Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-277/2020 ~ М-259/2020 от 20.08.2020

УИД: 63RS0010-01-2020-000362-76

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 октября 2020 года с. Исаклы

Исаклинский районный суд Самарской области

в составе председательствующего судьи Семёнова М.П.,

рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело № 2а-277/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 17 по Самарской области (далее Межрайонной ИФНС России № 17 по Самарской области) к ФИО1 о взыскании обязательных платежей,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в Исаклинский районный суд Самарской области с настоящим исковым заявлением. В обоснование требований указано на то, что административным ответчиком не исполнено обязательство по уплате земельного налога за 2014 год в размере 328 рублей по требованию от ДД.ММ.ГГГГ.

В адрес налогоплательщика было выслано указанное требование об уплате налога, с требованием добровольно погасить недоимку. Вместе с тем, данное требование ответчиком не исполнено. 22 апреля 2020 года мировым судьёй судебного участка № 135 Исаклинского судебного района Самарской области вынесено определение об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 суммы задолженности по уплате налогов в связи с тем, что ФИО1 не зарегистрирован на территории Исаклинского района. С учётом изложенного, в административном иске содержалась просьба взыскать с административного ответчика указанную выше задолженность по обязательным платежам.

17 сентября 2020 года судом вынесено определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства в силу статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцати тысяч рублей.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Обязанность по уплате налога выполняется в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации уплата законно установленных налогов и сборов является обязанностью налогоплательщика. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с частью 1 статьи 388 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В части 1 статьи 48 Кодекса закреплено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Судом установлено, что административному ответчику налоговым органом направлялось налоговое уведомление с расчётом земельного налога от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому подлежал уплате налог за 2014 год в размере 328 рублей.

Также ответчику было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога за 2014 год в размере 328 руб. и пени в размере 21 руб. 47 коп.

В соответствии со статьей 61 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюдён ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществлённого расчёта и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учёта в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подаётся в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истёк срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подаётся налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем 3 пункта 2 настоящей статьи.

Абзацем третьим пункта 2 статьи 48 НК РФ установлено, что если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трёхлетнего срока.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 4 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, статьёй 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС Российской Федерации).

Как следует из материалов дела и установлено судом, административному ответчику было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога в размере 328 руб. 00 коп., в котором установлен срок его исполнения до ДД.ММ.ГГГГ

Однако данное требование административным ответчиком в добровольном порядке и в установленные сроки исполнено не было, что послужило основанием для обращения в суд с административным исковым заявлением.

Судом установлено, что первоначально с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 135 Исаклинского судебного района Самарской области и определением мирового судьи судебного участка № 135 Исаклинского судебного района Самарской области от 22 апреля 2020 года было отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 суммы задолженности по уплате налога в связи с тем, что ответчик не зарегистрирован на территории Исаклинского района.

Данное определение суда налоговым органом в установленном законом порядке не обжаловалось.

Повторно Межрайонная ИФНС России № 17 по Самарской области обратилась уже с административным исковым заявлением в Исаклинский районный суд Самарской области 20 августа 2020 года.

В силу пункта 1 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.

Днём обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещённой на официальном сайте суда в сети "Интернет".

Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации относительно течения сроков исковой давности, изложенной в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 года № 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", которая подлежит применению по аналогии в спорном правоотношении, в силу п. 1 ст. 204 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, если такое заявление было принято к производству. Положение п. 1 ст. 204 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяется, если судом отказано в принятии заявления или заявление возвращено, в том числе в связи с несоблюдением правил о форме и содержании заявления, а также других предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации требований.

При таких обстоятельствах в данном административном деле имеет значение дата обращения в суд 20 августа 2020 года, которая свидетельствует о пропуске срока исковой давности, который истёк 26 июля 2019 года.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Суд находит, что у налогового органа имелось достаточно времени (шесть месяцев) с 26 января 2019 года для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке. Тем более, что Инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 г. № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Несоблюдение налоговой инспекцией срока подачи административного искового заявления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 КАС РФ является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

Кроме того, административным истцом были предъявлены требования об уплате земельного налога на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>. Данное требование предъявлено к административному ответчику – ФИО1, 16 июля 1935 года рождения, зарегистрированному по адресу: <адрес>.

По сведениям, предоставленным администрацией сельского поселения Большое Микушкино муниципального района Исаклинский Самарской области, а также согласно адресной справке, предоставленной МП ОМВД России по Исаклинскому району Самарской области и информации, предоставленной отделом адресно-справочной работы УМВ ГУ МВД России по Самарской области, ФИО1, 16 июля 1935 года рождения, по указанному адресу, а также на территории Самарской области не зарегистрирован. Судебная корреспонденция, направленная по указанному в административном иске адресу возвращена в суд в связи с истечением срока хранения. По информации архивного отдела Управления ЗАГС <адрес> в базе данных с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствует информация о государственной регистрации актов гражданского состояния в отношении ФИО1, 16.07.1935 года рождения.

В ходе подготовки административного дела к рассмотрению, судом установлено, что по указанному в административном иске адресу: <адрес> был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Данный факт также подтверждается копией формы № 1 на имя ФИО1, копией поквартирной карточки (форма № 10).

По информации, предоставленной сельским поселением Большое Микушкино муниципального района Исаклинский Самарской области ФИО1, (о данным похозяйственных книг дата рождения – ДД.ММ.ГГГГ) проживал с ДД.ММ.ГГГГ по день смерти ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.

Согласно актовой записи от ДД.ММ.ГГГГ, выполненной отделом ЗАГС <адрес> управления ЗАГС аппарата <адрес>, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Последним местом жительства умершего указан адрес: <адрес>.

Суд полагает, что административным истцом неверно указана дата рождения ответчика. Данный факт объясняет отсутствие регистрации ФИО1, 16.07.1935 года рождения, на территории Исаклинского района.

С учётом изложенного, предъявление требования к ФИО1, умершему ДД.ММ.ГГГГ, об уплате земельного налога за 2014 год неправомерно.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 48 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 175-180, 286, 290-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 17 по Самарской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Исаклинский районный суд Самарской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья: М.П. Семенов

2а-277/2020 ~ М-259/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 17 по Самарской области
Ответчики
Егоров М.И.
Суд
Исаклинский районный суд Самарской области
Судья
Семенов М. П.
Дело на странице суда
isaklinsky--sam.sudrf.ru
20.08.2020Регистрация административного искового заявления
20.08.2020Передача материалов судье
21.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.09.2020Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
28.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.10.2020Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
26.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.11.2020Дело оформлено
18.11.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее