Дело №2-295/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 июня 2017 года с. Красногорское
Юкаменский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Фефиловой О.В.,
при секретаре Чураковой Ю.А.,
с участием помощника прокурора <адрес> УР Гороховой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> Удмуртской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Красногорского района Удмуртской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района в рамках осуществления надзорных полномочий в сфере соблюдения законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», ДД.ММ.ГГГГ проведен мониторинг Интернет-ресурсов. Установлено, что на страницах сайта с URL-адресом http://izhevsk.prostitutki24.soy размещена информация, пропагандирующая проституцию, а именно, виды, способы, стоимость оказываемых интимных услуг в Удмуртской Республике. Возможность получения и использования несовершеннолетними свободно распространяемой информации нарушает права последних на информационную безопасность - состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному или нравственному развитию. Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - ФЗ №) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. В соответствии с ч.5 ст.15 ФЗ № передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. В силу ст.9 ФЗ № ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. По ч.1 ст.15.1 ФЗ № в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет». Согласно ч.2 ст.15.1 ФЗ № в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В силу ч.5 ст.15.1 ФЗ № основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Частью 6 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность за вовлечение в занятие проституцией ст.240 УК РФ, а также ст.241 УК РФ - организация занятия проституцией. Статьей 6.11 КоАП РФ предусмотрена ответственность за занятие проституцией. В соответствии со ст.5 Федерального закона №436-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещённой для распространения среди детей, относится, в том числе, информация, способная вызвать у детей желание заниматься проституцией. Частью 1 ст.4 Федерального закона №124-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целью государственной политики в интересах детей является, в том числе, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Информация, размещенная на Интернет-сайте http://izhevsk.prostitutki24.soy побуждает потенциальных потребителей к использованию услуг сексуального характера. На сайте размещены фотографии эротического содержания с перечнем указанных услуг, приведены контактные данные лиц, занимающихся проституцией. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного сайта можно свободно. Обеспечение доступа к информации о занятии проституцией нарушает конституционные права граждан, и в первую очередь несовершеннолетних. В силу ст.12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайту, где размещена вышеуказанная информация, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации, на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений. Просит признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на Интернет-сайте http://izhevsk.prostitutki24.soy, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Копию решения суда направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике по адресу: 426069, <адрес>, - для включения в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> УР Горохова Е.В. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, просила суд признать информацию, размещенную на Интернет-сайте http://izhevsk.prostitutki24.soy, пропагандирующую проституцию, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Копию решения суда направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике по адресу: 426069, <адрес>-а, - для включения в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике (Управление Роскомнадзора по Удмуртской Республике) – руководитель Управления Лапин М.А. в судебное заседание не явился, направил в суд заявление о рассмотрении дела без его участия в связи с отдаленностью местонахождения, указал, что не возражает удовлетворить требования прокурора и что на данный момент заявленные прокурором Интернет-ресурсы в «Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», не значатся.
Согласно ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике (Управление Роскомнадзора по Удмуртской Республике) – руководителя Управления Лапина М.А.
В соответствии с пп.1 п.1 ст.262 ГПК РФ суд рассматривает дела в порядке особого производства, в том числе, об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
Положениями п.2 ст.262 ГПК РФ установлено, что федеральными законами к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и другие дела.
В соответствии с п.6 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу п.2 ч.5 ст.15.1 указанного Закона основанием для включения в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» сведений, указанных в ст.15.1 закона, в том числе, доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Положениями ч.1 ст.9 Закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст.12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения, основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя в отличие от мер гражданско-правовой ответственности; распространение указанной в заявлении прокурора информации противоречит целям и задачам действующего законодательства.
В заявлении прокурора ставится вопрос об установлении правового состояния информационного материала, содержащего сведения об информации, пропагандирующей проституцию, могущей причинить вред здоровью и развитию детей, которое в дальнейшем может иметь юридическое значение для разрешения вопроса о включении указателей страниц сайтов по правилам статьи 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и предотвращения дальнейшего ее распространения. При таких обстоятельствах суд не усматривает наличие в заявлении материально-правовых требований.
В соответствии со ст.265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Поскольку вопрос о признании информации запрещенной не может быть разрешен путем получения документов, удостоверяющих такой факт, либо путем восстановления утраченных документов, прокурор <адрес> УР правомерно обратился в суд в порядке гл.28 ГПК РФ. Оснований для подачи заявления в порядке искового производства заявитель, обладающий диспозитивным правом выбора способа защиты нарушенного права, не усмотрел.
Согласно ст.2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с ч.5 ст.15 ФЗ №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Частью 6 ст.10 данного Закона запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно п.1 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В силу ст.9 ФЗ №149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст.4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жесткости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно п.2 ч.2 ст.5 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.
Информация, размещенная на Интернет-сайте http://izhevsk.prostitutki24.soy побуждает потенциальных потребителей к использованию услуг сексуального характера. На сайте размещены фотографии эротического содержания с перечнем указанных услуг, приведены контактные данные лиц, занимающихся проституцией.
Вход на вышеуказанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного информационного сайта и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространения отсутствуют.
Обеспечение доступа к информации о занятии проституцией нарушает конституционные права граждан, в первую очередь несовершеннолетних.
Действующим законодательством предусмотрена уголовная и административная ответственность за занятие проституцией и организацию занятия проституцией.
Так, Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность за вовлечение в занятие проституцией - ст.240 УК РФ, а также ст.241 УК РФ - организация занятия проституцией.
Статьей 6.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за занятие проституцией.
Таким образом, в силу положений ч.1 и ч.6 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» информация, размещенная на Интернет-сайте http://izhevsk.prostitutki24.soy, относится к запрещенной.
Таким образом, проведенной прокуратурой <адрес> УР проверкой установлено, что на сайте http://izhevsk.prostitutki24.soy в информационно-коммуникационной сети «Интернет» размещена информация, пропагандирующая проституцию, а именно, виды, способы, стоимость оказываемых интимных услуг в Удмуртской Республике, при этом возможность получения и использования несовершеннолетними свободно распространяемой информации нарушает права последних на информационную безопасность - состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному или нравственному развитию, кроме того, эта информация способствует совершению уголовных и административно наказуемых деяний.
Следовательно, предоставление возможности доступа к информации в Интернет-ресурсе по адресу http://izhevsk.prostitutki24.soy способствует совершению преступлений в указанной сфере, что может повлечь негативные социальные и другие последствия, чем нарушаются интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
Исходя из установленных фактов, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора и считает необходимым признать информацию Интернет-сайта http://izhevsk.prostitutki24.soy, на страницах которого размещена информация о реализации алкогольной продукции, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора <адрес> Удмуртской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на Интернет-сайте http://izhevsk.prostitutki24.soy, пропагандирующую проституцию, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Копию решения суда направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике по адресу: 426069, <адрес>, - для включения в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики через Юкаменский районный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: О.В. Фефилова