Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-120/2021 ~ М-27/2021 от 08.02.2021

                         Дело № 2-120/2021

10RS0006-01-2021-000171-68

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Лахденпохья Республика Карелия 09 июня 2021 года

    Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Сущевской Е.А., при секретаре Овчарове С.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Лахденпохского муниципального района и Администрации Мийнальского сельского поселения о признании права собственности на объект недвижимости,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением по тем основаниям, что истец зарегистрирован и проживает в жилом доме по адресу: <адрес>, территория <адрес>, расположенном на земельном участке с кадастровым номером . Данный земельный участок и жилой дом располагаются на территории Мийнальского сельского поселения. Единственной ведущей дорогой к дому истца является автомобильная дорога «» в сторону . Данная автомобильная дорога является дорогой общего пользования, находится в собственности Республики Карелия и находится на обслуживании до км дороги «», участок дороги от км не находится у кого-либо в собственности и никем не обслуживается, таким образом проезд к месту жительства истца является затруднительным, особенно в зимний период, по причине отсутствия должного содержания автомобильной дороги. На основании заявления Мийнальского сельского поселения объект недвижимости с кадастровым номером (автомобильная дорога) ДД.ММ.ГГГГ был принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости. Администрация Мийнала отказала истцу в принятии участка дороги от км автодороги «», так как данный участок не входит в границы населенных пунктов Мийнальского сельского поселения. В настоящее время вопрос о принадлежности спорного участка автомобильной дороги не решен.

Ссылаясь на положения п. 5 ч. 1 ст. 15, п. 1 ч. 1 ст. 50 ФЗ № 131, ст.ст. 3, 13, 17 ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007, истец просит признать за муниципальным образованием «Лахденпохский муниципальный район» право муниципальной собственности на объект недвижимости – автомобильную дорогу, протяженностью метров, расположенную по адресу: <адрес>, Мийнальское сельское поселение, кадастровый квартал , кадастровый .

В ходе судебного разбирательства истец заявил требования и к Администрации Мийнальского сельского поселения, просил, кроме ранее заявленного, признать за муниципальным образованием «Мийнальское сельское поселение» право муниципальной собственности на объект недвижимости – автомобильную дорогу, протяженностью метров, расположенную по адресу: <адрес>, Мийнальское сельское поселении, кадастровый квартал , кадастровый .

В судебном заседании представитель истца, адвокат ФИО4, поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Указал, что спорная дорога является единственной для проезда к месту жительства истца, где последний проживает с семьей уже более 10 лет. Жилой дом и земельный участок находятся в собственности его семьи. В указанном месте проживает более 10 семей, которые используют спорную дорогу для проезда к месту жительства. Ранее, дорога была республиканского значения и подходила к воротам , при этом всегда обслуживалась, была надлежащего качества для проезда к дому истца. В 2019 году в системе были изменения, ворота убрали, сделали сплошную систему. В настоящее время не нахождение спорной дороги на обслуживании противоречит действующему законодательству. Просил суд определить надлежащего ответчика: либо Администрацию Лахденпохского муниципального района, либо администрацию Мийнальского сельского поселения, указав, что истцу не принципиально, кто будет являться собственником и обслуживать спорный участок дороги.

Представитель ответчика - Администрации Лахденпохского муниципального района, по доверенности, ФИО5, возражала против удовлетворения исковых требований, указала, что спорная дорога должна находиться на балансе Администрации Мийнальского сельского поселения, поскольку поставлена последними на учет как бесхозяйная.

Представитель ответчика, Администрации Мийнальского сельского поселения, ФИО6, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований к администрации Мийнальского сельского поселения. Пояснил, что дом истца и спорная дорога находятся вне границ поселка . Несмотря на то, что Администрация <адрес> поставила спорный объект на учет как бесхозяйный, в соответствии с Уставом, обеспечением дорог вне населенных пунктов занимается <адрес>.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - по <адрес>, по доверенности, ФИО7, в судебном заседании указал, что объект недвижимости с кадастровым номером на балансе Управления не состоит. Судебное решение не затрагивает интересы Управления в части реализации полномочий по защите и охране государственной границы Российской Федерации в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации о 01.04.16993 № 4730-I «О государственной границе Российской Федерации» и Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности». Подтвердил, что действительно раньше имелся проезд к жилым домам собственников, в том числе истца, дорога находилась на обслуживании республики. В 2019 году проезд был закрыт сплошным забором и собственники домов и земельных участков, расположенных за забором, вынуждены проезжать по другой дороге, которая находится в неудовлетворительном состоянии. Другого проезда не имеется. Оставил решение по иску на усмотрение суда.

Остальные участники процесса - представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлеченные к участию в деле, в судебном заседании отсутствовали, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Согласно отзыву Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, по данным государственного лесного реестра объект недвижимости (автомобильная дорога) с кадастровым номером в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в выписке ЕГРН, частично располагается на землях лесного фонда, а именно в кварталах лесничества (по материалам лесоустройства) участкового лесничества Лахденпохского лесничества. Исходя из выписки ЕГРН год завершения строительства дороги – . В случае наличия документов, подтверждающих формирование земельного участка под строительство указанного объекта, в соответствии с которыми данный земельный участок отнесен к землям иных категорий, Министерство на основании решения суда может исключить спорный земельный участок из государственного лесного реестра. В случае отсутствия таких документов собственник объекта недвижимого имущества должен обратиться в Министерство для заключения договора арены земельного участка.

Согласно отзыву Министерства по дорожному хозяйству, транспорту и связи, Министерство осуществляет функции в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения. В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления, в связи с чем, Министерство не имеет возражений против признания за Администрацией Лахденпохского муниципального района права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – автомобильную дорогу.

Из отзыва Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес> (РОСИМУЩЕСТВО) следует, что обращению в муниципальную собственность подлежат все дороги, не включенные в перечни дорог федерального, регионального или межмуниципального значения и на которые не оформлены права частной собственности в установленном порядке. К дорогам местного значения могут быть отнесены лишь дороги в пределах муниципального образования – то есть дороги, полностью расположенные (от начала до конца), замкнутые в границах соответственно поселения, муниципального района или городского округа. В Реестре федерального имущества не учитывается объект недвижимости – автомобильная дорога с кадастровым номером , протяженностью м., расположенная по адресу: <адрес>, сельское поселение, в связи с чем МТУ Росимущество в <адрес> и <адрес> как представитель собственника федерального имущества не нарушает прав и законных интересов истца.

Из отзыва ГКУ РК «» следует, что автомобильная дорога с кадастровым номером расположена на землях государственного лесного фонда в квартале 3, 10, 11 Яккимского участкового лесничества, является лесной дорогой и включена в государственный лесной реестр.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в отзыве указал, что автомобильная дорога с кадастровым номером в реестре государственного имущества Республики Карелия не числится.

Других отзывов и возражений не поступило.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему выводу.

В судебном заседании установлено.

ФИО8 является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, на землях сельскохозяйственного назначения, для дачного строительства, и расположенного на данном земельном участке жилого дома с кадастровым номером , по адресу: <адрес>. В указанном доме по адресу <адрес>, прописан и постоянно проживает истец ФИО1 – супруг ФИО8

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости и материалам реестрового дела: сооружение – автомобильная дорога расположена по адресу: , в кадастровом квартале , начальная точка объекта – точка км автомобильной дороги «», конечная точка – пересечение инженерных сооружений государственной границы (), ориентировочная протяженность – м.

ДД.ММ.ГГГГ указанный объект (дорога) принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости, правообладателем указана Администрация Мийнальского сельского поселения, автомобильной дороге присвоен кадастровый .

В соответствии с ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

По смыслу указанной правовой нормы орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного.

Со времени постановки спорного недвижимого имущества на учет в установленном порядке прошел год, о своих правах на указанный объект никто не заявил, вопрос о принадлежности спорной автомобильной дороги и принятии ее в муниципальную собственность по истечении года со дня ее постановки на государственный кадастровый учет в качестве бесхозяйного, до настоящего времени не решен.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и никем не оспариваются.

Требование истца мотивировано тем, что проживая в районе <адрес> сельского поселения <адрес>, он, как и другие жители указанного района, не имеет возможности свободного проезда по участку от км автомобильной дороги «» в сторону , который никем не обслуживается, не находится у кого-либо в собственности. Данное обстоятельство препятствует истцу в свободной реализации своего права на передвижения, проезд к своему дому, вызов аварийных и других служб.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются положениями Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 257 от 08.11.2007). Действие указанного закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.

Статьей 3 ФЗ № 257 от 08.11.2007 определено, что автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы).

Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ч. 1 и ч. 8 ст. 6 ФЗ № 257 от 08.11.2007).

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 131 от 06.10.2003) к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 50 ФЗ № 131 от 06.10.2003 предусмотрено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в частности, в собственности муниципальных районов могут находиться автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (п. 6 ч. 1 ст. 13 ФЗ № 257 от 08.11.2007).

Владельцами автомобильных дорог признаются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7 ст. 3 ФЗ № 257 от 08.11.2007).

Согласно ст. 45 Устава муниципального образования «Лахденпохский муниципальный район» в собственности Лахденпохского муниципального района могут находиться, в том числе, автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах Лахденпохского муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

Согласно ст. 8 Устава муниципального образования «Мийнальское сельское поселение», принятого решением XXIX сессии I созыва Совета Мийнальского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ , в границах населенного пункта поселения находится, в том числе, <адрес>.

Границы населенных пунктов на территории Мийнальского сельского поселения утверждены Генеральным планом Мийнальского сельского поселения в соответствии с решением Совета Лахденпохского муниципального района от 19 марта 2020 № 59/421-6 «О внесении изменений в Генеральный план Мийнальского сельского поселения Лахденпохского района Республики Карелия», принятым на LIX заседании VI созыва Совета Лахденпохского муниципального района.

Согласно Карте границ населенных пунктов Мийнальского сельского поселения Лахденпохского муниципального района Республики Карелия (картографическому описанию границ населенных пунктов поселения), исследованной в судебном заседании с участием сторон, бесхозяйный объект недвижимости – дорога с кадастровым номером расположена вне границ населенных пунктов.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является муниципальное образование «Лахденпохский муниципальный район», поскольку спорная автомобильная дорога находится вне границ населенных пунктов Мийнальского сельского поселения в границах Лахденпохского муниципального района, не имеет собственника, предназначена для решения вопросов местного значения Лахденпохского муниципального района.

Ссылка представителя администрации Лахденпохского муниципального района на тот факт, что дорога поставлена на учет в качестве бесхозяйной другим ответчиком, а с их стороны не было намерений по постановке данной дороги на учет и ее обслуживании, не освобождает администрацию Лахденпохского муниципального района от установленной законом обязанности.

Бездействие органа местного самоуправления в указанной сфере, по мнению суда, нарушает права истца, в сфере надлежащего обеспечения безопасности дорожного движения при проезде к своему месту жительства.

Отсутствие собственника спорной автомобильной дороги влечет невозможность исполнения предусмотренной ФЗ № 131 от 06.10.2003 и ФЗ № 257 от 08.11.2007 обязанности по осуществлению дорожной деятельности.

Следовательно, бездействие органа местного самоуправления - администрации Лахденпохского муниципального района по принятию мер по постановке на муниципальный баланс спорной автомобильной дороги, являющейся бесхозяйной, используемой и истцом, и неопределенным кругом лиц, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей.

Учитывая, что бесхозяйный объект недвижимости – дорога с кадастровым номером 10:12:0022201:800, расположен вне границ населенных пунктов, что никто не оспаривал, оснований для удовлетворения требований к Администрации Мийнальского сельского поселения не имеется.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований к администрации Лахденпохского муниципального района и об отказе в удовлетворении требований к Администрации Мийнальского сельского поселения.

В соответствии со ст. 98 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) с ответчика в пользу истцов подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу иска в суд.

При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования к администрации Лахденпохского муниципального района удовлетворить.

Признать за муниципальным образованием «» право муниципальной собственности на объект недвижимости – автомобильную дорогу, протяженностью метров, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый квартал , кадастровый .

Взыскать с администрации Лахденпохского муниципального района в пользу ФИО1 государственной пошлины, оплаченной при подаче иска в суд.

В удовлетворении требований к Администрации Мийнальского сельского поселения отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.А. Сущевская

Мотивированное решение принято 17.06.2021

2-120/2021 ~ М-27/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Матвеев Андрей Кимович
Ответчики
Администрация Лахденпохского муниципального района
Администрация Мийнальского сельского поселения
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Другие
Ренго А.А.
ГКУ РК "Лахденпохское центральное лесничество"
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК
Пограничное Управление ФСБ РФ по Республике Карелия
ЗАО "Норд Интер Хауз"
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи РК
Министерство природных ресурсов и экологи Республики Карелия
Суд
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
Судья
Сущевская Е. А.
Дело на странице суда
lahdenpohsky--kar.sudrf.ru
08.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.02.2021Передача материалов судье
15.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.03.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
01.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.03.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
18.03.2021Предварительное судебное заседание
02.04.2021Судебное заседание
06.05.2021Судебное заседание
20.05.2021Судебное заседание
09.06.2021Судебное заседание
17.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.06.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
25.06.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
02.07.2021Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее