Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 ноября 2016 года г. Иркутск
Куйбышевский районный суд города Иркутска
в составе председательствующего судьи Акимовой Н.Н.,
при секретаре Шайдуровой В.Е.,
с участием представителя истца Кульчитской М.Ю., представителя ответчика Магрицкой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3442/2016 по иску Беляева В.В. к публичному акционерному обществу Страховая компания «Росгосстрах» о взыскании страховой выплаты, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Беляев В.В. обратился в суд с иском к ПАО СК «Росгосстрах», указав в обоснование заявленных требований, что <дата> произошло дорожно-транспортное происшествие с участием а/м <данные изъяты>, под управлением Штанько Д.А., и а/м <данные изъяты>, находящейся под управлением Городенко А.А., собственник Беляев В.В. Виновным в ДТП признан водитель автомашины <данные изъяты> Штанько Д.А. В результате дорожно-транспортного происшествия был причинен вред имуществу истца – автомобилю <данные изъяты>. После ДТП истец обратился с заявлением о возмещении убытков в страховую компанию, ответчиком произведена страховая выплата в размере 39050 рублей. Не согласившись с выплаченной суммой страхового возмещения, истец обратился в ООО «Сибсервис-Эксперт-Оценка» с целью установления суммы ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия. На основании экспертного заключения, рыночная стоимость автомобиля истца составляет 175980 рублей, стоимость годных остатков составляет 32595 рублей, стоимость восстановительного ремонта с учетом износа составила 128837 рублей. <дата> истцом была подана претензия в адрес ответчика о доплате страхового возмещения. Ответчиком частично произведена доплата страхового возмещения в размере 40500 рублей.
На основании изложенного, истец просит суд с учетом уточнения исковых требований взыскать с ответчика ПАО СК «Росгосстрах» страховое возмещение 50 000 рублей, расходы на проведение независимой экспертизы в размере 8000 рублей, компенсацию морального вреда 500 рублей, штраф в размере 15 000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 рублей.
Истец Беляев В.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, представил суду заявление с просьбой о рассмотрении дела в свое отсутствие при участии представителя.
Представитель истца Кульчитская М.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика ПАО СК «Росгосстрах», Магрицкая Е.С. в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении.
Третье лицо Штанько Д.А., Городенко А.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, суд не располагает сведениями о том, что причины не явки являются уважительными.
На основании статьи 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 19 Конституции Российской Федерации устанавливает, что все равны перед законом и судом; при этом, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. По смыслу названной статьи Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 17, 18 и 55, конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией Российской Федерации, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании Федерального закона.
Принимая решение, суд руководствуется статьями 56 и 196 ГПК РФ, согласно которым, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений; суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены и какие не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии со ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом. В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества.
В силу ст.1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности (п.2 ст.1079 ГК РФ).
На основании ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Согласно ст. 1072 ГК РФ юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (статья 931, пункт 1 статьи 935), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.
В соответствии с п.1 ст.401 ГК РФ лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Таким образом, анализ ст.ст.15, 401, 1064, 1072, 1079 ГК РФ показывает, что при решении вопроса об ответственности за вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности в результате дорожно-транспортного происшествия, необходимо установить - по чьей вине возникло дорожно-транспортное происшествие, действия кого из водителей состоят в прямой причинно-следственной связи с причинением вреда, противоправность причинителя вреда, размер вреда.
Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, <дата> произошло дорожно-транспортное происшествие с участием транспортного средства <данные изъяты>, находящейся под управлением Штанько Д.А. и автомашины <данные изъяты>, находящейся под управлением Городенко А.А., собственник Беляев В.В. В соответствии с постановлением по делу об административном правонарушении от <дата> виновным в ДТП признан водитель автомашины <данные изъяты> Штанько Д.А., что подтверждается справкой о дорожно-транспортном происшествии от <дата> и материалами дела об административном правонарушении. Вина в дорожно-транспортном происшествии Штанько Д.А. не оспорена.
Как усматривается из материалов дела автомобиль марки <данные изъяты>, принадлежит на праве собственности Беляеву В.В.
В судебном заседании установлено, что в результате дорожно-транспортного происшествия истцу Беляеву В.В. причинен имущественный вред, выразившийся в причинении технических повреждений принадлежащему ему на праве собственности автомобилю марки <данные изъяты>.
Истцом в досудебном порядке была определена рыночная стоимость ущерба транспортного средства марки <данные изъяты>.
Согласно отчету ООО «Сибсервис-Эксперт-Оценка», стоимость восстановительного ремонта а/м <данные изъяты>, с учетом износа транспортного средства составила 128837 рублей, рыночная стоимость автомобиля составляет 175980 рублей, стоимость годных остатков составляет 32595 рублей.
Суд полагает, что отчет ООО «Сибсервис-Эксперт-Оценка» может быть использован судом в качестве допустимого и относимого доказательства, поскольку он составлен с соблюдением технических и правовых норм и правил, установленных для производства такого рода исследований, оценка проведена независимым экспертом, имеющим стаж работы в оценочной деятельности, выводы оценщика подробны и мотивированы.
В силу этого при определении размера страхового возмещения, подлежащего выплате истцу, следует руководствоваться указанным отчетом и пределами уточненных заявленных требований.
Согласно п. 18 ст. 12 Федерального закона от <дата> № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» размер подлежащих возмещению страховщиком убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется: в случае полной гибели имущества потерпевшего - в размере действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков. Под полной гибелью понимаются случаи, при которых ремонт поврежденного имущества невозможен либо стоимость ремонта поврежденного имущества равна стоимости имущества на дату наступления страхового случая или превышает указанную стоимость.
Аналогичная позиция отражена в разъяснениях п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> <номер> «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
В судебном заседании установлено, что истец обратился в ПАО СК «Росгосстрах» с заявлением о прямом возмещении убытков по ОСАГО, вместе с тем, выплата страховщиком произведена в размере 39050 рублей и 40500 рублей.
С учетом произведенной ответчиком страховой выплаты в размере 79550 рублей, размера заявленных истцом требований, суд приходит к выводу, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма страхового возмещения в размере 50000 рублей.
Согласно ст. 12 Федерального закона от <дата> № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» стоимость независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), на основании которой осуществляется страховая выплата, включается в состав убытков, подлежащих возмещению страховщиком по договору обязательного страхования.
Судом установлено, что в связи с нарушением ответчиком права Беляева В.в. на получение страхового возмещения в полном объеме истцом были понесены расходы на оплату независимой оценки в размере 8000 рублей. Данное обстоятельство подтверждается представленным суду договором на выполнение работ по оценке от <дата>, квитанцией к ПКО от <дата>. Суд полагает данные расходы необходимыми для заявления настоящего иска, в связи с чем они подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
В силу статьи 15 Закона РФ от <дата> <номер> «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) на основании договора с ним, его прав, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, возмещается причинителем вреда только при наличии вины.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> <номер> «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» поскольку моральный вред определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки, а должен основываться на характере и объеме причиненных потребителю нравственных и физических страданий в каждом конкретном случае.
Поскольку ответчик не выполнил свои обязательства перед потребителем Беляевым В.В. в установленные законом сроки, чем нарушил права и законные интересы истца, суд с учетом принципа разумности, а также причиненных истцу неудобств, вызванных несвоевременностью выплаты страхового возмещения, считает необходимым исковые требования истца о компенсации морального вреда удовлетворить, взыскать с ПАО СК «Росгосстрах» в пользу Беляева В.В. компенсацию морального вреда в размере 500 рублей.
В силу пункта 3 статьи 16.1 Федерального закона РФ № 40-ФЗ от <дата> «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в редакции от <дата>) при удовлетворении судом требований потерпевшего-физического лица об осуществлении страховой выплаты суд взыскивает со страховщика за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего штраф в размере пятидесяти процентов от разницы между совокупным размером страховой выплаты, определенной судом, и размером страховой выплаты, осуществленной страховщиком в добровольном порядке.
Согласно пункту 60 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации <номер> от <дата> «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» положения пункта 3 статьи 16.1 Федерального закона от <дата> <номер>- ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» о штрафе за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего применяются, если страховой случай наступил <дата> и позднее. К спорам, возникшим по страховым случаям, наступившим до <дата>, подлежат применению положения пункта 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей.
В соответствии с пунктом 64 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации <номер> от <дата> «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» размер штрафа за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего определяется в размере пятидесяти процентов от разницы между суммой страхового возмещения, подлежащего выплате потерпевшему по конкретному страховому случаю, и размером страховой выплаты, осуществленной страховщиком в добровольном порядке. При этом суммы неустойки (пени), финансовой санкции, денежной компенсации морального вреда, а также иные суммы, не входящие в состав страховой выплаты, при исчислении размера штрафа не учитываются.
Поскольку дорожно-транспортное происшествие с участием транспортного средства истца произошло <дата>, учитывая, что требования истца ответчиком в добровольном порядке исполнены не были, суд полагает необходимым взыскать с ответчика штраф за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего в размере 15000 рублей.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно требованиям ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, суммы подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам, другие признанные судом необходимые расходы.
Согласно части 1 статьи 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как следует из представленного договора об оказании юридических услуг от <дата>, заключенного между Кульчитской М.Ю. (исполнитель) и Беляевым В.В. (заказчик), по настоящему договору исполнитель обязуется от имени и за счет заказчика совершить юридические действия, перечисленные в п.1 Договора об оказании юридических услуг. За совершение действий, указанных в указанных пунктах настоящего договора, заказчик оплатил вознаграждение в размере 20000 рублей. Получение денежных средств от истца Беляева В.В. Кульчитской М.Ю. подтверждается распиской от <дата>.
При определении размера вознаграждения, подлежащего взысканию, суд не оценивает размер вознаграждения по собственному усмотрению или по мотивам социальной справедливости, однако суд на основе принципов разумности и справедливости вправе оценить размер судебных издержек в части расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), учитывая то, что проигравшая сторона, которая несет бремя возмещения судебных расходов, не могла являться участником договора правовых услуг и никак не могла повлиять на размер вознаграждения представителя другой стороны, достигнутой в результате свободного соглашения без ее участия.
С учетом изложенного суд полагает возможным взыскать в пользу Беляева В.В. расходы на оплату услуг представителя в размере 8 000 рублей.
В силу ст. 98, 103 ГПК РФ с ПАО «Росгосстрах» подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета города Иркутска в размере 2240 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Беляева В.В. удовлетворить.
Взыскать с ПАО СК «Росгосстрах» в пользу Беляева В.В. сумму страхового возмещения в размере 50000 рублей, штраф в размере 15 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 500 рублей, расходы на оплату услуг независимой оценки в размере 8000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 8 000 рублей, а всего 81 500 рублей.
Взыскать с ПАО СК «Росгосстрах» государственную пошлину в бюджет города Иркутска в размере 2240 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Н.Н. Акимова