Решение в окончательной форме изготовлено 16 октября 2018 года
Дело № 2-2691/18
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 октября 2018 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Мацуевой Ю.В.,
при секретаре Гирич В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску страхового акционерного общества «Медэкспресс» к Кондратьеву А.Ф. о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, в порядке суброгации,
у с т а н о в и л:
САО «Медэкспресс» обратилось в суд с иском к Кондратьеву А.Ф. о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, в порядке суброгации.
В обоснование иска указано, что 17 марта 2017 года в дорожно-транспортном происшествии было повреждено транспортное средство «Ягуар», государственный регистрационный знак №, принадлежащее на праве собственности ФИО1
Указанное транспортное средство было застраховано в САО «Медэкспресс» по договору имущественного страхования (полис КАСКО №). Согласно сведениям ГИБДД указанное ДТП произошло в результате нарушения Кондратьевым А.Ф. пункта 9.10 ПДД РФ и автогражданская ответственность которого, согласно сведениям РСА, на момент ДТП застрахована не была. В соответствии с условиями договора страхования транспортного средства и на основании представленных документов СТО САО «Медэкспресс» выплатило страховое возмещение 61 365 рублей 78 копеек.
Согласно экспертному заключению № стоимость восстановительного ремонта транспортного средства «Ягуар» с учетом износа на запчасти составила 51 000 рублей.
Ссылаясь на положения статей 15, 965, 1064 и 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации просит взыскать с ответчика в пользу истца в счет возмещения причиненного ущерба в порядке суброгации в размере 51 000 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 1730 рублей.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик Кондратьев А.Ф. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом по месту регистрации: <адрес>, почтовой корреспонденцией, о причинах неявки суду не сообщил, возражений по иску не представил.
Судебные повестки о времени и месте судебных заседаний, назначенных на 20 сентября 2018 года и 11 октября 2018 года, ответчиком не получены, возвращены в суд с отметкой «за истечением срока хранения».
В соответствии со статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Указанное положение также распространяется на порядок направления судебных извещений.
При таких обстоятельствах, исходя из требований законодательства, суд признает ответчика надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, и полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства в соответствии с частью 1 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы гражданского дела, материалы проверки по факту дорожно-транспортного происшествия, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
В силу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В соответствии со статьей 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Статьями 927, 929 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица имеют право на заключение договора имущественного страхования, согласно которому одна сторона (страховщик) обязуется за страховую премию вследствие причинения вреда имуществу, жизни, здоровью других лиц возместить другой стороне (страхователю) причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы.
Судом установлено, что 17 марта 2017 года в 20 часов 15 минут в районе дома 18 по улице С.Перовской в городе Мурманске произошло дорожно-транспортное происшествие с участием двух транспортных средств: автомобиля «Ягуар», государственный регистрационный знак №, принадлежащего и под управлением ФИО1, и «Рено Логан», государственный регистрационный знак №, принадлежащего и под управлением Кондратьева А.Ф.
Как следует из материалов проверки по факту дорожно-транспортного происшествия, его виновником является водитель Кондратьев А.Ф., который, управляя автомобилем «Рено Логан», государственный регистрационный знак №, в нарушение требований пункта 9.10 Правил дорожного движения Российской Федерации, нарушил безопасный боковой интервал до транспортного средства, который позволил бы избежать столкновение с автомобилем «Ягуар», государственный регистрационный знак №.
Вина ответчика в совершении ДТП подтверждается постановлением по делу об административном правонарушении. Доказательств, подтверждающих, что указанное постановление было обжаловано и отменено в установленном законом порядке, ответчиком не представлено.
Наличие повреждений застрахованного истцом автомобиля, подтверждается справкой о ДТП, актом осмотра транспортного средства от 20 марта 2017 года.
Как следует из материалов дела, участвовавший в дорожно-транспортном происшествии автомобиль «Ягуар», государственный регистрационный знак №, был застрахован в САО «Медэкспресс» на основании договора добровольного страхования «АВТОКАСКО» (страховой полис № от 16 ноября 2016 года.
По условиям указанного договора, установлена страховая сумма по страховым риску «АВТОКАСКО» в период с 16 ноября 2016 года по 15 ноября 2017 года в размере 4 500 000 рублей, страхователь и выгодоприобретатель – ФИО1, порядок выплаты страхового возмещения установлен в виде организации и оплаты страховщиком ремонта поврежденного имущества в ремонтной организации на СТОА.
20 марта 2017 года в адрес САО «Медэкспресс» поступило заявление ФИО1 о страховом случае и возмещении ущерба путем оплаты ремонта по направлению страховщика на СТО.
На основании счета на оплату № от 15 июня 2017 года, акта приема-передачи выполненных работ от 15 июня 2017 года, выставленных ООО «Меркурий-М» стоимость восстановительного ремонта автомобиля «Ягуар», государственный регистрационный знак №, составила 61 365 рублей 78 копеек.
03 июля 2017 года САО «Медэкспресс» признало произошедшее событие страховым случаем и произвело оплату стоимости ремонта автомобиля в ООО «Меркурий-М» в сумме 61 365 рублей 78 копеек, что подтверждается платежным поручением № от 03 июля 2017 года.
Вместе с тем, гражданская ответственность ответчика Кондратьева А.Ф. на момент дорожно-транспортного происшествия застрахована не была.
Пунктом 1 статьи 965 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.
В соответствии со статьей 1072 ГК РФ юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (статья 931, пункт 1 статьи 935), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.
Из приведенных норм права следует, что право требования в порядке суброгации вытекает не из договора имущественного страхования, а переходит к страховщику от страхователя и является производным от того, которое потерпевший приобретает вследствие причинения ему вреда в рамках деликтного обязательства. Поэтому перешедшее к страховщику право требования осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между потерпевшим и лицом, ответственным за убытки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.
Подпунктом «б» пункта 18 статьи 12 вышеназванного Федерального закона (в редакции на момент ДТП) предусматривалось, что размер подлежащих возмещению убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется в случае повреждения имущества потерпевшего - в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая.
Из анализа приведенных норм права и положений статьи 15 Гражданского кодекса РФ, предусматривающих возможность полного возмещения причиненных потерпевшему убытков, следует, что в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств подлежит возмещению реальный ущерб.
В соответствии со статьей 7 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) возместить потерпевшим причиненный вред: в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей.
Согласно разъяснениям, приведенным в пунктах 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», применяя статью 15 ГК РФ, следует учитывать, что по общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Возмещение убытков в меньшем размере возможно в случаях, предусмотренных законом или договором в пределах, установленных гражданским законодательством.
В силу положений статей 15, 1064, 1072 и 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации потерпевший вправе претендовать на полное возмещение причиненного имущественного вреда.
Применительно к повреждению транспортного средства это означает восстановление положения, в котором потерпевший находился бы, если бы его право не было нарушено, для чего ему должны быть возмещены расходы на полное восстановление эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства.
Таким образом, к САО «Медэкспресс», выплатившему потерпевшей страховое возмещение, в силу пункта 1 статьи 965 Гражданского кодекса Российской Федерации в пределах выплаченной суммы перешло право требования к ответчику, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.
Кроме того, из справки о дорожно-транспортном происшествии от 17 марта 2017 года также следует, что автогражданская ответственность потерпевшей ФИО1 на момент ДТП была застрахована по полису ОСАГО «ЭРГО» №.
Согласно экспертному заключению №, выполненному ООО «Апэкс Групп», стоимость восстановительного ремонта застрахованного истцом транспортного средства с учетом процента износа составила 51 000 рублей.
С учетом вышеприведенных правовых норм, и установленных обстоятельств дела, с Кондратьева А.Ф. подлежит взысканию в пользу истца в возмещение убытков стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства с учетом износа 51 000 рублей.
С учетом изложенного исковые требования САО «Медэкспресс» подлежат удовлетворению.
Оснований для применения положений пункта 3 статьи 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации, не усматривается.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При подаче настоящего иска истцом уплачена государственная пошлина в сумме 1 730 рублей, которая подлежит возмещению ответчиком.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 51 000 ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1730 ░░░░░░, ░ ░░░░░ – 52 730 ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░