Дело № 2а-27/19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Кривошеино 28 февраля 2019 года
Кривошеинский районный суд Томской области в составе председательствующего судьи Петрушенко Ф.З., при секретаре Федореевой Е.П., с участием административного истца – помощника прокурора Кривошеинского района Томской области Семёновой О.С., представителя административного ответчика – Главы Администрации Новокривошеинского сельского поселения – Саяпина А.О., действующего на основании Устава поселения, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению прокурора Кривошеинского района о признании незаконным бездействия Администрации Новокривошеинского сельского поселения, обязании устранить нарушения законодательства о теплоснабжении,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кривошеинского района Томской области обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Новокривошеинского сельского поселения, обязании устранить нарушения законодательства о теплоснабжении.
Административный истец в обоснование заявленных требований сослался на положения Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», статьи 14 Федерального закона от 06.01.2013 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статью 1 закона Томской области «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области», пункт 1 части 3 статьи 24 Устава Новокривошеинского сельского поселения и указал, что Администрация Новокривошеинского сельского поселения не исполняет возложенных обязанностей по организации в границах поселения теплоснабжения населения.
Истец указал, что при проведении проверки готовности к отопительному периоду 2018/2019 годов было установлено, что сельское поселение не готово к отопительному периоду. Выданным поселению актом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №, установлены нарушения на котельных, расположенных в с. Новокривошеино.
Прокурор указал, что при проведении им проверки установлено, что выявленные нарушения законодательства о теплоснабжении не были устранены. Вопреки положениям законодательства о теплоснабжении на автономных источниках теплоснабжения, расположенных по <адрес> в с. Новокривошено Кривошеинского района Томской области, отсутствуют разрешения на допуск в эксплуатацию автономных источников теплоснабжения; не проведено инструментально-визуальное наружное и внутреннее обследование дымовых труб с привлечением специализированной организации; отсутствует утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительные записки и др.).
Административный истец, заявляя требования в защиту интересов неопределенного круга лиц, считает, что бездействие ответчика, может послужить причиной нарушения бесперебойного теплоснабжения населения, повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, их имуществу, условиям нормальной жизнедеятельности людей.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Кривошеинского района Семёнова О.С. поддержала заявленные исковые требования и привела доводы, указанные в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Администрации Новокривошеинского сельского поселения признал требования административного иска. Пояснил, что Администрация Новокривошеинского сельского поселения не бездействовала и принимала меры по организации теплоснабжения населения. Считает обоснованным заявленные прокурором требования об обязании совершить конкретные действия по соблюдению законодательства о теплоснабжении. Просит принять во внимание, что восстановить утраченную проектную документацию в указанный прокурором срок невозможно. Администрация поселения принимает меры к восстановлению документов на указанные АИТы, однако есть необходимость заказать новые документы, а с учетом стоимости работ, это потребует времени для объявления конкурса.
Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.01.2013 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ № 131), к вопросам местного значения относятся в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В пункте 4.2 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
Согласно пункту 4 части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», к полномочиям органов местного самоуправления относится в том числе выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду;
В части 1.1 статьи 6 указанного Федерального закона предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В статье 1 закона Томской области от 17.11.2014 № 152-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области» установлено, что за сельскими поселениями Томской области закрепляются вопросы местного значения, в том числе и предусмотренные пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Устав Новокривошеинского сельского поселения содержит нормы, согласно которым вопрос о теплоснабжении населения относится к его полномочиям, осуществление указанных полномочий возложено на Администрацию Новокривошеинского сельского поселения (пункт 1 части 3 статьи 24).
Согласно пункту 9 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утверждённых приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 (далее – Правил), паспорт готовности к отопительному периоду (далее - паспорт) составляется по рекомендуемому образцу согласно приложению № 2 к настоящим Правилам и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный Перечнем.
Пунктом 12 Правил предусмотрено, что организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной пунктом 10 настоящих Правил, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.
В соответствии с п. 2.4.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Минэнерго от 24 марта 2003 г. N 115 (далее - ПТЭТЭ), новые или реконструированные тепловые энергоустановки принимаются в эксплуатацию в порядке, установленном настоящими Правилами.
Пунктом 2.4.2. ПТЭТЭ предусмотрено, что допуск в эксплуатацию новых и реконструированных тепловых энергоустановок осуществляют органы государственного энергетического надзора на основании действующих нормативно-технических документов.
Включение в работу тепловых энергоустановок производится после их допуска в эксплуатацию (п. 2.4.11 ПТЭТЭ»..
Пунктом 3.3.14 ПТЭТЭ предусмотрено, что в организациях составляются инструкции по эксплуатации металлических дымовых труб.
В данном пункте указана периодичность конкретных действий по наблюдениям за состоянием металлических дымовых труб при их эксплуатации. В том числе предусмотрена необходимость инструментально-визуального наружного и внутреннего обследования с привлечением специализированной организации - один раз в 3 года в период летнего отключения котлов. Проверка вертикальности трубы геодезическими методами (с помощью теодолита) предусмотрена один раз в 5 лет; в случае заметного наклона трубы, обнаруженного визуально, организовывается внеочередная инструментальная проверка вертикальности трубы;
Согласно пункту 2.8.1. ПТЭТЭ, при эксплуатации тепловых энергоустановок хранятся и используются в работе следующие документы:- генеральный план с нанесенными зданиями, сооружениями и тепловыми сетями;- утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями; - акты приемки скрытых работ, испытаний и наладки тепловых энергоустановок и тепловых сетей, акты приемки тепловых энергоустановок и тепловых сетей в эксплуатацию;- акты испытаний технологических трубопроводов, систем горячего водоснабжения, отопления, вентиляции; - акты приемочных комиссий; - исполнительные чертежи тепловых энергоустановок и тепловых сетей;- технические паспорта тепловых энергоустановок и тепловых сетей;- технический паспорт теплового пункта;- инструкции по эксплуатации тепловых энергоустановок и сетей, а также должностные инструкции по каждому рабочему месту и инструкции по охране труда.
Суд считает установленным, что Администрация Новокривошеинского сельского поселения при осуществлении подготовки к отопительному периоду 2018-2019 гг. была обязана обеспечить проведение указанных в иске прокурора мероприятий на АИТ в с. Новокривошеино.
Акт Ростехнадзора №, которым установлены нарушения Администрацией Новокривошеинского сельского поселения закона о теплоснабжения, был составлен при участии и.о. Главы поселения и вручен в день составления акта 19.10.2018 года. При составлении акта и после получения на руки данного акта представитель Администрации не оспаривал действий и выводов комиссии Ростехнадзора по проверке готовности котельных поселения к отопительному сезону.
Прокурором Кривошеинского района 26.11.2018 года было направлено на имя Главы поселения представление об устранении нарушений.
Как следует из ответа на представление прокурора, нарушения законодательства о теплоснабжении, послужившие впоследствии основанием для обращения с указанным иском в суд, не были устранены.
В ответе Глава Новокривошеинского сельского поселения указывал на причины, препятствующие устранению выявленных нарушений.
В судебном заседании установлено, что административный ответчик в пределах управляемой им территории обязан обеспечивать надлежащее теплоснабжение населения.
Судом установлено, что административным ответчиком не было обеспечено проведение указанных в административном иске работ по подготовке автономных источников теплоснабжения, расположенных в с. Новокривошеино к отопительному сезону.
Ответчик не представил доказательств того, что до проведения проверки им были совершены указанные в административном иске действия, направленные на реализацию полномочий администрации поселения по обеспечению исполнения законодательства о теплоснабжении.
Поэтому суд приходит к выводу о бездействии ответчика, не исполняющего своих обязанностей, прямо предусмотренных приведенными положениями Федерального закона «О теплоснабжении».
Бездействие органа местного самоуправления создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, их имуществу, условиям нормальной жизнедеятельности людей, тем самым нарушает права неопределенного круга лиц.
Срок обращения в суд прокурором не был нарушен.
Требования административного истца о возложении на Администрацию Новокривошеинского сельского поселения обязанности по обеспечению надлежащего теплоснабжения населения в отопительный период 2018-2019 гг. являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лица, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.
В соответствии со ст.187 КАС РФ, суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Учитывая характер требований прокурора, принимая во внимание доводы представителя ответчика о затруднениях, связанных с восстановлением документации, утраченной не по вине Администрации Новокривошеинского сельского поселения, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда – до 01.12. 2019 года.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить требования прокурора в полном объёме.
Признать незаконным бездействие Администрации Новокривошеинского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по обеспечению надлежащего теплоснабжения населения в отопительный сезон 2018-2019 гг.
Обязать Администрацию Новокривошеинского сельского поселения в срок до 01 декабря 2019 года-
устранить замечания, указанные в акте проверки готовности к отопительному периоду 2018-2019 г.г. №, а именно:
- обеспечить наличие разрешений на допуск в эксплуатацию автономных источников теплоснабжения, расположенных по <адрес> в с. Новокривошено Кривошеинского района Томской области;
- обеспечить проведение на автономных источниках теплоснабжения, расположенных по <адрес> в с. Новокривошено Кривошеинского района Томской области, инструментально-визуального наружного и внутреннего обследования дымовых труб с при влечением специализированной организации.
- обеспечить наличие утверждённой проектной документации (чертежи, пояснительные записки и др.) на автономных источниках теплоснабжения, расположенных по <адрес> в с. Новокривошено Кривошеинского района Томской области.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Кривошеинский районный суд в течение месяца со дня принятия его судом.
Судья Ф.З. Петрушенко