Дело № 2-3869/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 октября 2016 года Центральный районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Багрянской В.Ю.,
при секретаре Шестаковой М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Толоконниковой ФИО7 к жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по <адрес> и жилищно-бытовой комиссии ОПБ ГУ МВД России по <адрес> о признании права на социальную выплату, о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной выплаты на приобретение или строительство жилья, о возложении обязанности передать жилищное дело для решения вопроса о постановке на учет,
установил:
Истец обратилась с настоящим иском указывая, что в ДД.ММ.ГГГГ года, являясь действующим сотрудником ОПБ ГУ МВД России по <адрес> нуждающимся в улучшении жилищных условий, она обратилась с заявлением в ЖБК ОПБ ГУ МВД России по <адрес> о постановке ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья. Длительное время не получала ответа на свое заявление и полагала, что поставлена на учет. Из ответа начальника ОПБ ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ей стало известно, что ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в постановке на учет. Полагая решение ЖБК незаконным, истец обратилась в суд и просит отменить данное решение, обязать ЖБК ОПБ передать ее жилищное дело в ЖБК ГУ МВД России по <адрес>, обязать ЖБК ГУ МВД России по <адрес> принять решение о постановке на учет и признать за ней право на получение единовременной социальной выплаты (л.д. 4-8).
Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем представила суду письменное заявление.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Васнева Е.Н. требования истца поддержала, привела правовое обоснование заявленных требований.
Представитель ответчика ЖБК ОПБ ГУ МВД России по <адрес> по доверенности Мудров М.В. с иском не согласился, полагает, что решение ЖБК ОПБ законно и обоснованно.
Представитель ответчика ЖБК ГУ МВД России по <адрес> по доверенности Романцов С.Н. также с иском не согласился.
Суд в силу норм ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся участников Судебного заседания, использовавших свое право на участие в судебном заседании, предусмотренное ст. 35 ГПК РФ по своему усмотрению.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из представленных суду документов и пояснений представителей сторон, судом установлено, что истец Толоконникова Е.Н. проходила службу в органах внутренних дел, уволена ДД.ММ.ГГГГ по выслуге лет, на момент увольнения истца выслуга лет в календарном исчислении составила 12 лет шесть месяцев, в льготном исчислении 21 год 11 дней (л.д. 11). ДД.ММ.ГГГГ, истец обратилась в ЖБК ОПБ ГУ МВД России по <адрес> с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, на момент обращения выслуга истца в календарном исчислении составляла 11 лет 02 месяца 05 дней. ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в постановке на учет. Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются и суд считает их установленными на основании ч. 2 ст. 68 ГПК РФ.
Согласно ст.1 ч.2 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ (ред. от 25.11.2013, с изм. от 02.12.2013) "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, считаются: супруга (супруг), состоящие (состоявшие) в зарегистрированном браке с сотрудником; несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как указано в ст. 4 вышеуказанного закона сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата). Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Единовременная социальная выплата предоставляется не позднее одного года со дня гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел в равных частях членам семьи, а также родителям сотрудника погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, при наличии у погибшего (умершего) сотрудника условий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации. Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", согласно ст.1 которых Правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - единовременная выплата) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), членам их семей, а также родителям сотрудников, погибших, умерших вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел. Предоставление единовременной выплаты членам семьи, а также родителям погибшего (умершего) сотрудника осуществляется не позднее 1 года со дня гибели (смерти) сотрудника в порядке и на условиях, которые установлены для сотрудников (ст.3). Ст.5 регламентирует порядок постановки на учет и перечень необходимых документов. Принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась. К заявлению прилагаются необходимый перечень документов. В случае если несколько членов одной семьи являются сотрудниками, то на учет для получения единовременной выплаты принимается один из членов семьи (по их выбору). В случае увольнения со службы (за исключением увольнения со службы по основаниям, дающим право на получение пенсии), гибели (смерти) или признания судом безвестно отсутствующим либо умершим того из членов семьи, который состоит на учете, учетное дело переоформляется на другого члена семьи, проходящего службу в качестве сотрудника.
Как указано в ст.15 Правил…решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил. Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.
Таким образом, вышеуказанный Федеральный закон и Постановление Правительства РФ содержат правовые основания для постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и основания снятия с указанного учета.
Как установлено судом из представленных документов и пояснений сторон, решение об отказе в постановке Толоконниковой Е.Н. на учет принято ЖБК ОПБ и утверждено начальником ОПБ ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что Толоконникова Е.Н. и члены ее семьи обеспечены жилой площадью сверх установленной нормы.
Согласно ч. 1 ст. 44 ныне действующего закона "О полиции" N 3-ФЗ от 07.02.2011 г. обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказом МВД РФ от 24 мая 2003 г. N 345 "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел" утверждено Положение о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади.
Согласно пункту 2 названного Положения постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим приказом.
Согласно пункту 3 Положения учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (за исключением <адрес> и <адрес>), и обеспечение их жильем, осуществляется в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены данные подразделения.
Учет очередников ведется по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений (пункт 4).
Принятые на учет очередники включаются в Книгу учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 7).
Вышеназванное Положение предусматривает однозначный порядок учета сотрудников подразделений МВД РФ, нуждающихся в улучшении жилищных условий - в ГУ МВД субъекта РФ, в данном случае в ГУ МВД России по <адрес>.
Приказом ГУ МВД России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по <адрес>. Согласно п. 5.7. указанного Положения, решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается ЖБК ГУ МВД России по <адрес>.
Из представленных суду документов следует, что решение об отказе в принятии на учет Толоконниковой Е.Н. на получение единовременной выплаты принято ЖБК ОПБ ГУ МВД России, т.е. органом не уполномоченным принимать указанные решения. Ответчики не смогли документально подтвердить, что ОПБ предоставлено право самостоятельно принимать указанные решения. Ссылки представителя ОПБ на секретность Положения о ЖБК ОПБ суд не может принять во внимание, ввиду того, что данные доводы документально не подтверждены.
Также судом из пояснений представителей ответчиков установлено, что жилищное дело на истца ЖБК ОПБ в ЖБК ГУ МВД России по <адрес>, в нарушение установленного порядка, не передавалось, и ЖБК ГУ МВД России по <адрес> никаких решений в отношении истца не принимала.
Доводы представителей ответчиков о том, что Толоконникова Е.Н. присутствовала на заседании ЖБК ОПБ ДД.ММ.ГГГГ и знала о принятом решении, также документально не подтверждены. Из содержания протокола следует, что на заседании комиссии присутствовали председатель комиссии, члены комиссии и секретарь комиссии. Данных о том, что заседание комиссии проводилось в личном присутствии Толоконниковой Е.Н. протокол не содержит (л.д.10). Ответчик ЖБК ОПБ также не представил суду доказательств того, что решение комиссии, оформленное выпиской из протокола установленной формы, направлялось Толоконниковой Е.Н.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования истца о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной выплаты на приобретение или строительство жилья, о возложении обязанности передать жилищное дело для последующего решения вопроса о постановке на учет (об отказе в постановке на учет) являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая, что право истца на рассмотрение ее заявления уполномоченным органом, было нарушено, суд полагает, что требования истца о признании за ней права на получение единовременной социальной выплаты заявлены преждевременно, поскольку, ЖБК ГУ МВД России по <адрес> заявление истца не рассматривала и решения об отказе в постановке на учет не принимала. Суд, разрешая заявленные требования, не вправе подменять собой орган в компетенцию которого входит разрешение данного вопроса. Исходя из этого, требования истца о признании за ней права на получение единовременной выплаты удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194-198 ГПК РФ, суд
р ешил:
Исковые требования Толоконниковой ФИО8 к жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по <адрес> и жилищно-бытовой комиссии ОПБ ГУ МВД России по <адрес> о признании права на социальную выплату, о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной выплаты на приобретение или строительство жилья, о возложении обязанности передать жилищное дело для решения вопроса о постановке на учет удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение жилищно-бытовой комиссии ОПБ ГУ МВД России по <адрес>, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать жилищно-бытовую комиссию ОПБ ГУ МВД России по <адрес> подготовить жилищное дело Толоконниковой ФИО9 и передать его в жилищно-бытовую комиссию ГУ МВД России по <адрес>.
Обязать жилищно-бытовую комиссию ГУ МВД России по <адрес> разрешить вопрос о принятии на учет (об отказе в принятии на учет) Толоконниковой ФИО10 для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В остальной части требований истцу отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме принято 12 октября 2016 года.
Дело № 2-3869/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 октября 2016 года Центральный районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Багрянской В.Ю.,
при секретаре Шестаковой М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Толоконниковой ФИО7 к жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по <адрес> и жилищно-бытовой комиссии ОПБ ГУ МВД России по <адрес> о признании права на социальную выплату, о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной выплаты на приобретение или строительство жилья, о возложении обязанности передать жилищное дело для решения вопроса о постановке на учет,
установил:
Истец обратилась с настоящим иском указывая, что в ДД.ММ.ГГГГ года, являясь действующим сотрудником ОПБ ГУ МВД России по <адрес> нуждающимся в улучшении жилищных условий, она обратилась с заявлением в ЖБК ОПБ ГУ МВД России по <адрес> о постановке ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья. Длительное время не получала ответа на свое заявление и полагала, что поставлена на учет. Из ответа начальника ОПБ ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ей стало известно, что ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в постановке на учет. Полагая решение ЖБК незаконным, истец обратилась в суд и просит отменить данное решение, обязать ЖБК ОПБ передать ее жилищное дело в ЖБК ГУ МВД России по <адрес>, обязать ЖБК ГУ МВД России по <адрес> принять решение о постановке на учет и признать за ней право на получение единовременной социальной выплаты (л.д. 4-8).
Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем представила суду письменное заявление.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Васнева Е.Н. требования истца поддержала, привела правовое обоснование заявленных требований.
Представитель ответчика ЖБК ОПБ ГУ МВД России по <адрес> по доверенности Мудров М.В. с иском не согласился, полагает, что решение ЖБК ОПБ законно и обоснованно.
Представитель ответчика ЖБК ГУ МВД России по <адрес> по доверенности Романцов С.Н. также с иском не согласился.
Суд в силу норм ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся участников Судебного заседания, использовавших свое право на участие в судебном заседании, предусмотренное ст. 35 ГПК РФ по своему усмотрению.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из представленных суду документов и пояснений представителей сторон, судом установлено, что истец Толоконникова Е.Н. проходила службу в органах внутренних дел, уволена ДД.ММ.ГГГГ по выслуге лет, на момент увольнения истца выслуга лет в календарном исчислении составила 12 лет шесть месяцев, в льготном исчислении 21 год 11 дней (л.д. 11). ДД.ММ.ГГГГ, истец обратилась в ЖБК ОПБ ГУ МВД России по <адрес> с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, на момент обращения выслуга истца в календарном исчислении составляла 11 лет 02 месяца 05 дней. ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в постановке на учет. Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются и суд считает их установленными на основании ч. 2 ст. 68 ГПК РФ.
Согласно ст.1 ч.2 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ (ред. от 25.11.2013, с изм. от 02.12.2013) "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, считаются: супруга (супруг), состоящие (состоявшие) в зарегистрированном браке с сотрудником; несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как указано в ст. 4 вышеуказанного закона сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата). Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Единовременная социальная выплата предоставляется не позднее одного года со дня гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел в равных частях членам семьи, а также родителям сотрудника погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, при наличии у погибшего (умершего) сотрудника условий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации. Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", согласно ст.1 которых Правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - единовременная выплата) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), членам их семей, а также родителям сотрудников, погибших, умерших вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел. Предоставление единовременной выплаты членам семьи, а также родителям погибшего (умершего) сотрудника осуществляется не позднее 1 года со дня гибели (смерти) сотрудника в порядке и на условиях, которые установлены для сотрудников (ст.3). Ст.5 регламентирует порядок постановки на учет и перечень необходимых документов. Принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась. К заявлению прилагаются необходимый перечень документов. В случае если несколько членов одной семьи являются сотрудниками, то на учет для получения единовременной выплаты принимается один из членов семьи (по их выбору). В случае увольнения со службы (за исключением увольнения со службы по основаниям, дающим право на получение пенсии), гибели (смерти) или признания судом безвестно отсутствующим либо умершим того из членов семьи, который состоит на учете, учетное дело переоформляется на другого члена семьи, проходящего службу в качестве сотрудника.
Как указано в ст.15 Правил…решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил. Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.
Таким образом, вышеуказанный Федеральный закон и Постановление Правительства РФ содержат правовые основания для постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и основания снятия с указанного учета.
Как установлено судом из представленных документов и пояснений сторон, решение об отказе в постановке Толоконниковой Е.Н. на учет принято ЖБК ОПБ и утверждено начальником ОПБ ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что Толоконникова Е.Н. и члены ее семьи обеспечены жилой площадью сверх установленной нормы.
Согласно ч. 1 ст. 44 ныне действующего закона "О полиции" N 3-ФЗ от 07.02.2011 г. обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказом МВД РФ от 24 мая 2003 г. N 345 "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел" утверждено Положение о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади.
Согласно пункту 2 названного Положения постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим приказом.
Согласно пункту 3 Положения учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (за исключением <адрес> и <адрес>), и обеспечение их жильем, осуществляется в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены данные подразделения.
Учет очередников ведется по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений (пункт 4).
Принятые на учет очередники включаются в Книгу учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 7).
Вышеназванное Положение предусматривает однозначный порядок учета сотрудников подразделений МВД РФ, нуждающихся в улучшении жилищных условий - в ГУ МВД субъекта РФ, в данном случае в ГУ МВД России по <адрес>.
Приказом ГУ МВД России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по <адрес>. Согласно п. 5.7. указанного Положения, решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается ЖБК ГУ МВД России по <адрес>.
Из представленных суду документов следует, что решение об отказе в принятии на учет Толоконниковой Е.Н. на получение единовременной выплаты принято ЖБК ОПБ ГУ МВД России, т.е. органом не уполномоченным принимать указанные решения. Ответчики не смогли документально подтвердить, что ОПБ предоставлено право самостоятельно принимать указанные решения. Ссылки представителя ОПБ на секретность Положения о ЖБК ОПБ суд не может принять во внимание, ввиду того, что данные доводы документально не подтверждены.
Также судом из пояснений представителей ответчиков установлено, что жилищное дело на истца ЖБК ОПБ в ЖБК ГУ МВД России по <адрес>, в нарушение установленного порядка, не передавалось, и ЖБК ГУ МВД России по <адрес> никаких решений в отношении истца не принимала.
Доводы представителей ответчиков о том, что Толоконникова Е.Н. присутствовала на заседании ЖБК ОПБ ДД.ММ.ГГГГ и знала о принятом решении, также документально не подтверждены. Из содержания протокола следует, что на заседании комиссии присутствовали председатель комиссии, члены комиссии и секретарь комиссии. Данных о том, что заседание комиссии проводилось в личном присутствии Толоконниковой Е.Н. протокол не содержит (л.д.10). Ответчик ЖБК ОПБ также не представил суду доказательств того, что решение комиссии, оформленное выпиской из протокола установленной формы, направлялось Толоконниковой Е.Н.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования истца о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной выплаты на приобретение или строительство жилья, о возложении обязанности передать жилищное дело для последующего решения вопроса о постановке на учет (об отказе в постановке на учет) являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая, что право истца на рассмотрение ее заявления уполномоченным органом, было нарушено, суд полагает, что требования истца о признании за ней права на получение единовременной социальной выплаты заявлены преждевременно, поскольку, ЖБК ГУ МВД России по <адрес> заявление истца не рассматривала и решения об отказе в постановке на учет не принимала. Суд, разрешая заявленные требования, не вправе подменять собой орган в компетенцию которого входит разрешение данного вопроса. Исходя из этого, требования истца о признании за ней права на получение единовременной выплаты удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194-198 ГПК РФ, суд
р ешил:
Исковые требования Толоконниковой ФИО8 к жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по <адрес> и жилищно-бытовой комиссии ОПБ ГУ МВД России по <адрес> о признании права на социальную выплату, о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной выплаты на приобретение или строительство жилья, о возложении обязанности передать жилищное дело для решения вопроса о постановке на учет удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение жилищно-бытовой комиссии ОПБ ГУ МВД России по <адрес>, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать жилищно-бытовую комиссию ОПБ ГУ МВД России по <адрес> подготовить жилищное дело Толоконниковой ФИО9 и передать его в жилищно-бытовую комиссию ГУ МВД России по <адрес>.
Обязать жилищно-бытовую комиссию ГУ МВД России по <адрес> разрешить вопрос о принятии на учет (об отказе в принятии на учет) Толоконниковой ФИО10 для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В остальной части требований истцу отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме принято 12 октября 2016 года.