Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
5 декабря 2011 года с.Ирбейское
Ирбейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи - Лустовой Н.В.
с участием помощника прокурора Ирбейского района - Титенко О.В.
представителя заинтересованного лица администрации Верхнеуринского сельсовета - главы Кудрявцева В.А.
при секретаре - Богруновой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ирбейского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Верхнеуринского сельсовета Ирбейского района Красноярского края по неисполнению требований федерального законодательства об организации дорожного движения и возложении обязанности устранить нарушение,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ирбейского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Верхнеуринского сельсовета <адрес> по неисполнению обязанности по разработке проекта организации дорожного движения на территории населенных пунктов: <адрес>, <адрес>, и согласованию данного проекта с уполномоченным органом - отделом ГИБДД МО МВД России «Ирбейский». Требования свои, мотивируя тем, что прокуратурой <адрес> в октябре-ноябре 2011 года в администрации Верхнеуринского сельсовета проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований закона об осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения. В ходе проверки установлено, что администрацией Верхнеуринского сельсовета требования федерального законодательства в части организации дорожного движения на территории населенных пунктов <адрес>, <адрес>, <адрес> не выполняются. Так, до настоящего времени администрацией Верхнеуринского сельсовета в ОГИБДД МО МВД России «Ирбейский» не предоставлен проект организации дорожного движения на территории населенных пунктов: <адрес>, <адрес>, который должен содержать элементы благоустройства автомобильных дорог в населенных пунктах: дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасность сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса. В результате чего, в настоящее время в указанных населенных пунктах дорожное движение надлежащим образом не организовано. Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по осуществлению дорожной деятельности в части содержания автомобильных дорог, которое должно осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, представляет реальную угрозу жизни и здоровью граждан. А потому, просит бездействие администрации Верхнеуринского сельсовета признать незаконными и обязать в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и направить на согласование в ОГИБДД МО МВД России «Ирбейский» проект организации дорожного движения на территории населенных пунктов: <адрес>, <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Ирбейского района Титенко О.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил признать незаконным бездействие органа местного самоуправления администрации Верхнеуринского сельсовета по неисполнению обязанностей по разработке проекта организации дорожного движения на территории населенных пунктов: <адрес>, <адрес> и в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и направить на согласование в ОГИБДД МО МВД России «Ирбейский» проект организации дорожного движения на территории населенных пунктов поселения.
Глава администрации Верхнеуринского сельсовета ФИО3 в судебном заседании требования прокурора не признал, пояснив, что без участия специалистов в области дорожного движения данный проект он не разработает. Для разработки проекта необходимо привлечь специализированную организацию, но на оплату услуги денежных средств в бюджете поселения нет. В связи с чем, необходим более длительный срок для устранения нарушений.
Исследовав в судебном заседании все материалы дела, выслушав стороны, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления на территории Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов поселения.
Пункт 8 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, и осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными актами.( ст.17 Федерального закона № 257-ФЗ).
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу ст.21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Изучение условий дорожного движения, принятие мер по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов, согласование в установленном порядке проектов организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, программ подготовки и переподготовки специалистов по безопасности дорожного движения, согласно Указу Президента Российской Федерации № 711 от 15.06.1998, производится Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД РФ.
Согласно п.8.8 Приказа МВД РФ от 08 июня 1999 года № 410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», в целях совершенствования условий дорожного движения проекты организации движения разрабатываются федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
В силу ст. 7 п. 1 п.п.1.5 Устава Верхнеуринского сельсовета, в нем также указано, что к вопросам местного значения сельсовета относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что соответствующего проекта организации дорожного движения на территории населенных пунктов: <адрес>, <адрес>, <адрес> в настоящее время не имеется, в результате чего, в указанных населенных пунктах дорожное движение надлежащим образом не организовано.
Что также подтверждается письменным сообщением начальника ОГИБДД МО МВД России «Ирбейский» ФИО4, о том, что до настоящего времени администрации муниципальных образований, в том числе и Верхнеуринский сельсовет не представил в Государственную инспекцию дорожного движения проект организации дорожного движения на территориях населенных пунктов <адрес>, <адрес>, которые должны содержать элементы благоустройства автомобильных дорог в населенных пунктах поселения: дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, пешеходные переходы (дорожки), стоянки транспортных средств, тротуары и другие, предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного движения.
Указанные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения свидетельствуют о бездействии администрации Верхнеуринского сельсовета. Этим бездействием администрацией сельсовета нарушаются права неопределенного круга лиц - участников дорожного движения на охрану жизни, здоровья, защиту их прав и законных интересов, в том числе путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, нарушается принцип обеспечения безопасности дорожного движения.
А потому, требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.
С учетом всех обстоятельств дела, а также финансовых и других возможностей администрации Верхнеуринского сельсовета, суд находит возможным установить срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, ст. 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования прокурора удовлетворить.
Признать бездействие администрации Верхнеуринского сельсовета <адрес> по неисполнению обязанностей по разработке проекта организации дорожного движения на территории населенных пунктов: <адрес>, <адрес> и согласованию данного проекта с уполномоченным органом Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД РФ - незаконным.
Обязать администрацию Верхнеуринского сельсовета <адрес> Красноярского в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и направить на согласование в ОГИБДД МО МВД России «Ирбейский» проект организации дорожного движения на территории населенных пунктов: <адрес>, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд через Ирбейский районный суд в десятидневный срок, со дня составления мотивированного решения в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Н.В.Лустова