Дело № 2-1102/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 октября 2021 года г. Шилка
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
Председательствующего судьи Терновой Ю.В.,
при секретаре Батоболотовой А.Б.,
с участием представителя процессуального истца Садовникова И.А.,
истцов САН, ПСН,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шилкинского межрайонного прокурора, действующего в интересах САН, САЛ, ПСН к Администрации сельского поселения «Верхнехилинское», Администрации муниципального района «Шилкинский район», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, Правительству Забайкальского края, Управлению по вопросам миграции УМВД России по Забайкальскому краю об установлении факта постоянного проживания, признании права на получение компенсации, обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Шилкинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах указанных граждан с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что они фактически проживают в жилом доме по адресу: <адрес> 21.03.2019 года совместно. Указанный дом оказался в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Шилкинского района Забайкальского края в июле 2021 года в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реке Кия выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории муниципального района «Шилкинский район», в результате имущество первой необходимости у истцов утрачено частично. Истцы не включены в список на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, в связи с отсутствием регистрации по указанному адресу. Просит установить факт постоянного проживания истцов в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> для получения финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, в связи с ЧС, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году. Признать за истцами право на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 руб. на человека в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году. Обязать Администрацию МР «Шилкинский район» включить истцов в списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края. Взыскать с Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края в пользу истцов финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 руб. на человека за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе за счет средств резервного фонда Правительства Забайкальского края.
В судебном заседании представитель процессуального истца – старший помощник прокурора Садовников И.А. заявленные требования поддержал в полном объеме.
В судебном заседании истец САН требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что по адресу: <адрес> она с сыном САЛ и братом ПСН с 2019 года. В это время она освободилась из мест лишения свободы и вернулась проживать в <адрес> Ее сын САЛ во время отбывания ею наказания проживал с бабушкой. Дом, в котором она была зарегистрирована, продали, и ей негде было жить. Поэтому Администрация СП «Верхнехилинское» разрешила ей заехать заброшенный дом, расположенный по адресу: <адрес>. Поскольку документов на данный дом не имеется, она не имеет возможности там прописаться. В связи с этим временно оформила прописку по адресу: <адрес> своей знакомой.
Истец ПСН требования поддержал, суду пояснил, что до октября 2019 года он проживал в <адрес>. Затем он переехал в <адрес> к сестре САН, где проживает до настоящего времени, занимается калымами, связанными с ремонтными работами на дому. Он зарегистрирован в родительском доме, который продан. Иного адреса, куда он мог бы прописаться, у него нет. В июле 2021 года произошло наводнение, в результате которого было частично утрачено принадлежащее им имущество первой необходимости, находящееся в указанном жилище.
Представитель ответчика Администрации ГП «Шилкинское» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом.
Представитель ответчика Администрации муниципального района «Шилкинский район» в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, согласно которому принятие решения по исковым требованиям оставил на усмотрение суда.
Представитель ответчика УМВД России по Забайкальскому краю в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом.
Представитель ответчика ГУ МЧС России по Забайкальскому краю в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении требований отказать.
Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом.
Представители ответчика Министерства финансов Забайкальского края, Правительства Забайкальского края в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Свидетель ТМВ суду пояснила, что проживает с истцами по соседству, которые проживают по адресу: <адрес> с 2019 года. Она их постоянно видит, они по-соседски общаются. ПСН производит у нее ремонт на веранде.
Свидетель ТТП суду пояснила, что истцы в 2019 заехали в пустой дом, расположенный по адресу: <адрес> и с этого времени постоянно там проживают. САН и ПСН подрабатывают в селе калымами, производят людям ремонт в домах.
Выслушав участников процесса, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Понятие места жительства раскрывается в ст.20 ГК РФ, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина. В соответствии со ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Под регистрацией гражданина Российской Федерации по месту жительства, согласно статье 2 данного Закона понимается постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
Пунктом 1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2 этой же статьи).
Постановлением Правительства Забайкальского края от 13.07.2021 №253 (ред. от 09.08.2021) утвержден Порядок оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году (далее – Порядок №253).
В силу п.1 Порядка №253, он устанавливает порядок и условия оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (далее также - выплаты) пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году (далее - чрезвычайная ситуация), гражданам Российской Федерации (далее - пострадавшие граждане).
В силу п.2 Порядка №253: 1) под пострадавшими гражданами понимаются граждане Российской Федерации, включенные в списки граждан, нуждающихся в получении финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (далее - списки); 2) под имуществом первой необходимости понимается минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: а) предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; б) предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табурет); в) предметы мебели для сна - кровать (диван); г) предметы средств информирования граждан - телевизор (радио); д) предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).
В соответствии с п.3 вышеуказанного Порядка №253, критериями утраты имущества первой необходимости являются: 1) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования; 2) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.
В соответствии с п.4 Порядка №253, пострадавшие граждане имеют право на:
1) финансовую помощь в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости в размере 50 тыс. рублей на человека; 2) финансовую помощь в связи с полной утратой ими имущества первой необходимости в размере 100 тыс. рублей на человека.
В соответствии с п.5 Порядка №253 оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году" предоставление пострадавшим гражданам выплат осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Забайкальского края следующих условий: 1) постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; 2) утрата пострадавшим гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п.6 вышеуказанного Порядка №253, проведение оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края, населенные пункты которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации (далее - комиссии).
В соответствии с п.7 данного Порядка №253, формирование списков осуществляется комиссиями в соответствии с разделом 6 Порядка подготовки и представления высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации документов в МЧС России для обоснования предельного объема запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29 апреля 2020 года N 275.
В соответствии с п.12 Порядка №253 оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году" финансирование расходов на предоставление выплат осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе резервного фонда Правительства Забайкальского края в соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 9 апреля 2014 года N 144, Резервного фонда Забайкальского края в соответствии с Законом Забайкальского края от 25 декабря 2012 года N 758-ЗЗК "О Резервном фонде Забайкальского края" с возможным последующим возмещением из федерального бюджета.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 22.06.2021 N 212 утвержден Порядок оказания единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году (далее – Порядок №212).
Согласно п.3 Порядка №212 пострадавшие граждане имеют право на единовременную материальную помощь в размере 10 тыс. рублей на человека.
В соответствии с п.4 Порядка №212 предоставление пострадавшим гражданам выплаты осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Забайкальского края следующих условий: 1) постоянное (фактическое) проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации; 2) нарушение условий жизнедеятельности пострадавшего гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Списки формируются на основании заявлений пострадавших граждан и заключений комиссий об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности граждан в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации (п.5 Порядка №212).
Финансирование расходов на предоставление выплат осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе за счет средств резервного фонда Правительства Забайкальского края в соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 9 апреля 2014 года N 144, Резервного фонда Забайкальского края в соответствии с Законом Забайкальского края от 25 декабря 2012 года N 758-ЗЗК "О Резервном фонде Забайкальского края", с возможным последующим возмещением из федерального бюджета (п.12 Порядка №212).
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 N 46 "О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями" с учетом изменений, внесенных Постановлением Губернатора Забайкальского края от 21.06.2021 N 47 в границах муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края с 22.06.2021 года введен режим чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями".
Постановлением Главы Администрации муниципального района «Шилкинский район» от 22.07.2021 №292 на территории муниципального района «Шилкинский район» введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением Главы муниципального района «Шилкинский район» от 22.07.2021 №292, (с постановлением о внесении изменений от 25.07.2021 №293) определены границы зоны действия режима «Чрезвычайная ситуация» на территории муниципального района «Шилкинский район».
Согласно указанным выше постановлениям жилой дом по адресу: <адрес> находился в зоне затопления 22 июля 2021 года.
Согласно справке Администрации сельского поселения «Верхнехилинское» от 02.09.2021 года истцы не включены в список на оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в жилом помещении, пострадавшем от чрезвычайной ситуации в июле 2021 года, в связи с отсутствием постоянной регистрации по адресу: <адрес>.
Из акта комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате выпадения обильных осадков, вызвавших паводковые явления и подтопление территории от 24.07.2021 года следует, что имущество первой необходимости по адресу: <адрес> пострадавшего гражданина САН, ее сына САЛ, брата ПСН утрачено частично.
САН зарегистрирована по адресу: <адрес>. САЛ зарегистрирован по адресу: <адрес> 22.12.2020 года. ПСН зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Договор энергоснабжения по адресу: <адрес> заключен с САН с 13.12.2019 года.
Из справки Администрации СП «Верхнехилинское» от 11.10.2021 года следует, что техническая инвентаризация дома, расположенного по адресу: <адрес> не проводилась, проектная документация отсутствует.
Согласно справке Администрации СП «Верхнехилинское» от 17.08.2021 года САН зарегистрирована по адресу: <адрес>, фактически проживает по адресу: <адрес> имеет состав семьи: сын САЛ, брат ПСН.
Допрошенные в судебном заседании свидетели, оснований не доверять показаниям которых у суда не имеется, пояснили, что истцы проживают по указанному адресу на постоянной основе, в том числе проживали там и на момент паводка.
Проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что истцы на постоянной основе проживают в жилом помещении, которое попало в зону затопления. В результате чрезвычайной ситуации, их имущество первой необходимости утрачено частично, в связи с чем, они имеют право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных законом.
С учетом требований действующего законодательства, суд считает правильным указать в резолютивной части решения, что суммы компенсации должны быть выплачены за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе резервного фонда Правительства Забайкальского края.
При этом, с учетом положений приведенных выше норм законодательства, надлежащими ответчиками по делу являются Администрация сельского поселения «Верхнехилинское» и Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края. В удовлетворении требований к остальным ответчикам надлежит отказать.
Учитывая изложенное, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Шилкинского межрайонного прокурора, действующего в интересах САН, САЛ, ПСН к Администрации сельского поселения «Верхнехилинское», Администрации муниципального района «Шилкинский район», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, Правительству Забайкальского края, Управлению по вопросам миграции УМВД России по Забайкальскому краю об установлении факта постоянного проживания, признании права на получение компенсации, обязании совершить определенные действия удовлетворить частично.
Установить факт постоянного проживания САН, САЛ, ПСН в жилом помещении по адресу: <адрес> для получения финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей на территории муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края в июле 2021 года.
Признать за САН, САЛ, ПСН право на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 рублей каждому, а всего 150 000 рублей в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края в июле 2021 года.
Обязать Администрацию сельского поселения «Верхнехилинское» включить САН, САЛ, ПСН в списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края в июле 2021 года.
Взыскать с Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края в пользу САН, САЛ, ПСН финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 рублей каждому, а всего 150 000 рублей за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе за счет средств резервного фонда Правительства Забайкальского края.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Шилкинский районный суд Забайкальского края.
Председательствующий Терновая Ю.В.
Решение изготовлено 25 октября 2021 года.
Председательствующий Терновая Ю.В.