Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-1/2022 (12-178/2021;) от 04.08.2021

к делу № 12-75/2022

УИД № 23RS0036-01-2021-001490-16

РЕШЕНИЕ

г.Тимашевск                                09 февраля 2022 года

Судья Тимашевского районного суда Краснодарского края <ФИО>2, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу инженера по охране среды (эколог) ООО «Тимашевский сахарный завод» <ФИО>1 на постановление государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ от <дд.мм.гггг> в отношении <ФИО>1,

установил:

Обжалуемым постановлением государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора от <дд.мм.гггг>, <ФИО>1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением ей административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с постановлением <ФИО>1обратилась в суд с жалобой на него.

В обоснование требований указывает, что образующиеся на полях фильтрации осадок (шлам) земляной не является отходом, обладают потребительскими свойствами после обезвоживания, выступают средством обваловки полей фильтрации.

Представитель заявителя в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Управление Росприроднадзора просили рассмотреть дело об административном правонарушении в его отсутствии

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы свидетельствует о наличии оснований для ее удовлетворения.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой права, являются отношения по охране окружающей среды, порядок природопользования. Виновный посягает на установленные требования и порядок работы с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях (бездействии) по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при размещении отходов производства и потребления.

Субъектом административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по размещению отходов производства и потребления.

С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Нормы, регламентирующие обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, содержатся в том числе, в Федеральных законах от <дд.мм.гггг> N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), от <дд.мм.гггг> N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), а также в нормативных правовых актах Правительства РФ и ведомственных нормативных правовых актах.

В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.

Согласно п. 1 ст. 22 Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Из обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении следует, что ООО «Тимашевский сахарный завод» использует поля фильтрации для размещения отходов V класса опасности - осадок (шлам) земляной от промывки овощей (свеклы, картофеля и т.д.), при этом в нарушение ст. 12 Федерального закона от <дд.мм.гггг> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объект размещения отходов не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов. Ввиду ненадлежащего исполнения инженером по охране окружающей среды (эколог) ООО «Тимашевский сахарный завод» <ФИО>1 должностных обязанностей юридическое лицо осуществляет деятельность с нарушением природоохранного законодательства РФ.

Постановлением Тимашевского районного суда назначена экологическая судебная экспертиза, производство которой было поручено АНО «Экологическая ассоциация судебных экспертов и аудиторов».

Из заключения эксперта следует следующее.

Осадок, используемый ООО «Тимашевский сахарный завод» для укрепления валов (обваловки) отстойников и карт полей фильтрации, по всем проанализированным показателям позволяет отнести его к грунту, а именно: Вторичному грунту, соответствующему требованиям Технических условий ООО «Тимашевский сахарный завод» «Вторичный почвогрунт из осадка (шлама) земельного от промывки овощей (картофеля, свеклы)» ТУ<№>-2021 от <дд.мм.гггг>, а не к отходу.

С учетом установленного процесса производства сахара из сахарной свеклы в результате очистки сточных вод, которые поступают на Поля фильтрации ООО «ТСЗ» в период переработки свеклы в сахар, образуется осадок (шлам) земляной от промывки овощей (картофеля, свеклы). Данный осадок является отходом V класса (практически неопасные отходы).

В дальнейшем указанный отход – осадок (шлам) земляной промывки овощей (картофеля, свеклы) – утилизируется путем его преобразования во Вторичный грунт в процессе выдерживания в сооружениях Полей фильтрации в зимне-весенний период после завершения поступления сточных вод.

На момент использований для укрепления валов (обваловки) отстойников и карт полей фильтрации осадок по всем проанализированным показателям позволяет отнести его к грунту, а не к отходу.

Поля фильтрации, принадлежащие ООО «Тимашевский сахарный завод», являются сооружениями системы водоотведения сахарного завода, предназначенными для отчистки сточных вод, не являются объектом размещения отходов и не подлежат включению в государственной реестр объектов размещения отходов.

Согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии РФ если в проектной документации строительства и эксплуатации иловых площадок (карт) установлено, что данные площадки являются элементом очистных сооружений предприятия и их эксплуатация осуществляется в указанных целях и в соответствии с проектными показателями, в том числе по обеспечению требуемой очистки сточных вод, объему накопления осадков и прочими данными, иловые площадки не могут быть рассмотрены как объекты размещения отходов.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. К числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.

Положения ст. ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ во взаимосвязи со ст. 2.1 этого Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и ст. 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

На основании изложенного, привлечение должностного лица к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ нельзя признать законным и обоснованным.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Указанные положения нашли отражения и в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дд.мм.гггг> N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Поскольку, вина должностного лица <ФИО>1 в совершении административного правонарушения не установлена, обжалуемые постановление должностного лица подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░.░░.░░░░> ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 4 ░░. 8.2 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░) ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░» <░░░>1 - ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 4 ░░. 8.2 ░░░░ ░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░.2 ░.1 ░░.24.5 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░) ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░» <░░░>1 – ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░. 30.2- 30.8 ░░░░ ░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

12-1/2022 (12-178/2021;)

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Борисова Наталья Викторовна
Суд
Тимашевский районный суд Краснодарского края
Судья
Жане Хазрет Адамович
Дело на сайте суда
timashevsky--krd.sudrf.ru
04.08.2021Материалы переданы в производство судье
19.08.2021Судебное заседание
23.08.2021Судебное заседание
30.08.2021Судебное заседание
29.11.2021Судебное заседание
09.02.2022Судебное заседание
20.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее