РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2015 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе
председательствующего судьи Смоляк Ю.В.
с участием: заявителя Рыбак А.В., представителя заинтересованного лица по доверенности Хальзова А.В.
при секретаре Хохловой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-535/15 по заявлению Рыбак Александра Викторовича о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить выявленные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Рыбак А.В. обратился в Ставропольский районный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия главы администрации с.п.Васильевка Ставропольского района Самарской области Писарцева Ю.А., выразившееся в ненадлежащем контроле за исполнением должностных обязанностей сотрудников администрации поселения, ответственных за уборку территории от снега; признании незаконным бездействия заместителя главы администрации с.п. Васильевка Хальзова А.В., ответственного за уборку территории сельского поселения от снега и обязании администрации сельского поселения устранить выявленные нарушения.
В ходе судебного разбирательства заявитель уточнил заявленные требования, согласно которым он просил признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области, выразившееся в ненадлежащей уборке от снега территории, по которой осуществляется проезд к домовладению по адресу: <адрес> и обязать администрацию сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области устранить выявленные нарушения.
Заявленные требования мотивированы тем, что заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> Заявитель постоянно проживает в жилом доме по указанному адресу. В период времени с ДД.ММ.ГГГГ заявитель не имеет возможности выехать на своем автомобиле от дома, в связи с тем, что администрация сельского поселения Васильевка не осуществляет в полном объеме свои полномочия, в частности не производит очистку дороги от снега.
В судебном заседании заявитель Рыбак А.В. заявленные требования с учетом уточнения поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме. Дополнительно пояснил, что у него в семье шестеро детей и бездействия администрации по расчиске снега нарушает не только п его права, но и права его несовершеннолетних детей.
Представитель заинтересованного лица Хальзов А.В. заявленные требования не признал, просил отказать в их удовлетворении. При этом он пояснил, что на основании заключенного муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ регулярно выполняются работы по расчистке дорог от снега в трех селах Васильевка, Зеленовка, Рассвет. В том числе производилась очистка дороги до дома заявителя. Однако в связи с тем, что по контракту работают всего две единицы техники, своевременно очистить дороги не представляется возможным. Сам он проживает в с.Зеленовка, является заместителем главы администрации сельского поселения и понимая, что несмотря на нехватку техники дороги чистить необходимо, в интересах жителей села, лично на своем транспорте прочищает главные дороги от снега. Семья заявителя – многодетная, и из-за уважения к заявителю, дорогу к его дому он также сам лично прочищал на своем тракторе. Расчистка снега до дома заявителя прекратилась после того, как произошел словесный конфликт между ним и заявителем. В целом же, дорога, которую просит расчищать заявитель, не нанесена на Генеральный план сельского поселения Васильевка, следовательно, администрация не обязана ее чистить от снега.
Рассмотрев заявленные требования, заслушав заявителя и представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд считает необходимым их удовлетворить.
Согласно ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Часть 1 статьи 249 ГПК определяет, что обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что заявителю на основании договора купли-продажи на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ
На указанном земельном участке имеется жилой дом, где заявитель постоянно проживает со своей многодетной семьей.
В соответствии с частью 3, пунктом 19 части 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения сельского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Согласно п.2.3 Правил благоустройства территории сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области, утвержденных решением Собрания представителей сельского поселения Васильевка, юридические и физические лица производят систематическую уборку, в соответствии с санитарными нормами и правилами (ручную, механическую) жилых, социальных, административных, промышленных, торговых и прочих зданий и строений, дворовых территорий и прилегающих к ним закрепленных территорий; скверов, бульваров, улиц и площадей со своевременным вывозом мусора в специально отведенные места, в зимнее время расчистку от снега дорого и пешеходных дорожек.
В соответствии с п.2.4. Правил благоустройства, граница прилегающих территорий определяется на улицах с двусторонней застройкой по длине занимаемого участка, по ширине – до оси проезжей части улицы.
Согласно п.2.7 Правил благоустройства, организацию уборки иных территорий осуществляет администрация сельского поселения Васильевка по договорам со специализированными организациями.
Обосновывая бездействие администрации сельского поселения Васильевка, выразившееся в неосуществлении мероприятий по уборке снега на территории, по которой осуществляется проезд к домовладению заявителя, заинтересованное лицо ссылается на Генеральный план сельского поселения Васильевка, утвержденный решением Собрания представителей сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором дорога к дому заявителя не отображена.
Указанный довод заинтересованного лица не может быть принят судом во внимание, как доказательство надлежащего выполнения органом местного самоуправления своих полномочий, так как не обоснован и опровергается материалами дела.
В частности, в материалы дела представлены копия планировочного решения земельных участков сельского поселения Васильевка, согласованная главой администрации сельского поселения Васильевка и главным архитектором муниципального района Ставропольский, а также схема расположения земельного участка (проект границ) выполненная в отношении земельного участка, принадлежащего заявителю и согласованная и.о. начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального района Ставропольский, руководителем КУМИ муниципального района Ставропольский и главой администрации сельского поселения Васильевка. Из указанных документов следует, что доступ к земельному участку заявителя осуществляется по <адрес>. Иного доступа у заявителя к своему земельному участку не имеется.
Указанная дорога по <адрес> ведет к нескольким земельным участкам, помимо участка заявителя, то есть является территорией общего пользования.
Тот факт, что указанная дорога не нанесена на картах в материалах Генерального плана сельского поселения Васильевка не может быть принят судом во внимание, так как согласно представленным картографическим материалам указанная дорога в сельском поселении имеется, на нее выходит несколько земельных участков. Кроме того, факт существования указанной дороги не отрицался представителем заинтересованного лица.
Также, в ходе судебного разбирательства было установлено, что администрация сельского поселения Васильевка осуществляла работы по уборке снега с территории ведущей к домовладению заявителя. Указанное обстоятельство подтверждается имеющейся в материалах дела перепиской между сторонами, а также пояснениями непосредственно представителя заинтересованного лица, о том, что работы по уборке снега прекратились после того, как у заявителя произошел личный конфликт с представителем администрации сельского поселения.
Согласно ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В данном случае заявитель не может в полной мере осуществлять правомочия по владению и пользованию принадлежащим ему имуществом, в связи с тем, что из-за большого снежного покрова существенно затруднен доступ к принадлежащему ему земельному участку, в том числе в случае необходимости и специальным службам – противопожарной службе, службе скорой медицинской помощи и т.д.
Наличие у заявителя препятствий в доступе к своему земельному участку в связи со значительным снежным покровом, подтверждается представленными в дело фотографиями и не оспаривается заинтересованным лицом.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ст. 132 Конституции Российской Федерации).
Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
При указанных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199,254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать бездействие администрации сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области, выразившееся в ненадлежащей уборке от снега территории, по которой осуществляется проезд к домовладению по адресу: <адрес> незаконным.
Обязать администрацию сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области устранить выявленные нарушения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда через Ставропольский районный суд Самарской области.
Мотивированное решение изготовлено 25.02.2015 года.
Судья подпись