мотивированное решение изготовлено 31 января 2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 января 2017 года Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Васильковой О.М., при секретаре Комбаровой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Потапова А. В. к администрации <данные изъяты> района г.Екатеринбурга и УФМС России по <данные изъяты> району г.Екатеринбурга об установлении факта проживания, признании права состоять на учете и понуждении поставить на учет,
У С Т А Н О В И Л:
Потапов А.В. обратился в суд с иском к администрации <данные изъяты> района г.Екатеринбурга и УФМС России по <данные изъяты> району г.Екатеринбурга об установлении факта постоянного проживания в г.Екатеринбурге, признании за истцом права состоять на учете с целью предоставления жилого помещения по договору социального найма, понуждении поставить на учет.
В обоснование заявленных требований указано, что ответчиком незаконно было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма, поскольку каким-либо жилым помещением истец не обеспечен. Истец фактически проживает в общежитии для лиц, страдающих психическими расстройствами, однако регистрация истца произведена в доме <адрес>, <адрес> С <данные изъяты> и до настоящего времени Потапов А.В. постоянно проживает в г.Екатеринбурге и обладает правом на обеспечение жилым помещением в связи с нуждаемостью.
В судебном заседании истец Потапов А.В. и его представители на иске настаивали, дополнительно указав, что помещение общежития, где он проживает, является медико-реабилитационным отделением ГБУЗ СО «Психиатрическая больница <данные изъяты>». С <данные изъяты> истец постоянно проживает в г.Екатеринбурге, работал в данном населенном пункте, однако в этот период времени он постоянное место жительства и регистрации не имел.
В судебном заседании представитель ответчика администрации <данные изъяты> района г.Екатеринбурга просила в удовлетворении иска отказать, поскольку истец должен быть поставлен на учет по месту фактического проживания.
В судебное заседание не явился представитель УФМС России по <данные изъяты> району г.Екатеринбурга, отзыв суду не представил.
С учетом мнения сторон, суд определил разрешить иск при установленной явке.
Заслушав пояснения явившихся участников процесса, изучив материалы дела и оценив представленные суду доказательства в их совокупности, суд частично удовлетворяет исковые требования по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
По общим правилам и требованиям гражданского судопроизводства истец самостоятельно определяет соответствующий его интересам способ судебной защиты, в том числе предмет и основания заявляемого им иска.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч.ч. 2, 3 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 4 и ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ст. 51 Жилищного кодекса РФ).
Как следует из ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.
Одним из оснований для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях является не представление предусмотренных ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (п. 2 ч. 1 ст. 54).
Судом установлено, что истец Потапов А.В. обратился в администрацию <данные изъяты> района г.Екатеринбурга с заявлением о принятии на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Потапов А.В. зарегистрирован по месту пребывания в ГАУ «Дом ночного пребывания» <адрес> с <данные изъяты>. Регистрацию по месту жительства не имеет. Фактически проживает в общежитии для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи, ГБУЗ СО «Психиатрическая больница <данные изъяты>» - <адрес> <адрес>.
Также Потапов А.В. имеет инвалидность и имеет право на льготы, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» и право на дополнительную жилую площадь в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь».
По итогам заседания комиссии по ведению учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма от <данные изъяты>. принято решение об отказе Потапову А.В. в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что истец родился в г.Екатеринбурге, <данные изъяты> он проживал в <адрес>, откуда уехал в г.Екатеринбург в <адрес> и до настоящего времени проживает в данном муниципальном образовании.
Как пояснил истец, с <адрес>. он проживал <адрес> по месту жительства его гражданской супруги, затем был вынужден проживать у знакомых, в арендуемых жилых помещениях. С <данные изъяты> истец был трудоустроен и работал в г.Екатеринбурге.
Аналогичные показания дала свидетель Шикова Е.В.
С 2013 года истец проживает в общежитии ГБУЗ СО «Психиатрическая больница <данные изъяты>
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец с <данные изъяты> по настоящее время проживает на территории муниципального образования «город Екатеринбург». Доказательства изменения места проживания, наличия права состоять на учете в ином населенном пункте, ответчиком представлены не были.
Разрешая настоящие исковые требования суд прежде всего исходит из того, что помещение <адрес> в качестве места для постоянного проживания не используется.
Согласно справке ГБУЗ СО «Психиатрическая больница <данные изъяты>» общежитие для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи, является медико-реабилитационным отделением учреждения, которое жилищным фондом не обладает. Временная регистрация по <адрес>, пациентов, не имеющих постоянной регистрации по месту жительства, оформляется на основании договора о сотрудничестве в данном ночлежном доме.
Таким образом, временная регистрация истца произведена на территории <данные изъяты> района г.Екатеринбурга.
В силу требований Закона Свердловской области № 97-ОЗ от 22.07.2005 «Об учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области» заявления о принятии на учет в соответствии с федеральным законом подаются гражданами в осуществляющие ведение учета малоимущих граждан органы местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых проживают соответствующие граждане, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенными ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашениями о взаимодействии.
К документам, являющимся основаниями для принятия граждан на учет, относятся, в том числе копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина, подающего заявление о принятии на учет; справка, заверенная подписью должностного лица, ответственного за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства, подтверждающая место жительства гражданина, подающего заявление, и (или) содержащая сведения о совместно проживающих с ним лицах (ст. 5 Закона).
Согласно Административному регламенту предоставления муниципальной услуги "Принятие малоимущих граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" заявителями на предоставление муниципальной услуги выступают граждане Российской Федерации или иностранные граждане (в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации), постоянно проживающие на территории муниципального образования "город Екатеринбург", из числа граждан, которые являются малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, поскольку истец зарегистрирована на территории <данные изъяты> района г.Екатеринбурга, а фактические место проживания связано со спецификой статуса Потапова А.В. и как таковым жилым помещением, предназначенным для проживания не является, в целях защиты прав лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением на условиях социального найма, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленного иска.
Требование об установлении факта постоянного проживания с учетом выбранного способа судебной защиты, исковым не является, а рассматривается судом в качестве факта, подлежащего установлению и имеющего юридическое значение, в связи с чем в удовлетворении данного требования суд отказывает.
Иные основания, по которым иск может быть признан необоснованным и неправомерным, ответчиком не указаны, право Потапова А.В. состоять на учете, помимо доводов, изложенных в решении комиссии, не оспаривается.
Иные требования к администрации <данные изъяты> района г.Екатеринбурга не заявлены.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать за Потаповым А. В. право быть принятым на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, с возложением на администрацию <данные изъяты> района г.Екатеринбурга обязанности принять Потапова А. В. на данный учет.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись О.М.Василькова
Копия верна
Судья:
Секретарь: