Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1702/2023 ~ М-1550/2023 от 20.06.2023

Дело № 2а-1702/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ульяновск                                        09 августа 2023 г.

Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:

               судьи Земцовой О.Б.,

               при секретаре Чеховой О.А.

               с участием административного истца Кузнецова А.Н.

           рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а1702/2023 по административному исковому заявлению Кузнецова А.Н. к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанности по предварительному согласованию предоставления земельного участка в аренду и утверждении схемы расположения земельного участка,

                    УСТАНОВИЛ:

Кузнецов А.Н. обратился в суд с уточненными исковыми требованиями к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанности по предварительному согласованию предоставления земельного участка в аренду и утверждении схемы расположения земельного участка.

В обоснование административного иска указано, что 28 марта 2023 г. им было подано заявление в Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка ориентировочной площадью 752 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для строительства индивидуального жилого дома.

Письмом от 26 апреля 2023 г. Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области отказало в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании п.6 ст. 11.9, п.п. 1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ.

Полагает данный отказ не соответствует действующему законодательству и ссылаясь на ст.ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст.36, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации просит признать незаконным отказ от 07 апреля 2023 г. в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка незаконным. Обязать Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области предварительно согласовать предоставление участка в аренду и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка 73:24:011601:3У1, общей площадью 752 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Административный истец Кузнецов А.Н. в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, письменных пояснениях.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представители заинтересованных лиц администрации г. Ульяновска, Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Заслушав административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 28 марта 2023 г. Кузнецов А.Н. обратился в Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве аренды в кадастровом квартале , площадью 752 кв.м., с местоположением: <адрес> с целью индивидуального жилищного строительства.

Согласно ответа Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от 07 апреля 2023 г. Кузнецову А.Н. было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве аренды в связи с тем, что по сведениям, представленным в порядке межведомственного взаимодействия Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, согласно Генеральному плану г. Ульяновска, утвержденному решением Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 г. № 83, земельный участок расположен на территории городских лесов.

В соответствии со ст.13 «Карта градостроительного зонирования» Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных постановлением администрации г. Ульяновска от 10 августа 2021 г. , земельный участок расположен в территориальной зоне «Ж1» - зоне застройки индивидуальными жилыми домами.

По ст. 15 «Карта зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды», Правил, земельный участок расположен в границах приаэродромной территории аэродрома Ульяновск (Баратаевка).

Согласно проекту планировки территории Железнодорожного района муниципального образования «город Ульяновск», утвержденному постановлением мэрии г. Ульяновска от 07 июля 2009 г. , земельный участок, расположен на территории элемента планировочной структуры (жилые, общественно-деловые, производственные, коммунально-складские микрорайоны и кварталы).

Согласно ст.14 п.п.14.8 СП 42.13330.2016 «Свод Правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденным Приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 г. /пр в состав экологического каркаса города включается помимо прочего – городские леса.

В связи с чем размещение объекта – индивидуального жилищного строительства на земельном участке противоречит требованиям СП Градостроительство и приведет к невозможности использования земельного участка по целевому назначению.

Вместе с тем, суд считает, что основания для признания указанного отказа Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области незаконным отсутствуют.

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункт 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ).

Правовое регулирование градостроительной деятельности, осуществляемое в целях устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1 статьи 2 ГрК РФ), предусматривает необходимость соотнесения законных интересов лиц, основанных в том числе на существующем землепользовании, и интересов публичных образований, возникающих в ходе принятия градостроительных решений, обеспечивающих потребности общества в целом (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулирован статьей 39.14 ЗК РФ.

Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка определены в пункте 8 статьи 39.15, статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Кодекса.

Одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ).

Как указано в пункте 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Помимо этого не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов (пункт 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки.

Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Часть 6.1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливающая требования к точности описания границ территориальных зон, введена в действие Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. N 507-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии с п. 9.1 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр, земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма, занятий физической культурой и спортом.

Статья 85 ЗК РФ предусматривает, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам, в том числе рекреационным (ч.1).

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений (ч.2).

Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма (ч.9).

В части 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2 статьи 37 ГрК РФ).

Согласно Генеральному плану г. Ульяновска, утвержденному решением Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 г. , земельный участок расположен на территории городских лесов.

Статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

В силу положений статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии с пунктом 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации городские леса относятся к защитным лесам, освоение которых согласно положениям статьи 12 настоящего Кодекса осуществляется с соблюдением их целевого использования и выполняемых ими полезных функций.

Пунктом 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются статьями 120 - 123 настоящего Кодекса.

На землях населенных пунктов могут располагаться леса, в том числе городские леса и другие защитные леса (пункт 1 статьи 122 Лесного кодекса Российской Федерации).

Из положений статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление гражданам лесных участков под индивидуальное жилищное строительство действующим лесным законодательством не предусмотрено.

Пунктом 5 части 2 статьи 116 Лесного кодекса Российской Федерации установлен запрет на строительство и эксплуатацию объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений в городских лесах.

Изменение границ земель, на которых располагаются городские леса, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается (часть 3 статьи 116 Лесного кодекса Российской Федерации)

Системное толкование приведенных положений законодательства запрещает передачу лесных участков из состава городских лесов в пользование граждан для индивидуального жилищного строительства.

Согласно ст.13 «Карта градостроительного зонирования» Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных постановлением администрации <адрес> от 10 августа 2021 г. , спорный земельный участок расположен в территориальной зоне «Ж1» - зоне застройки индивидуальными жилыми домами.

По ст. 15 «Карта зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды», Правил, земельный участок расположен в границах приаэродромной территории аэродрома Ульяновск (Баратаевка).

Согласно проекту планировки территории Железнодорожного района муниципального образования «город Ульяновск», утвержденному постановлением мэрии г. Ульяновска от 07 июля 2009 г. , земельный участок, расположен на территории элемента планировочной структуры (жилые, общественно-деловые, производственные, коммунально-складские микрорайоны и кварталы).

Из публичной кадастровой карты и Генерального плана г. Ульяновска усматривается, что испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен в пределах зоны городских лесов, на данном земельном участке имеются зеленые насаждения.

Частью 3, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

При таких обстоятельствах, с учетом того, что земельный участок, испрашиваемый административным истцом, находится в пределах зоны городских лесов и индивидуальное жилищное строительство в силу закона в данной зоне запрещено, административные исковые требования Кузнецова А.Н. не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

                                                        РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                                                                               ░.░. ░░░░░░░

           ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – 16 ░░░░░░░ 2023 ░.

2а-1702/2023 ~ М-1550/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кузнецов А.Н.
Ответчики
Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области
Суд
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска
Судья
Земцова О. Б.
Дело на сайте суда
zjeleznodorogniy--uln.sudrf.ru
20.06.2023Регистрация административного искового заявления
20.06.2023Передача материалов судье
23.06.2023Решение вопроса о принятии к производству
23.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.07.2023Судебное заседание
19.07.2023Судебное заседание
20.07.2023Судебное заседание
20.07.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
09.08.2023Судебное заседание
16.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2023Дело оформлено
26.12.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее