках дорог в зоне размещения переходно-скоростных полос на съездах к сооружениям обслуживания движения, действующим в темное время суток;
- на автобусных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорожках, на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток, у расположенных вблизи от дороги клубов, кинотеатров и других мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м.
Равномерность горизонтальной освещенности покрытия проезжей части должна соответствовать требованиям, указанным в таблице 9 настоящего Национального стандарта.
На насыпях высотой до 3 м для установки опор устраивают присыпные бермы, а при большей высоте насыпи - свайный фундамент.
На насыпях высотой более 3 м при наличии неустойчивых откосов земляного полотна, на участках дорог, где размещению опор препятствуют кабельные или воздушные линии связи и электропередачи, допускается устанавливать опоры на обочине или разделительной полосе. При этом применяют травмо-безопасные опоры.
На обочинах автомобильных дорог и в населенных пунктах могут быть использованы выносные опоры, фундаментная часть которых имеет Г-образную форму. Такие опоры применяют в стесненных условиях при необходимости соблюдения требуемого расстояния между опорой и другими подземными коммуникациями.
Проведенной проверкой установлено, что стационарное электрическое освещение автомобильных дорог на улицах: ___ общей протяженностью __ км и ___ общей протяженностью __ км с. ___, находящихся в границах Парадеевского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, не соответствует предъявляемым требованиям действующего законодательства, что подтверждается актом совместной проверки от __.__.20__.
Согласно иску отсутствие освещения на улицах в темное время суток причиняет значительные неудобства гражданам, создает угрозу причинения вреда их жизни и здоровью граждан, затрудняет работу служб и ведомств, осуществляющих обслуживание граждан, в том числе правоохранительных органов и медицинских служб, а также создает благоприятные условия для преступной и террористической деятельности.
Вместе с тем, согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает способы защиты гражданских прав в том числе: пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, а так же иными способами предусмотренными законом.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В связи с тем, что с.__ Парадеевского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия является публичным местом, которое посещают гости и жители Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, а по состоянию на __.__.20__ на территории указанного сельского поселения проживает ___ человек, то соответственно данный круг людей нельзя индивидуализировать и привлечь в процесс в качестве истцов, а также решить вопрос о правах каждого из них.
Нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц, по мнению автора иска, заключается в следующем, в соответствии со статьей 20 и частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на жизнь и охрану здоровья. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением физическими и юридическими лицами требований действующего законодательства об охране жизни и здоровья граждан.
На основании изложенного прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Парадеевского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия по непринятию мер по организации освещения улиц: ___ и ___ с.___ Ичалковского муниципального района Республики Мордовия.
Обязать администрацию Парадеевского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия в срок до __.__.20__ организовать освещение улиц: ___ и ___ с.___ Ичалковского муниципального района Республики Мордовия в соответствии с требованиями Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильного общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии №270-ст от 23.10.2007. Взыскать с ответчика государственную пошлину.
В судебном заседании прокурор Ичалковского района Республики Мордовия Игнаткин И.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика - глава администрации Парадеевского сельского поселения Мунгина Р.А. исковые требования признала и суду пояснил, что фактически все уличные повороты, места массового скопления граждан освещены. Однако денежных средств для освещения улиц в соответствии с установленными нормативами в достаточном для этого размере не выделяется. В 20__ году на благоустройство, в том числе и на освещение улиц выделено лишь __ рублей. Указанных денежных средств не достаточно.
После разъяснения судом положений статей 39, 173 ГПК Российской Федерации, согласно которым в случае признания ответчиком иска и принятия его судом, это является основанием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований, представитель ответчика - глава администрации Парадеевского сельского поселения Мунгина Р.А. признание иска подтвердила. Заявление представителя ответчика о признании иска приобщено к материалам дела.
Согласно статей 39, 173 ГПК Российской Федерации ответчик вправе признать иск.
Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд убедился в том, что признание иска ответчиком является добровольным.
Так как признание иска ответчиком не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, оно судом принимается.
Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с ч.4 ст.3 Федерального закона Российской Федерации №35-ФЗ от 06.03.2006 г. «О противодействии терроризму» противодействие терроризму это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизация и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. №35_ФЗ «О противодействии терроризму» в качестве основных принципов противодействия терроризму закреплены системность и комплексное использование правовых, специальных и иных мер противодействия, приоритет мер противодействия терроризму.
Пунктом 7.1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
Согласно пункту 21 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация освещения улиц.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:- приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
-приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
-соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компентенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно статьи 12 указанного закона соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого, находятся дороги.
При рассмотрении дела судом установлено, что администрацией Парадеевского сельского поселения в нарушение действующего законодательства не принимаются необходимые меры по надлежащей организации освещения улиц с.__. Стационарное электрическое освещение автомобильных дорог на улицах: ___ общей протяженностью ___ метров и ___ общей протяженностью ___ метров с.___, находящихся в границах Парадеевского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, не соответствует предъявляемым требованиям действующего законодательства.
Указанные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела.
Информацией начальника ОГИБДД по ___ муниципальному району Республики Мордовия М-ва. от __.__.20__ года, согласно которой при проведении проверки улично-дорожной сети расположенной на территории сельских поселений Ичалковского муниципального района Республики Мордовия установлено, что на территории всех проверенных сельских поселений уличное освещение полностью отсутствует или несоответствует предъявляемым требованиям ГОСТа Р-52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования, элементы обустройства» п.4.6.1. «Стационарное электрическое освещение» и СНИП 02.05.02.-85 «Автомобильные дороги» п.2.5. (л.д.6).
Из акта котрольного обследования состояния дорог и дорожных знаков Ичалковского муниципального района Республики Мордовия от __.__.20__ года следует, что уличное освещение отсутствует или не соответствует предъявляемым требованиям. Обследование проводилось с участием главы администрации сельского поселения Мунгиной Р.А..(л.д.7).
Согласно сообщения за подписью главы Парадеевского сельского поселения Мунгиной Р.А. численность населения по администрации Парадеевского сельского поселения по состоянию на __.__.20__ составляет __ человек (л.д.9).
Сведениями предоставленными Главой Парадеевского сельского поселения подтверждается, что на территории с.Парадеево Парадеевского сельского поселения расположены улицы ___ протяженностью __ км и ___ протяженностью __ км (л.д.8).
Согласно ст.6 Устава Парадеевского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, утвержденного и зарегистрированного в главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу в Республике Мордовия 29 декабря 2009 года к вопросам местного значения Парадеевского сельского поселения относятся в том числе организация электроснабжения, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов, создание условий для предоставления транспортных услуг населению, участие в профилактике терроризма, организация освещения улиц (л.д.10-13).
Исследованные судом доказательства согласуются между собой, полностью подтверждают доводы иска, являются относимыми, допустимыми и достаточными для вынесения решения суда.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что бездействие администрации Парадеевского сельского поселения по организации надлежащего освещения улиц нарушает права граждан на безопасные условия дорожного движения, а также на безопасность жизни и здоровья граждан, гарантированные государством, создание надлежащих условий для выполнения работ службами и ведомствами, осуществляющими обслуживание граждан, в том числе правоохранительных органов и медицинских служб, создает условия для совершения преступлений и правонарушений, а также возможности возникновения чрезвычайных ситуаций
В связи с указанным суд полагает, что исковые требования прокурора Ичалковского района о признании бездействия администрации Парадеевского сельского поселения по непринятию мер по организации освещения улиц ___ и ___ с.___ Ичалковского муниципального района Республики Мордовия незаконными и обязании администрации Парадеевского сельского поселения организовать освещение указанных улиц в соответствии с требованиями национального стандарта обоснованы и подлежат удовлетворению.
Кроме того отсуствие необходимых денежных средств для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, создание надлежащих условий для выполнения работ службами и ведомствами, осуществляющими обслуживание граждан, в том числе правоохранительных органов и медицинских служб не может, по мнению суда, быть основанием для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 103 ГПК Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии статьей 333.36 п.1 п.п.19 НК Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного требования иска о взыскании с ответчика государственной пошлины удовлетворению не подлежит.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь предоставленных сторонами доказательств, в пределах заявленных требований и по указанным основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Ичалковского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Парадеевского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия по неприятию мер по организации уличного освещения и обязании организации уличного освещения в соответствии с требованиями действующего законодательства удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Парадеевского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия по непринятию мер по организации освещения улиц: ___ и ___ с.___ Ичалковского муниципального района Республики Мордовия.
Обязать администрацию Парадеевского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия в срок до __.__.20__ организовать освещение улиц: ___ и ___ с.___ Ичалковского муниципального района Республики Мордовия в соответствии с требованиями Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильного общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии №270-ст от 23.10.2007.
В остальной части иск прокурора оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Ичалковский районный суд Республики Мордовия в течение десяти дней с момента вынесения решения суда в окончательной форме.
Пред-ий
Решение суда в окончательной форме вынесено 28 апреля 2011 года.
Пред-ий Е.В. Ежова