Дело №
УИД: 54RS0№-52
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 марта 2022 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Заря Н.В.,
при помощнике Овчинниковой Н.Ю.,
с участием представителя истцов Строгановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Соломиной Т. В. к Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований <адрес> о признании незаконными начисления взносов на капитальный ремонт,
у с т а н о в и л :
Соломина Т. В. обратилась в суд с указанным иском к Фонду модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований <адрес>, в котором с учетом уточнений просит:
- признать незаконным начисление взносов на капитальный ремонт Соломиной Т. В. за квартиру по адресу: <адрес> (лицевой счет 10010047568), с января 2019 года;
- обязать Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований <адрес> зачесть денежные средства в размере 37 444,44 руб., уплаченные в счет взносов за капитальный ремонт, начисленные за квартиру по адресу: <адрес>, в счет исполнения обязательств по плате взносов на капитальный ремонт, возникающих с 28.09.2021г.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что является собственником <адрес> жилом доме по <адрес>, который вводился в эксплуатацию в разный период времени, блок-секциями.
Согласно официальным данным, размещенным на сайте регионального оператора капитального ремонта <адрес>, жилой дом по адресу: <адрес>, добавлен в региональную программу капитального ремонта, утвержденную Постановлением <адрес> от 27.11.2013г. №-п, 22.09.2016г. с указанием даты постройки – 01.03.2013г., с датой наступления обязанности у собственников по оплате взносов на капитальный ремонт 01.06.2017г. Вместе с тем, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию были выданы в отношении Блок-секции № – 29.03.2013г., в отношении блок-секции №.№ - /дата/, в отношении Блок-секции №.№ - /дата/. Таким образом, строительство жилого дома было окончено в 2015 году, по завершению строительства последних блок-секций - №,№, в состав которой входит квартира, принадлежащая истцу. Соответственно, как завершённый строительством объект, жилой дом, предусмотренный проектной и разрешительной документацией, возник в 2015 году. Блок-секция в составе многоквартирного жилого дома, в которой расположена квартира, принадлежащая истцу, введена в эксплуатацию /дата/. Таким образом, жилой дом не мог быть введен в эксплуатацию в 2013 году, как об этом указано в региональной программе капитального ремонта. Из сведений, содержащихся в ЕГРН, объект, многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, является единым и ему присвоен кадастровый №.
Согласно общедоступным сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре прав в отношении объекта недвижимости - многоквартирного жилого дома по <адрес>, датой его ввода в эксплуатацию по завершении строительства является 2015 год. Аналогичная информация содержится па общедоступном информационном сайте «Публичная кадастровая карта». https://pkk.rosreestr.ru., согласно которой годом ввода в эксплуатацию многоквартирного жилого дома по <адрес>, является 2015 год. В этой связи истец полагает, что включение жилого дома в программу капитального ремонта по дате ввода в эксплуатацию блок-секции №, введенной в эксплуатацию 29.03.2013г., незаконно налагает на них обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт ранее установленного срока, а также лишает их права на отсрочку по уплате взносов на капитальный ремонт, предусмотренную действующим законодательством, по истечении пяти лет с даты включения многоквартирного жилого дома в указанную программу. Указанные обстоятельства послужили основанием к обращению в суд с указанным иском.
В судебное заседание истец не явилась, извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, направила своего представителя Строганову Е.А., которая настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам уточненного иска.
Представители ответчика Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований <адрес>, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, письменных возражений по существу заявленных требований в суд не направили.
Выслушав пояснения представителя истца Строгановой Е.А., исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований, при этом исходит из следующего.
Так, из материалов дела следует, что Соломина Т. В. с 05.06.2019г. является собственником <адрес> жилом доме по <адрес>, что подтверждается выпиской ЕГРН.
Многоквартирный дом сдавался в эксплуатацию посекционно, в частности блок-секция 4-5, в которой находится квартира истцов, введена в эксплуатацию /дата/.
В соответствии с Постановлением <адрес> №-п от 27.11.2013г. дом был включен в программу капитального ремонта /дата/ с указанием даты постройки - /дата/ год.
Как следует из выписки по лицевому счету №, истцу, как собственнику помещения № в указанном многоквартирном жилом доме, были начислены вносы на капитальный ремонт, начиная с января 2019г., а размере 37 444,44 руб., которые в полном объеме истцом оплачены.
Из письма Фонда модернизации и развития ЖКХ МО <адрес> от /дата/ № Ж-07293 в ответ на обращение представителя истца следует, что согласно Постановлению <адрес> №-п от /дата/, у собственников помещений в многоквартирном доме, введенного в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного на территории <адрес> и включенного в региональную программу, возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, по истечении пяти лет с даты включения данного многоквартирного жилого дома в указанную программу. Указанное постановление распространяется свое действие на МКД, которые введены в эксплуатацию после /дата/ и включены в региональную программу в порядке актуализации после /дата/ Дом по адресу г Новосибирск, Военная 16, включен в региональную программу капитального ремонта в сентябре 2016 года без разделения на отдельные блок-секции с указанием даты ввода в эксплуатацию – /дата/.
Оценивая обоснованность заявленных истцом требований, суд учитывает следующее.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В связи с принятием Федерального закона от /дата/ №271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (вступил в силу с /дата/) был изменен порядок организации проведения капитального ремонта. С учетом изменений, обязанность собственников помещений многоквартирных домов по внесению платы на капитальный ремонт общего имущества заменена на обязанность по внесению соответствующих взносов, которые обособлены от платы за содержание и ремонт жилого помещения. Положениями раздела IX ЖК РФ установлен особый порядок и условия внесения взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Статьей 39 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно положениям статей 153 и 154 ЖК РФ взнос на капитальный ремонт входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (пункт 1 статьи 168 ЖК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 168 ГК РФ, региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.
Согласно части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 3 статьи 169 ЖК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 ЖК РФ.
Частью 5.1 статьи 170 ЖК РФ установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Согласно статье 3.<адрес> от /дата/ № «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>» обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, когда обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного <адрес> в соответствии с частью 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации и настоящим Законом.
Согласно статье 9 указанного Закона региональная программа капитального ремонта подлежит ежегодной актуализации в части включения в нее сведений о многоквартирных домах, в которых в истекшем году был проведен капитальный ремонт общего имущества (выполнены услуги и (или) работы по капитальному ремонту); вновь введенных в эксплуатацию многоквартирных домах; многоквартирных домах, в отношении которых установлено наличие угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Соответствующая региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес> на 2014-2043 годы, утверждена Постановлением <адрес> от /дата/ №-п.
Постановлением <адрес> от /дата/ №-п «Об установлении срока, по истечении которого у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, и включенном в нее при актуализации, возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме», с учетом изменений, внесенных Постановлением <адрес> №-п от /дата/, установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме возникает у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы, и включенном в региональную программу при ее актуализации, по истечении пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу (пункт 1).
Исходя из содержания указанных норм права следует, что у собственников помещений в многоквартирном доме обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме возникает по истечении пяти лет после возникновения права собственности на жилое помещение.
Право собственности, как и обязанность уплачивать взносы на капитальный ремонт, не может возникнуть у собственника ранее ввода в эксплуатацию многоквартирного дома.
В случае ввода дома в эксплуатацию блок-секциями, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственника может возникнуть только по истечении 5 лет с момента ввода в эксплуатацию блок-секции, в которой находится его квартира.
Иное толкование вышеуказанных норм права ставит собственников помещений в многоквартирных жилых домах, вводимых в эксплуатацию по секциям, в неравное положение по сравнению с собственниками помещений в многоквартирных домах, также введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы, но единым объектом и приводит к нарушению прав истца, установленных в части 3 статьи 158 ЖК РФ, на оплату взносов на капитальный ремонт с момента возникновения права собственности на квартиру.
Отсутствие в действующем законодательстве особого порядка включения в региональные программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию по секциям в разные периоды, не должно накладывать на собственников помещений дополнительные обязанности по уплате излишних взносов по капитальному ремонту и лишать их возможности защищать свои права в судебных процедурах.
Наличие общей инфраструктуры дома, как и единого адреса, в данном случае также правовых последствий не влечет.
В совокупности исследованных судом доказательств, суд приходит к выводу, что оснований для начисления взносов на капитальный ремонт истцу Соломиной Т.В., начиная с января 2019 года в отношении принадлежащей ей на праве собственности квартире по адресу: г Новосибирск, Военная 16-248, не имеется, при этом, суд исходит из следующего.
Судом установлено, что блок-секция в составе многоквартирного жилого дома расположенного по адресу <адрес>, Военная 16, в которой расположена квартира, принадлежащая истцам, введена в эксплуатацию /дата/, дом включен в региональную программу /дата/, поскольку обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственника возникает только по истечении пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу, данное обязательство об оплате взносов на капитальный ремонт у истца в спорный период не наступило.
Соответственно, начисления Фондом модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований <адрес> взносов за капитальный ремонт, начиная с января 2019 года в отношении принадлежащей Соломиной Т.В. на праве собственности квартиры по адресу: <адрес> - 248, признаются незаконными.
В связи с чем, суд обязывает Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований <адрес> зачесть денежные средства в размере 37 444,44 руб., уплаченные в счет взносов за капитальный ремонт, начисленные за квартиру по адресу: <адрес>, в счет исполнения обязательств по плате взносов на капитальный ремонт, возникающих с 28.09.2021г.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным начисление взносов на капитальный ремонт Соломиной Т. В. за квартиру по адресу: <адрес> (лицевой счет 10010047568), с января 2019 года;
Обязать Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований <адрес> зачесть денежные средства в размере 37 444,44 руб., уплаченные в счет взносов за капитальный ремонт, начисленные за квартиру по адресу: <адрес>, в счет исполнения обязательств по плате взносов на капитальный ремонт, возникающих с 28.09.2021г.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий судья /подпись/ Н.В. Заря